Особенности создания
Сценарий, написанный по повести Антона Чехова, был сделан, по воспоминаниям автора, как-то уж очень легко и быстро. Возможно, это было связано с особой кинематографичностью чеховских текстов, а может быть, с особенным отношением к Чехову самого режиссера, который считал «неоспоримым достоинством писателя умение видеть необычное в самых простых вещах».
Актерский состав
На главную роль Гурова Хейфиц утвердил Алексея Баталова. Этот выбор удивил многих. Баталов был слишком молод для этой роли и, как казалось тогда многим, слишком простоват для экранизаций Чехова.
Но сам Алексей Баталов мечтал сыграть эту роль. Помимо его искренней любви к творчеству Чехова, он стремился отойти от привычного амплуа советского труженика, простого работящего парня, чуть-чуть нагловатого и слегка грубоватого. Пытаясь срастись со своим персонажем, Баталов купил себе туфли на размер больше, чтобы походка стала тяжелее и солиднее, отпустил бороду и начал сутулиться, чтобы приблизиться к возрасту героя, и даже стал носить перстень.
Но все самостоятельные усилия и актерские предложения Баталова были забракованы Иосифом Хейфицем. Бороду он назвал пошлой, попытку казаться старше — ребячеством, а походка его раздражала в принципе. И он постоянно делал замечания молодому актеру, чтобы тот не косолапил. Позже эту своеобразную «фирменную» походку Алексея Баталова полюбят миллионы отечественных кинозрителей.
Ия Саввина, приглашенная на главную роль, юная, легкая, вовсе не была профессиональной актрисой. Она училась на втором курсе журфака МГУ, играла в студенческом театре, где ее и заметил Хейфиц. Она сразу поразила его удивительным сходством с героиней Чехова. Иосиф Ефимович пригласил ее не раздумывая. И ни разу не пожалел о своем выборе.
Съемочный процесс
Съемки начинались в Ялте, где и разворачивается чеховское действо, но они продолжались недолго, так как началась полоса пасмурных дней. Ко всему прочему Баталова сразила тяжелейшая болезнь глаз, так что во многих натурных сценах снимали его дублера. В результате пришлось переносить все съемки в павильон и строить специальные летние декорации, да еще и художникам по свету пришлось особенно тщательно поработать — так, чтобы не было заметно разницы между естественным солнечным светом и искусственно создаваемым сочинским солнцем в павильоне. И здесь оператор превзошел самого себя — даже коллеги Дмитрия Месхиева не могли с первого раза угадать, где съемки натурные, а где павильон.
Когда картина вышла на экраны, она стремительно завоевала невероятную популярность не только в Советской России, но и за рубежом. Великий итальянский режиссер Федерико Феллини смотрел ее несколько раз подряд и не уставал ею восхищаться. А Марчелло Мастроянни говорил, что сниматься в такой картине — большая честь для любого актера.
Награды и призы
На Международном фестивале в Каннах картина получила приз за высокий гуманизм и превосходные художественные качества, а Британский киноинститут включил картину «Дама с собачкой» в число лучших фильмов года.
Лекция о фильме «Дама с собачкой»
Лекторы: актрисы Лариса Бравицкая, Дарья Мороз, Любовь Толкалина, профессор Борис Любимов.