Семен Фарада

Годы жизни: 31 декабря 1933 - 20 августа 2009
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра
Содержание
Инженер по образованию, Семен Фарада с детства интересовался театром и участвовал в любительских постановках. Он начал свою актерскую карьеру в авангардистской эстрадной студии МГУ «Наш дом», а стал известен благодаря ролям в комедийных фильмах «Формула любви», «Гараж» и «Человек с бульвара Капуцинов».

Детские годы Семена Фарады

Семен Фердман родился 31 декабря 1933 года в селе Никольское Московской области (сейчас — Головинский район Москвы). Псевдоним Фарада он взял в конце 1960-х, когда начал сниматься в кино.
Отец Семена Фарады Лев Фердман работал в Народном комиссариате лесной промышленности СССР (позднее — Министерство лесной промышленности СССР), отвечал за снабжение Советской армии деревом. Мать будущего актера, Ида Шуман, была фармацевтом. В семье был еще один ребенок — дочь Евгения, которая родилась в 1939 году.
В 1948 году, когда Семену Фараде было 15 лет, его отца уволили из министерства. Льва Фердмана обвинили в «антипатриотизме» и направили на работу в Ярославль, где он через несколько лет умер. Воспитанием будущего артиста и его сестры занималась мать.
Семен Фарада в школе был отличником, в свободное время посещал шахматный кружок, занимался футболом. Он увлекался джазовой музыкой, играл на трубе и был артистом школьного театра. Сестра Фарады вспоминала: «В 10-м, выпускном классе он участвовал в школьном спектакле по «Ревизору». И вот тогда я впервые увидела брата на сцене. Он был настолько органичен в роли не то Бобчинского, не то Добчинского, что я по-настоящему испугалась, когда его героя, подслушивающего под дверью, стукнули этой дверью».

«Знали меня как артиста художественной самодеятельности»

В 1952 году Семен Фарада окончил школу. Он хотел поступить в театральный институт, однако по настоянию матери подал документы в Военную академию бронетанковых войск им. И.В. Сталина. Однако туда Фараду не приняли из-за слабого здоровья. Он вспоминал: «Пришлось забрать документы. Отнес их в первое попавшееся заведение по ходу трамвая». Этим «заведением» стало Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана (МВТУ, сейчас — Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана). На вступительных экзаменах артисту сначала поставили двойку за сочинение на тему «Иосиф Сталин — это мир во всем мире». В нем нашли 11 ошибок — лишние мягкие знаки, неправильные исправления, перепутанные буквы «е» и «я». Однако мать Фарады добилась пересмотра работы в Министерстве образования. И ему разрешили переписать сочинение, а затем приняли на энергомашиностроительный факультет.
С первого курса Семен Фарада играл в студенческом театре и любительских постановках. Учился он плохо. Уже со второго курса Фараду отчислили из-за несданного экзамена по начертательной геометрии, а вскоре призвали в армию.
Следующие четыре года Фарада служил на Балтийском флоте в Калининградской области. В свободное время он играл в драматической студии при Доме офицеров в городе Балтийске — моряка-анархиста в спектакле «Разлом» по одноименной пьесе драматурга Бориса Лавренева. Чтобы участвовать в постановке, ему пришлось получить письменное разрешение от военного коменданта города. Фарада вспоминал: «Для этой роли мне, единственному из балтийских моряков, военный комендант города разрешил носить длинные волосы. И когда на улице меня останавливал патруль и задавал вопросы по поводу моего внешнего вида, я с гордым видом протягивал официальную бумагу, выданную в комендатуре». Выступал он и с музыкальными номерами, а к концу службы создал и возглавил армейскую эстрадную группу.
В 1958 году Фарада вернулся в Москву. По просьбе матери он восстановился в МВТУ, а параллельно продолжил играть в спектаклях студенческого театра. Училище Семен Фарада закончил в 1962 году.
На защиту моего диплома собралась большая толпа, все думали, что будет концерт, поскольку знали меня как артиста художественной самодеятельности. Комиссия предупредила, что, если заметит реакцию зала на мое выступление, всех выгонят. Я вел себя спокойно, преподаватели были очень довольны, но в одном месте я не выдержал и пошутил. Зрителей попросили удалиться, поскольку началась та самая реакция, которой побаивались члены комиссии. В конце концов мне выдали диплом о высшем образовании. Я получил четыре балла. Под отметкой была приписка: «За то, что слишком свободно держался на защите».
Семен Фарада. Из автобиографии «Уно моменто!»

Театральные роли: «Наш дом» и Театр на Таганке

Следующие семь лет Семен Фарада работал в Министерстве энергетики и электрификации СССР. Он был инженером, собирал котельные установки. В свободное время артист участвовал в постановках эстрадно-театральной студии МГУ «Наш дом». Там играли студенты университета, профессиональные актеры и любители. Фарада выступал с комедийными номерами. Кроме него в студии работали Марк Розовский, Максим Дунаевский, Геннадий Хазанов. Драматург Виктор Славкин писал о театре «Наш дом»: «Мы были одним из единственных, а может и единственным таким авангардистским театром, который делал что-то непохожее».
К концу 1960-х годов Фарада стал директором «Нашего дома». Он искал новых актеров в труппу, составлял репертуар. В студии ставили авангардные спектакли по произведениям Аркадия Хайта, Григория Горина, Аркадия Арканова.
В 1969 году «Наш дом» закрыли специальным приказом КПСС за то, что в его постановках «не проводили правильную линию партии». Фарада вспоминал: «Студию разогнали, так как мы… не играли патриотические спектакли об успеваемости студентов, а показывали серьезные постановки. <…> Просто наши постановки «не проходили» по идеологическим меркам того времени».
Фараду и других актеров «Нашего дома» позвали в «Москонцерт» — выступать с эстрадными номерами. В конце 1960-х он поучаствовал в нескольких конкурсах артистов и стал дипломантом одного из них. Вскоре актер ушел из Министерства энергетики.
В 1972 году режиссер Юрий Любимов пригласил Семена Фараду в Московский театр драмы и комедии на Таганке. Там актер работал более 30 лет. Его первой ролью стал второй Бог в спектакле «Добрый человек из Сезуана». В постановке «Мастер и Маргарита» Семен Фарада сыграл управдома Босого, буфетчика Сокова, конферансье Бенгальского, а в «Гамлете» по трагедии Уильяма Шекспира — Второго могильщика.
В 1991 году за заслуги в области советского театрального искусства Фарада получил звание заслуженного артиста РСФСР.

Фильмы Семена Фарады

В конце 1960-х Семен Фарада начал сниматься в кино и на телевидении. В 1967 году актер сыграл эпизодическую роль в фильме киностудии «Таджикфильм» «Вперед, гвардейцы!». По просьбе руководителей картины в титрах фамилию Фердман поменяли на Фарада. Вскоре после выхода ленты артист стал выступать под этим псевдонимом. Затем он поменял фамилию в паспорте и других документах.
В эти же годы Фарада появился в эпизодических ролях в картинах «Каникулы в каменном веке» и «Вперед, гвардейцы!». В 1975 году актер сыграл грустного клоуна Сеню в первых сериях детской передачи «АБВГДейка». Однако в 1977 году программу закрыли по решению председателя Гостелерадио Сергея Лапина. Но еще до этого Фараду отстранили от съемок. Как он писал в автобиографии — из-за неподходящей внешности. Артист вспоминал: «Председатель Гостелерадио товарищ Лапин в один «прекрасный» день… изрек, что клоуна с таким носом быть не может. Он имел в виду моего клоуна Сеню. После этого я начал приходить за час до съемки для того, чтобы мне подтянули нос». Через год «АБВГДейку» восстановили, но снимались в ней другие актеры.
Известность пришла к Фараде в 1979 году, когда он сыграл главнокомандующего в фильме Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» и тромбониста в трагикомедии «Гараж» Эльдара Рязанова. После этого актеру стали давать крупные роли в новых фильмах. В 1980-х Фарада снялся более чем в 30 картинах, среди которых «Будьте моим мужем», «Возвращение резидента», «Дом, который построил Свифт». В двухсерийной ленте Константина Бромберга «Чародеи» по сценарию братьев Стругацких артист сыграл гостя с Юга. Изначально у его персонажа было всего четыре фразы. Однако Фарада так удачно импровизировал на съемочной площадке, что в сценарий добавили новые сценки с его героем.
В 1984 году Семен Фарада снялся в фильме Марка Захарова «Формула любви». Там он сыграл слугу графа Калиостро Маргадона. Вместе с Александром Абдуловым артист исполнил в картине «Неаполитанскую песенку» («Уно моменто»). Ее для «Формулы любви» написал композитор Геннадий Гладков. Текст песни он составил из случайных рифмующихся итальянских слов.
«Уно моменто» стала популярна в СССР. Фарада и Абдулов несколько раз выступали с песней на концертах и творческих вечерах, а позже отрывок включили в пародии на итальянские песни в передаче «Утренняя почта».
На следующий день после премьеры «Формулы любви»… с писателем Валентином Лавровым пошел в пивную. Как только зашли в бар, все мужики вскочили с мест и, подняв кружки с пивом, дружно запели: «Уно, уно, уно, уно моменто». Прошел всего день с показа фильма, и такой успех! Это был лучший подарок на мой день рождения! Затем песня успела даже надоесть — ее просили исполнять на всех встречах.
Семен Фарада. Из автобиографии «Уно Моменто!»
В конце 1980-х Фарада снялся в картинах «Человек с бульвара Капуцинов», «После дождичка в четверг», «Убить дракона». Своей лучшей работой актер считал роль портного Хаймовича в лирической комедии Эфраима Севелы «Попугай, говорящий на идиш». В этой картине он снялся вместе со своей женой Марией Полицеймако.

Личная жизнь и увлечения артиста

Семен Фарада был женат трижды. О своих первых супругах он писал: «Мои жены не были связаны с театром, и оба брака были случайные. Любви не было — так, привязанность».
В 1972 году в Театре на Таганке Семен Фарада познакомился с актрисой Марией Полицеймако. Вместе артисты играли в спектаклях «А зори здесь тихие» и «Добрый человек из Сезуана». Через два года они поженились. В 1976 году у супругов родился сын Михаил. Мария Полицеймако вспоминала: «Семен очень хотел сына и, когда я родила Мишу, чуть не умер от счастья». Фарада сам занимался с ребенком, водил его на занятия.
Когда мне было сорок три года, моя жена Маша родила мне сына Мишу. Я чуть с ума не сошел от счастья. Нес его на руках из роддома и боялся выронить или что-то повредить. <…> Первые годы я его не выпускал. <…> Отдавал ему все свое свободное время, хотел научить его всему, что умел. Или что сам не умел, но хотел, чтобы умел Миша. Приучал к спорту и научил хорошо играть в футбол. Возил в музыкальную школу, и теперь Миша играет на трех музыкальных инструментах. Тому, что не умел я, Мишу научила Маша.
Семен Фарада. Из автобиографии «Уно моменто!»
Михаил Полицеймако окончил ГИТИС и стал актером. Вместе с Семеном Фарадой он снялся в картине «Болотная street, или Средство против секса», где их герои играли отца и сына.
С детства Фарада увлекался футболом. Он играл в любительской команде до начала 2000-х годов.

Последние роли Семена Фарады

В конце 1980-х у Семена Фарады ухудшилось здоровье. В 1988 году актеру сделали операцию на сердце, однако он продолжил сниматься в кино. Артист сыграл мрачного агента в экранизации повести Михаила Булгакова «Роковые яйца», ресторатора в картине «Бульварный роман» по повести Валентина Пикуля «Ступай и не греши».
Приглашали Фараду и на телевидение — в сериалы и передачи. Он снялся в нескольких эпизодах киножурнала «Ералаш».
Последней ролью актера в Театре на Таганке стал Калабушкин в спектакле «Самоубийца» по одноименной пьесе Николая Эрдмана. В 1999 году за большие заслуги в области искусства ему присвоили звание народного артиста России.
В 1999 году Фарада написал автобиографию. Ее артист назвал «Уно моменто!» в честь песни из фильма «Формула любви».
В начале 2000-х актер тяжело заболел. Он перенес несколько операций, передвигался на инвалидной коляске и с трудом говорил. Актер умер 20 августа 2009 года. Похоронили Семена Фараду на Троекуровском кладбище в Москве.
В публикациях
Фильмы
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна