Татьяна Лаврова
Годы жизни: 07 июля 1938 - 16 мая 2007
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра
Содержание
Ее называли советской Джульеттой Мазиной за искренность и пронзительность игры, Андрей Вознесенский посвятил ей знаменитые строки «Ты меня на рассвете разбудишь», она была одной из ведущих театральных актрис 1960-х и 1970-х, а как Лёлю из фильма «Девять дней одного года» Михаила Ромма ее знал и любил почти весь мир.
Молодость на «диком взлете»
Татьяна Лаврова была прирожденной актрисой. Она родилась в семье известных кинооператоров Евгения Андриканиса и Галины Пышковой. О кино и театре она мечтала с самого детства. Собственно, и Лавровой она стала, когда, будучи еще студенткой Школы-студии МХАТ, получила свою первую роль во МХАТе — Нины Заречной в чеховской «Чайке». МХАТ был первым официальным театром страны, поэтому молодой актрисе было сказано: «Русская актриса должна иметь русскую фамилию», и урожденная Андриканис выбрала себе благозвучный псевдоним.
Этот мхатовский дебют стал для Лавровой настоящим успехом. По рассказам, на поклон юную актрису вызывали 23 раза. Лаврова сразу стала первой ученицей на курсе, о ней заговорили как о новом таланте. Педагоги отмечали ее органичность и говорили, что на сцене она не играла, а проживала жизнь своих героинь.
В том же году Лаврова снялась в своем первом кинофильме — сыграла Варю в «Песне о Кольцове». Оператором на этой картине была ее мама — Галина Пышкова. Вместе с мамой Лаврова работала и на съемочной площадке своего второго фильма — «Испытательный срок».
Третья картина стала, пожалуй, главной в кинобиографии Лавровой — драма Михаила Ромма «Девять дней одного года». Ее партнерами были Иннокентий Смоктуновский и Алексей Баталов. Неопытная Лаврова очень волновалась, работая с такими маститыми актерами. Тем более что собственные пробы на этот фильм казались ей провальными. Она даже спросила Михаила Ромма, почему же он ее выбрал? Тот ответил: «Потому что ты, как собака, все чуешь. Не всегда понимаешь, но чувствуешь все правильно». Ромм смог вселить в Лаврову уверенность в себе, что помогло ей раскрыться и, как отмечали критики, сыграть на равных с Баталовым и Смоктуновским. После этой роли Лаврова буквально проснулась знаменитой — лента была с успехом показана не только в Советском Союзе (по опросу читателей журнала «Советский экран» картина была признана лучшим фильмом 1962 года), она завоевала большое количество фестивальных призов — от главного приза на МКФ в Карловых Варах до фестиваля в Сан-Франциско. На Лаврову сразу же посыпались многочисленные предложения от самых разных режиссеров, но после работы с Роммом они все казались ей недостаточно серьезными.
Как позднее вспоминала Лаврова: «Моя творческая жизнь начиналась очень удачно. Вся моя молодость прошла на диком взлете. Но ту высоту я могу оценить только сейчас по прошествии многих лет. А тогда просто жила в славе, обожании. Меня любили, узнавали на улицах, подражали. Для меня это было естественно. Я ведь палец о палец не ударила, чтобы получить хотя бы одну из ролей, что сыграла тогда».
В поисках синей птицы
В 1961 году Лаврова решила перейти в «Современник» — любимый театр советской интеллигенции. Как она вспоминала: «Меня поразило то, что на сцене «Современника» я увидела людей, которых я вижу в жизни, которые существуют реально. Во МХАТе были великие мастера, но там было ощущение, что это какие-то далекие-далекие люди, что вот где-то они живут и мы их не знаем и не узнаем, вот только вот на сцене. Как-то вот такая странность была. Скучно мне стало там…»
Именно в «Современнике» актриса сыграла свои лучшие театральные роли. Одной из самых запоминающихся работ стала Гитель Моска в пьесе Уильяма Гибсона «Двое на качелях», камерный спектакль всего с двумя актерами — Лавровой и Михаилом Козаковым. Это был режиссерский дебют Галины Волчек и одна из самых популярных театральных постановок того времени. Лаврова стала любимицей Волчек, как говорила сама Галина Борисовна, ее первой музой.
В «Современнике» Лаврова сыграла Катю в спектакле «С любимыми не расставайтесь», Раневскую в «Вишневом саде», Настю в пьесе «На дне». Она играла Полину Андреевну в «Чайке», судьбоносном для Лавровой произведении (в разное время актриса сыграла трех героинь этой пьесы). Критики негативно отнеслись к постановке Олега Ефремова, но все признавали блистательную игру Лавровой.
Коллеги Лавровой отмечали ее перфекционизм и исключительную требовательность. Она всегда была недовольна собой. Как говорила сама актриса: «Люблю ли я свою профессию? Я знаю только одно: это непостижимая профессия. В актерской профессии нет предела, и нет предела в постижении этой профессии. Никогда за все годы работы у меня не было такого чувства, что я подошла к этому пределу, к самой наиподлиннейшей правде. Никогда не было такого чувства, что вот она, синяя птица. Мы все время в поисках, в ожидании синей птицы».
Хотя в «Современнике» Лаврова была невероятно успешна, со временем ей показалось, что Волчек к ней охладела, что она переключила свое внимание на только что пришедшую в театр Марину Неелову, которой отдали роль Раневской в «Вишневом саде». Тогда Лаврова приняла решение снова вернуться на свою первую сцену.
«Моя история с кино не очень состоялась»
Так в 1978 году Лаврова вновь стала актрисой МХАТа, куда ее позвал Олег Ефремов. Поначалу она там много играла — Наташу в «Наедине со всеми», Аглаю в «Серебряной свадьбе», Надежду Монахову в «Варварах», Любу в «Московском хоре». Снова играла в «Чайке», но на этот раз уже Аркадину. Но постепенно ролей становилось все меньше и меньше. Когда театр возглавил Олег Табаков, он тоже поставил «Чайку», но роль Аркадиной отдал Ирине Мирошниченко. Лаврова перенесла это крайне болезненно.
Спектакль:
«Так победим!»
«Так победим!»
С кино тоже не ладилось. Как говорила Лаврова: «Моя история с кино не очень состоялась». После «Девяти дней одного года» остальные работы были менее заметными — «Вся королевская рать» Наума Ардашникова, «Бегство мистера Мак-Кинли» Михаила Швейцера, «Факт биографии» Бориса Шадурского. Хотя была еще одна звездная роль — в картине «Вылет задерживается» Леонида Марягина. За нее Лаврова получила главную премию за лучшую женскую роль на кинофестивале в Монте-Карло. Среди последних киноработ актрисы — драма Гарика Сукачева «Кризис среднего возраста» (1997) и фильм «Кино про кино» (2002), принесший Лавровой «Нику» за лучшую женскую роль второго плана. В театре к этому времени ее практически не занимали. В последние годы она мечтала сняться у Станислава Говорухина. Но эти планы ей так и не удалось осуществить.
В публикациях
Фильмы
Спектакли