Антоний Погорельский
Годы жизни: 1787 - 21 июля 1836
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Писатель
Содержание
До Антония Погорельского в России почти не сочиняли фантастические повести и нравоописательные романы. Он стал автором и первой детской сказки «Черная курица, или Подземные жители», которую посвятил своему племяннику — будущему поэту Алексею Толстому. Книги Погорельского хвалил Александр Пушкин, а Николай Чернышевский назвал их «замечательным явлением» 1830-х годов.
Ботаник, чиновник, участник Отечественной войны 1812 года
Антоний Погорельский — литературный псевдоним Алексея Перовского. Он взял его в 1828 году, когда только начал писать. Фамилию Перовский придумал сам — образовал ее от названия своей усадьбы Погорельцы.
Погорельский родился в 1787 году в Москве. Он был внебрачным сыном графа Алексея Разумовского, министра народного просвещения. Мать будущего писателя — Мария Соболевская — происходила из мещан и была дочерью учителя по верховой езде. Она прожила с Разумовским более тридцати лет, у них родилось десять детей. Все они считались незаконнорожденными и носили фамилию Перовские — от названия имения Перово. Однако Разумовский добился личного разрешения Александра I на дворянство для всех своих детей.
Детство Погорельского прошло в Почепе — имении его отца в Черниговской губернии. Он получил хорошее домашнее образование: Алексей Разумовский нанял всем детям учителей по иностранным языкам, истории, естественным наукам. Особенно Погорельский интересовался ботаникой. С детства он собирал гербарии, коллекционировал редкие растения. В то же время Погорельский писал небольшие рассказы. На один из юбилеев он подарил отцу тетрадку со своими сочинениями.
В 1805 году Погорельский поступил в Московский университет. Во время учебы он перевел на немецкий язык «Бедную Лизу» Николая Карамзина. А вскоре познакомился с самим писателем и с поэтами Петром Вяземским и Василием Жуковским.
Первыми опубликованными произведениями Погорельского стали лекции по биологии «Как различать животных от растений», «О цели и пользе Линнеевой системы растений» и «О растениях, которые бы полезно было размножать в России». Еще он сочинял амфигури — шуточные стихотворения-бессмыслицы.
Погорельский был членом нескольких научных и литературных кружков, в том числе «Общества истории и древностей российских», «Общества любителей российской словесности». Он посещал литературные вечера и салоны.
В декабре 1807 года Антоний Погорельский окончил Московский университет. Он поступил на службу в один из департаментов Сената, где работал экзекутором — чиновником по хозяйственным поручениям. Вместе с тайным советником Петром Обрезковым Погорельский побывал в Казанской и Пермской губерниях. А к 1812 году он получил должность секретаря министра финансов, которую вскоре оставил из-за начала войны с Наполеоном. Против воли отца Погорельский записался в армию добровольцем. Он участвовал почти во всех главных сражениях войны, в том числе в боях под Кульмом и в районе села Тарутино.
После битвы под Лейпцигом Погорельский остался в Германии. Он служил в лейб-гвардейском Уланском полку, был адъютантом князя Николая Репнина — генерал-губернатора королевства Саксонского. Погорельский получил несколько наград — орден для российских чиновников в Германии, Святого Владимира 4-й степени, Святой Анны 2-й степени.
В свободное от службы время Погорельский изучал немецкую литературу. Он увлекся немецким романтизмом, особенно творчеством Эрнста Гофмана.
Сказки и фантастические повести Антония Погорельского
В Россию Антоний Погорельский вернулся в 1816 году. Он поселился в Петербурге и вновь начал заниматься литературой. Погорельский перевел на русский язык одну из од древнеримского поэта Горация, которую затем опубликовали в журнале «Сын отечества».
Погорельский общался с членами литературного общества «Арзамас», дружил с декабристами Кондратием Рылеевым и Александром Бестужевым. Он даже познакомился с Александром Пушкиным. А в 1820 году Погорельский выпустил две статьи, в которых хвалил поэму «Руслан и Людмила». Он раскритиковал авторов журнала «Сын отечества», которые назвали произведение Пушкина «грубым и простонародным». Погорельский писал: «Большая часть разбора состоит из переложения в скучную прозу прекрасных стихов Пушкина. От времени до времени являются рассуждения и сентенции, которые либо ничего не значат, либо совершенно ложны». Пушкин прочитал эти статьи и посчитал их «остроумными и забавными».
В 1820-х Погорельский работал над четырьмя фантастическими повестями. В 1825 году отдельным изданием вышла новелла «Лафертовская маковница» о торговке маковыми лепешками, которая на самом деле была могущественной колдуньей. А ее черный кот мог превращаться в титулярного советника Аристарха Мурлыкина.
«Лафертовская маковница» стала первым российским произведением в стиле фантастического романтизма. Погорельский создал ее под впечатлением от новелл Эрнста Гофмана. Филолог Анна Ботникова писала: «Наиболее выпуклой фантастической фигурой выступает черный кот бабушки — колдуньи. У Гофмана гротескные образы часто связаны с мыслью о проникновении животных инстинктов в человеческий мир. Самый яркий из этих образов — знаменитый кот Мурр. Погорельский мог и не знать романа Гофмана, но создал образ, типологически близкий ему».
Повесть очень понравилась Пушкину. Он писал своему брату: «Душа моя, что за прелесть бабушкин кот! Я перечел два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу <…> Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмуря глаза, повертывая голову и выгибая спину».
Антоний Погорельский включил «Лафертовскую маковницу» в свой сборник «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», который вышел в 1828 году. В него также попали фантастические новеллы «Изидор и Анюта», «Пагубные последствия необузданного воображения» и «Путешествие в дилижансе». Сборник получил положительные отзывы критиков. В журнале «Северная пчела» писали: «Автор искусно воспользовался разными поверьями, темными слухами и суеверными рассказами о несбыточных происшествиях и передал их нам еще искуснее, умея возбуждать любопытство и поддерживать его до самой развязки».
Через год Погорельский создал сказку «Чёрная курица, или Подземные жители». Ее считают первым авторским произведением для детей на русском языке. До того все сказки были народными.
«Черную курицу» Погорельский написал специально для своего племянника — будущего писателя Алексея Толстого. Он же стал прообразом главного героя Алеши, который по сюжету отправился в волшебное подземное королевство.
Вместе с племянником и сестрой Антоний Погорельский побывал в Германии. Там он лично познакомился с немецким писателем Иоганном Гёте.
В конце 1820-х Погорельский вернулся к государственной службе. Писатель работал в Комиссии по устройству учебных заведений и был попечителем Харьковского учебного округа. Он даже получил один из высших чинов из Табели о рангах — действительный статский советник, который давал право на потомственное дворянство.
Последние годы жизни: романы «Монастырка» и «Магнетизер»
В 1830 году Антоний Погорельский вышел в отставку и поселился в своем имении Погорельцы в Черниговской губернии. Здесь он работал над новым произведением — романом «Монастырка». По сюжету главная героиня, выпускница Смольного института, вернулась на родину, в Малороссию.
Книга стала одним из первых в России нравоописательных романов. В ней Погорельский точно описал характеры и быт жителей Малороссии.
«Монастырка» могла назваться очень замечательным явлением, едва ли не лучшим из всех одинаковых с нею по содержанию романов, пользовавшихся тогда успехом. <…> Одним словом, едва ли мы найдем около 1830 года прозаическую повесть или роман, которые были бы безукоризненнее «Монастырки» в отношении к народности, и решительно не найдем из тогдашних «нравоописательных романов» ни одного, который бы равнялся «Монастырке» в художественном отношении».
Николай Чернышевский, статья «Сочинения Антона Погорельского. Издание А. Смирдина. Два тома», журнал «Современник», 1853 год
Отрывки из этого романа Погорельского публиковали в «Литературной газете». Туда писателя пригласил сам главный редактор издания Антон Дельвиг. Там же вышли его рассказы и две первые главы неоконченного романа «Магнетизер».
В последние годы жизни Погорельский писал мало. Он занимался воспитанием племянника Алексея Толстого. Вместе с ним Погорельский отправился в путешествие по Европе. В Италии писатель увлекся живописью — посещал картинные галереи и музеи, а вскоре познакомился и подружился с художником Карлом Брюлловым. В 1836 году живописец создал портрет Погорельского. Пушкин вспоминал: «Был я у Перовского, который показывал мне недоконченные картины Брюллова. Брюллов, бывший у него в плену, от него убежал и с ним поссорился. Перовский мне показывал «Взятие Рима Гензериком» (которое стоит «Последнего дня Помпеи»), приговаривая: «Заметь как прекрасно подлец этот нарисовал этого всадника, мошенник такой».
В 1830-х у Антония Погорельского начались проблемы со здоровьем. Он отправился на лечение в Ниццу, но в дороге 21 июля 1836 года умер от осложнений туберкулеза. Писателя похоронили на Вольском православном кладбище в Варшаве.
В публикациях