Владислав Дворжецкий

Годы жизни: 26 апреля 1939 - 28 мая 1978
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра
Содержание
Представитель известной актерской династии, Владислав Дворжецкий даже не мечтал стать артистом. Он выучился на фельдшера, работал в аптеке, а в театральную студию попал случайно — опоздал на экзамены в медицинский университет. В Омском драматическом театре
актера не замечали несколько лет, однако первая же его роль в кино стала главной: Дворжецкий сыграл белого генерала Хлудова в экранизации
пьесы Булгакова
«Бег». Всего за восемь лет кинокарьеры он снялся почти в 20 картинах, среди которых — «Солярис»
Андрея Тарковского
, приключенческие фильмы «Земля Санникова»
и «Капитан Немо».

«На мир смотрел зверенышем»

Владислав Дворжецкий родился 26 апреля 1939 года в Омске
. Его мать Таисия Рэй была балериной, выпускницей училища имени Вагановой
, а отец Вацлав Дворжецкий — актером театра и кино.
В 1941 году отца будущего актера арестовали за «контрреволюционную пропаганду». Из заключения Вацлав Дворжецкий вышел только в 1946 году, а вскоре они с Таисией Рэй развелись. Однако актер постоянно поддерживал отношения с сыном. Владислав Дворжецкий даже подружился с новой женой отца, режиссером Ривой Левите. Она вспоминала: «Владик называл меня «любимой мачехой».
Детство Дворжецкого было тяжелым. Чтобы прокормить сына, мать бралась за любые подработки, почти не бывала дома. А в школе над будущим актером издевались из-за того, что его родители происходили из дворянских семей. Вацлав Дворжецкий позднее писал о сыне: «Болезненный, голодный, затравленный окружающими, Владик и на мир поэтому смотрел зверенышем».
С детства Дворжецкий мечтал стать врачом. В 1956 году он поступил в Омское медицинское училище. Там он начал играть в студенческом театре, однако получал в основном второстепенные роли.
В 1959 году Дворжецкий окончил училище, вскоре его призвали в армию и отправили на Сахалин
. Будущий актер работал там фельдшером и начальником аптеки. В свободное время он ставил спектакли и концерты в местном Доме культуры.
Через три года Дворжецкий решил вернуться в Омск и поступить в медицинский институт. Однако он опоздал на вступительные экзамены. Тогда мать предложила Дворжецкому подать документы в театральную студию при омском ТЮЗе
, где сама преподавала хореографию.

«Дворжецкий открыл в себе актера»

Владислав Дворжецкий (справа) в роли Романа Хлудова и Евгений Евстигнеев в роли Парамона Корзухина в художественном фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Бег» (1970)
Владислав Дворжецкий в роли Романа Хлудова в художественном фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Бег» (1970)
Владислав Дворжецкий (слева) в роли Романа Хлудова и Алексей Баталов в роли Сергея Голубкова в художественном фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Бег» (1970)
В театральной студии Владислав Дворжецкий учился с 1964 по 1967 год. Затем его приняли в Омский драматический театр
. Там актер играл только в эпизодах. Дворжецкий мечтал получить хотя бы одну крупную роль, но театральные режиссеры отказывали ему. Из-за этого он даже собирался бросить театр и отправиться в геологическую экспедицию.
Однако в 1968 году в Омский драматический театр приехала Наталья Коренева — сотрудница киностудии «Мосфильм»
. Она искала актеров для фильма Самсона Самсонова «Каждый вечер в одиннадцать». Дворжецкого на съемки не пригласили. Однако его внешность показалась Корневой интересной, и она передала фотографии актера другим сотрудникам «Мосфильма». И уже через несколько месяцев Дворжецкого позвали в Москву. Режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов
экранизировали
произведение Михаила Булгакова
«Бег» и искали актеров. Сначала Дворжецкому хотели дать роль второго плана, однако вскоре предложили сыграть одного из главных героев — белого генерала Романа Хлудова.
Вот не можем найти, не нравится никто! И вдруг одна женщина из другой съемочной группы привозит фотографии нашему второму режиссеру. И на одной из них я увидел Владислава Дворжецкого, его глаза… Мы долго не знали, на какую роль его брать, потому что тогда это был совершенно непрофессиональный актер. Но я люблю готические фигуры. В итоге мы взяли эту готическую фигуру с потрясающим лицом и удивительными глазами, ничего, как мне сказали, не умеющую делать в кино. Сначала мы решили, что станем снимать его в массовке: будем выделять именно это лицо. Потом подумали-подумали — и поняли, что этого мало. Решили: будет играть Тихого, контрразведчика — есть в «Беге» такой персонаж. Но тоже маловато для такой фактуры. Затем стали перебирать: на роль Голубкова он не подходит, Чарноты — тоже. И только потом уже поняли — это же Хлудов. Перед нами стоял вопрос, что важнее — профессионал или личность. Мы выбрали личность. Дворжецкий был личностью, это было очевидно.
Интервью Владимира Наумова журналу «Историк»
Дворжецкому помогали советами актеры Алексей Баталов
и Михаил Ульянов
, которые тоже играли в фильме. А режиссеры решили начать съемки с Дворжецким с самой сложной сцены. В ней генералу Хлудову чудился призрак убитого солдата. Позднее Наумов писал: «Мы сняли эту сцену, и оказалось, что она не только лучше того, что мы себе представляли, но и вообще одна из лучших сцен всего фильма — и с моей точки зрения, и Алова тоже. Глаза — вот что было важно».
На съемках «Бега» Дворжецкого заметил Анатолий Бобровский. Он предложил актеру главную роль в детективе «Возвращение «Святого Луки». Дворжецкий сыграл вора Михаила Карабанова по прозвищу Граф. Критик Ольга Чайковская писала: «Дворжецкий создает образ настоящего зла в его даже несколько демоническом обличье… Авторы фильма хотели изобразить ловкого уголовника, а Дворжецкий сыграл злого интеллектуала, поэтому его Граф всего сильнее, когда молчит или говорит кратко. Порой кажется, что этот актер может сыграть своего героя вообще без всяких слов, так убедительно его сильное, мрачное, беспощадное лицо». В ленте также снялись Всеволод Санаев
и Олег Басилашвили
.
Слева направо: Георгий Вицин в роли Игнатия, Владислав Дворжецкий в роли Александра Ильина и Олег Даль в роли Евгения Крестовского в художественном фильме Альберта Мкртчяна и Леонида Попова «Земля Санникова». Рекламный материал. Москва, 1973 год. Фотография: Государственный центральный музей кино, Москва
Владислав Дворжецкий (справа) и режиссер Андрей Тарковский на съемках художественного фильма «Солярис». 1972 год. Фотография: Владимир Мурашко / Государственный центральный музей кино, Москва
Владислав Дворжецкий в роли Николая Никитина и Нонна Мордюкова в роли Антонины Кашириной в художественном фильме Алексея Салтыкова «Возврата нет». Рекламный материал. Москва, 1973 год. Фотография: Государственный центральный музей кино, Москва
«Бег» и «Возвращение «Святого Луки» вышли на экраны в 1971 году, почти одновременно. После этих картин Дворжецкий стал знаменит. В том же году актера пригласил на съемки Андрей Тарковский
 — его любимый режиссер. В научно-фантастической драме «Солярис»
Дворжецкий сыграл пилота Анри Бертона. Критик Юрий Ширяев писал об этой роли: «Можно сказать, что в «Солярисе» Дворжецкий открыл в себе актера. Ибо в «Беге» он тянулся до созданной автором личности, а в «Солярисе» сам многое для личности творил».
Следующим популярным фильмом с участием Владислава Дворжецкого стала приключенческая лента Альберта Мкртчяна и Леонида Попова «Земля Санникова»
. В основу картины лег одноименный роман Владимира Обручева о путешественниках, которые искали Землю Санникова — так в легендах называли остров-призрак в Северном Ледовитом океане.
Сценарий для фильма написали режиссер Марк Захаров
и драматург Владислав Федосеев. Альберт Мкртчян позднее вспоминал: «Мы ведь написали совсем другую историю, к сюжету Обручева она почти не имеет отношения. Единственное, что осталось от автора, — это идея: неизвестная земля, которую надо открыть».
Дворжецкий сыграл в «Земле Санникова» главного героя — ученого Александра Ильина. В картине также снялись Георгий Вицин
, Олег Даль
, Махмуд Эсамбаев
, Юрий Назаров.
Сначала в фильме должен был участвовать и Сергей Шакуров: ему досталась роль беглого каторжника Владимира Губина. Однако на съемках между актером и режиссерами начался конфликт. Шакуров отказался выполнять их указания, обвинил Мкртчяна и Попова в непрофессионализме. Вскоре артиста поддержали Даль, Дворжецкий и Вицин. Они даже подписали обращение к руководству «Мосфильма» и потребовали сменить режиссеров. На киностудии решили урегулировать конфликт. Целый месяц актеров уговаривали вернуться к съемкам. В конце концов все, кроме Шакурова, согласились работать с Мкртчяном и Поповым. А роль Губина в итоге исполнил Юрий Назаров. Однако в эпизоде, где этот герой передает воду Ильину, видно лицо Шакурова.
Премьера фильма состоялась 1 октября 1973 года. В прокате «Землю Санникова» посмотрели более 41 миллиона зрителей.
В том же году на экраны вышла мелодрама Алексея Салтыкова «Возврата нет». В ней Дворжецкий сыграл фронтовика Николая Никитина. Роль его жены исполнила Нонна Мордюкова
. В журнале «Спутник кинозрителя» об этой картине писали: «Сюжет этого фильма стародавен, как сам мир. Но заявлен он с редкой чистотой и откровенностью… Это фильм о любви, причем о такой любви, которая — «всего сильнее». Фильм стал популярен, а читатели журнала «Советский экран» даже признали Мордюкову лучшей актрисой года.
В 1974 году Дворжецкий снялся в политической драме «До последней минуты». В основу фильма легла история жизни писателя Ярослава Галана.
За последнее время в моей актерской судьбе наметился резкий крен. Из разряда «отрицательных» героев волей режиссуры перехожу в разряд «положительных». Одноплановость ролей всегда казалась мне опасной, и в каждой новой работе я стараюсь найти какие-то новые повороты, грани. В картине «До последней минуты» в чем-то это и легче. Речь идет о реальном человеке, о нем сохранилось множество воспоминаний, сегодня живы близкие ему люди. Наконец, существуют его литературные произведения, из них можно немало почерпнуть. Но в такой работе есть и своя сложность, особенно важно не изменить духовному облику героя…
Владислав Дворжецкий (по книге историка Федора Раззакова «Чтобы люди помнили»)

«Он был совершенно не устроенным в жизни»: личная жизнь и увлечения актера

Владислав Дворжецкий в роли Анри Бертона в художественном фильме Андрея Тарковского «Солярис». 1972 год. Фотография: Владимир Мурашко / Государственный центральный музей кино, Москва
Владислав Дворжецкий в многосерийном телевизионном художественном фильме Виктора Титова «Открытая книга». 1973 год. Фотография: Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
Владислав Дворжецкий. 1973 год. Фотография: Игорь Гневашев / Государственный центральный музей кино, Москва
Владислав Дворжецкий был женат четыре раза. С первой женой Альбиной он познакомился во время службы на Сахалине, на танцах в местном Доме культуры. В браке у них родился сын Александр. Однако в 1964 году Дворжецкий расстался со своей первой супругой. Она осталась жить на Сахалине, а актер уехал в Омск.
В Омском драматическом театре Дворжецкий познакомился с актрисой Светланой Пиляевой. Вскоре они поженились. А в 1968 году у актеров родилась дочь Лидия. Однако брак Дворжецкого и Пиляевой продлился недолго. Они расстались после того, как актера пригласили на съемки в Москву. У Дворжецкого не получилось найти в столице жилье для всей семьи, а часто приезжать в Омск актер тоже не смог. Его четвертая жена Наталья Литвиненко позже вспоминала: «Владик мечтал собрать всех детей под одной крышей, но, увы, своей крыши у него не было никогда. Он был совершенно не устроенным в жизни: скитался с сыном Сашей и любимым псом по чужим людям».
Третий брак Дворжецкого с манекенщицей Ираидой Дворжецкой тоже продлился недолго. В 1974 году у них родился сын Дмитрий. А вскоре супруги расстались.
Четвертой супругой артиста стала сотрудница московского исполкома Наталья Литвиненко. С ней Дворжецкий познакомился в гостях у общих друзей. Литвиненко вспоминала: «Он необыкновенно красиво ухаживал. При встрече всегда целовал руку… Мы очень долго говорили друг другу «вы». <…> Что бы он ни делал, что бы ни рассказывал, всё было подчинено одному — получше узнать меня». С Литвиненко Дворжецкий прожил до самой своей смерти.
У Владислава Дворжецкого было необычное увлечение — он любил вязать на спицах. Для этого хобби актер находил время даже в перерывах между съемками. А еще он занимался спортом, катался на лыжах: «Иногда увлечений так много, что хочется убежать уже и от них. В прошлом году я сбежал как-то в город Горький
. Встал на лыжи с единственной целью заблудиться. Увидел массу нового. Добрел до старинных русских скитов, словно вновь прочел Мельникова-Печерского. И прошлое соединилось с настоящим, когда над маковкой ветхой церковки пролетел сверхсовременный самолет»
.

Последние фильмы и спектакли

Владислав Дворжецкий в роли Вальтера Хольца в художественном фильме Владимира Павловича «Единственная дорога» (1974)
Владислав Дворжецкий (справа) в роли Сергея Руднева и Юрий Богатырев в роли Дмитрия Жерехова в художественном фильме Юрия Егорова «Там, за горизонтом» (1975)
Владислав Дворжецкий в роли капитана Немо в телевизионном художественном фильме Василия Левина «Капитан Немо» (1975)
Во второй половине 1970-х Владислав Дворжецкий много снимался в кино. Он сыграл немецкого офицера Вальтера Хольца в военном фильме «Единственная дорога», летчика-испытателя Сергея Руднева в драме «Там, за горизонтом». Самой известной ролью этого периода стал капитан Немо в одноименном фильме Василия Левина. Основой сюжета послужили романы Жюля Верна «20 000 лье под водой» и «Паровой дом».
В 1976 году Дворжецкий после долгого перерыва сыграл в театре. Он исполнил заглавную роль в спектакле «Чудо святого Антония» Театра-студии киноактера
. Режиссер Савва Кулиш решил добавить в постановку несколько киноэпизодов. Во время спектакля их показывали на специально оборудованном в зале экране. В этих эпизодах Дворжецкий сам исполнил сложный трюк: актера привязали тросами к вертолету и подняли над землей. Режиссер Александр Свешников писал об этом спектакле: «У зрителей игра Дворжецкого… вызывала шок, особенно по сравнению с игрой других актеров, изображавших сатирических героев. Сдержанность поведения Влада, его глубокий баритон, выразительность молчания (особенно скромно-терпеливое выражение опущенных вниз глаз) — такой игрой Владислав Дворжецкий буквально завораживал, и в реальность его нереального персонажа приходилось верить — потому что не поверить было просто невозможно…»
Сразу после премьеры спектакля Дворжецкий уехал в Ялту — на съемки картины «Встреча на далеком меридиане». В фильме вместе с ним снимался отец Вацлав Дворжецкий, а также актеры Василий Лановой
, Наталья Фатеева
, Альгимантас Масюлис. Прямо во время съемок Владиславу Дворжецкому стало плохо. Его увезли в больницу, откуда выписали только через несколько месяцев. Врачи посоветовали актеру больше отдыхать. Из-за этого Дворжецкому пришлось отказаться от ролей в фильмах «Поэма о крыльях» и «Отец Сергий»
. Его жена Наталья Литвиненко вспоминала: «Ему очень хотелось, но он говорил, что уже не сможет этого сделать. <…> С каждой поездкой он все быстрее уставал, все больше и больше сил приходилось затрачивать на самые простые вещи… И вот тогда он подумывал да и говорил о том, чтобы бросить всё и засесть за машинку. Где между ним и чистым листом бумаги не будет никого и ничего. Он всерьез хотел заняться литературой, воспроизведением своих мыслей, воспоминаний, ощущений…»
Свою последнюю роль Дворжецкий исполнил в фильме «Однокашники». Он сыграл чиновника Николая Лобанова.
Владислав Дворжецкий умер 28 мая 1978 года на гастролях в Гомеле. Похоронили актера в Москве на Кунцевском кладбище.

Главная фотография: Владислав Дворжецкий в роли Анри Бертона в художественном фильме Андрея Тарковского «Солярис». 1972 год. Фотография: Владимир Мурашко / Государственный центральный музей кино, Москва
Фильмы
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна