Сергей Гончаров
Годы жизни: 21 апреля 1862 - 23 июня 1935
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Архитектор
Содержание
Сергей Гончаров был представителем знаменитой дворянской семьи Гончаровых. Он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и прославился благодаря проектам московских доходных домов в стилях эклектики, модерна и псевдоготики. Архитектор построил доходный дом купца Александра Синицына в Благовещенском переулке, особняк семьи Болотновых на улице Щепкина, а также один из первых кинотеатров Москвы — синематограф купцов Солодовниковых. Здания Сергея Гончарова отличала сложная композиция, «выразительный силуэт» и обилие декоративных деталей.
Родственник Натальи Пушкиной и участковый архитектор
Сергей Гончаров родился 21 апреля 1862 года в Москве. Отец будущего архитектора Михаил Гончаров происходил из старинной дворянской семьи и был родственником Натальи Гончаровой, жены поэта Александра Пушкина. Мать Ольга Чебышёва была сестрой математика и механика Пафнутия Чебышёва.
С детства Гончаров увлекался живописью, брал уроки у художников. В 1879 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. Уже на последних курсах Сергей Гончаров стал получать свои первые заказы от московских дворян. Архитектор проектировал для них городские усадьбы и домовые церкви. В 1885 году он перестроил фамильную усадьбу в Большом Палашёвском переулке.
В 1886 году Гончаров окончил училище и, как один из лучших выпускников, удостоился звания классного художника архитектуры. Он стал участковым архитектором одного из районов Москвы. В то же время Гончаров выполнял частные заказы — строил и реконструировал дома. Среди его проектов конца 1880-х и начала 1890-х — городская усадьба Ипатова — Малютина на Нижней Красносельской улице, особняк семьи Болотновых на улице Щепкина. Почти все его здания построены в стиле эклектики. Архитектор сочетал декоративные элементы разных стилей: богато отделывал фасады, ставил колонны и возводил дома со скругленными углами.
Личная жизнь: «Навещал семью крайне редко»
Сергей Гончаров был женат на дочери профессора Московской духовной академии Екатерине Беляевой. В детстве она занималась музыкой и мечтала профессионально играть на фортепиано, но из-за недостатка денег стала работать гувернанткой в семьях московских дворян. С архитектором Беляева познакомилась на одном из литературных вечеров.
В начале 1880-х Беляева и Гончаров поженились. В 1881 году у них родилась дочь Наталия, а еще через четыре года в семье Гончаровых появился второй ребенок — сын Афанасий. Дети, как и сам Гончаров, с детства увлекались живописью, занимались с отцом. Позднее Наталия Гончарова стала художницей-авангардисткой, а Афанасий Гончаров — архитектором.
После рождения детей отношения Сергея Гончарова с женой ухудшились. Однако Гончаров и Беляева не стали разводиться. Они жили в разных квартирах и почти не виделись. Дети остались с женой архитектора.
Но ни жена, ни дети не могли привязать Сергея Михайловича к дому: он… навещал семью крайне редко. Екатерина Ильинична сама, как могла, учила детей, потому что платить за обучение не было возможности. Многие биографы сходятся на том, что именно своему тяжелому, неустроенному детству Наталия Гончарова обязана скрытностью и сдержанностью характера, отличавшим ее всю оставшуюся жизнь.
Искусствовед и литературовед Виталий Вульф. Книга «Звезды», покорившие миллионы сердец»
Доходные дома Сергея Гончарова
В 1894 году Сергей Гончаров вступил в Московский совет детских приютов. Вскоре его назначили почетным старшиной. Он бесплатно строил здания для сиротских учреждений. С 1898 года архитектор служил и в Московском губернском правлении: составлял и проверял чертежи зданий.
В 1900-х Гончаров построил несколько доходных домов в стиле модерн. Их отличал сложный декор, цветочные мотивы в оформлении фасадов и необычной формы окна.
В 1905 году Сергей Гончаров работал над доходным домом Алексея Лебедева на Садово-Каретной улице. Здание он украсил двумя башнями с крышами разных форм. Парадный вход по задумке архитектора оформили двумя колоннами. Их обложили разноцветной плиткой из майолики. Искусствовед Мария Нащокина писала о «выразительном силуэте и забавных декоративных деталях» этого здания.
В 1901 году Сергей Гончаров вновь перестроил фамильную усадьбу в Большом Палашёвском переулке. В здании появился еще один этаж, а во дворе — флигель.
В 1908–1909 годах Гончаров построил доходный дом (сейчас — Благовещенский переулок, дом 3) для купца Александра Синицына, владельца Щёлковской мануфактуры и товарищества «А.И. Синицын с сыном». Изначально этим проектом должен был заниматься не Гончаров, а архитектор Петр Щекотов. Однако при строительстве были нарушены технологии и дом рухнул. Разрабатывать новый проект начал Гончаров. Во внешнем облике здания архитектор совместил черты псевдоготики и модерна. Доходный дом он стилизовал под немецкий замок, крышу украсила башня с острым шпилем.
Специально для дома в Благовещенском переулке по эскизам Гончарова изготовили панно из керамической плитки, которыми оформили фасад. До настоящего времени они не сохранились: их уничтожили в 1970-х во время реконструкции. Для Александра Синицына архитектор позже построил еще одно здание — Троицкий собор в Щёлкове.
В втором десятилетии XX века Гончаров был одним из самых популярных московских зодчих. Архитектор даже организовал собственную строительную контору. В 1912–1914 годах Сергей Гончаров по заказу купцов Солодовниковых перестроил складские помещения в их владении на Пречистенской набережной в синематограф — так в начале XX века называли кинотеатры. В здании располагался зрительный зал на 280 мест, кассы и гримерные. В синематографе показывали первые кинофильмы. Там же иногда проходили спектакли театра «Ассамблея». После революции в доме на Пречистенской набережной разместился советский «Театр народа». Здесь ставили первые спектакли-митинги: они начинались как обычная театральная постановка, а заканчивались шествиями с политическими лозунгами.
Для Солодовниковых Гончаров построил доходный дом в стиле модерн. По замыслу архитектора его украсили пятью керамическими панно. На четырех из них изображены батальные сцены, которые подписаны строками из поэмы Алексея Толстого «Боривой»:
Сшиблись вдруг ладьи с ладьями,
И пошла меж ними сеча.
Брызжут искры, кровь струится,
Треск и вопль в бою сомкнутом.
И пошла меж ними сеча.
Брызжут искры, кровь струится,
Треск и вопль в бою сомкнутом.
Пятое панно представляет собой портрет девушки с сережкой. Его выполнили по эскизам художника Михаила Врубеля. Изображенная на работе живописца девушка — балерина Бронислава Гузикевич.
После революции 1917 года стиль модерн перестал пользоваться прежней популярностью. Из-за этого Сергей Гончаров почти не получал крупных заказов. Он перестраивал и реставрировал небольшие частные дома.
Работ строительных у меня очень мало… Никто, конечно, ничего строить не может. Я работаю, изучаю акварель — хотелось бы, если ты что-либо могла найти в Италии или Франции интересное по краскам для изображений фасадов зданий, чтобы ты выслала мне наложенным платежом.
Сергей Гончаров. Письмо дочери Наталии Гончаровой, 1917 год
В 1926 году Гончаров закончил свою последнюю работу: по государственному заказу он перестроил здание Зоотехнического института. Архитектор умер 23 июня 1935 года в Москве.
Смотрите также