Виктор Сорокин
Годы жизни: 25 декабря 1912 - 25 августа 2001
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
На первый урок по рисованию Виктор Сорокин попал случайно: его позвали друзья по трудовой коммуне. Его любимым жанром были пейзажи. Сорокин говорил: «Природа и жизнь связаны неразрывно. Живопись — это философия, а художник — философ». С началом перестройки его картины выставлялись в Париже, Сеуле, а сам Сорокин получил золотую медаль Российской академии художеств.
Детство и юность художника
Виктор Сорокин родился в Москве. Его отец был офицером и служил в технических войсках, отвечал за доставку боеприпасов к местам сражений. Мать происходила из купеческого сословия, она следила за хозяйством и воспитывала детей. Виктор Сорокин был старшим ребенком, после него родились сыновья Алексей и Борис. Семья жила в большом двухэтажном доме напротив Рижского вокзала вместе с дедушкой и дядей будущего художника. На первом этаже был магазин, которым владели родители, на втором находились жилые комнаты. Кроме этого, семья владела несколькими доходными домами и подносной фабрикой в Подмосковье.
У отца был автомобиль, и по воскресеньям он возил сыновей в цирк на Цветном бульваре. Вечерами Виктор Сорокин рисовал. Краски он увидел в пять лет: тети художника писали картины и часто занимались живописью с племянником.
В 1917 году мать заболела тифом и умерла. Через несколько месяцев погиб отец: он уехал налаживать поставки на фронт и не вернулся. Детей взяли на воспитание три тети — каждая забрала по ребенку. Виктор Сорокин переехал к родственнице матери в деревню Теплый Стан недалеко от Москвы. В 1920 году он пошел в местную школу, однако окончил там лишь четыре класса. Семья решила отдать Сорокина в детский дом «Суханово»: возможности дать хорошее образование у родственников не было, а в интернате преподавали бывшие московские дворяне. Учреждение находилось в бывшей усадьбе князей Волконских.
Для нашего воспитания много значила обстановка этого имения. В ней что-то сохранилось от бывших владельцев… <…> У нас в детском доме свои коровы были, лошадки свои были. Одна серая в яблоках, красивая, любила, когда ее сахаром угощали. Повезли нас в Художественный театр, не помню, какая пьеса. А перед этим — экскурсия, на кондитерскую фабрику «Красный Октябрь».
Виктор Сорокин
Когда Виктору Сорокину исполнилось 16 лет, его перевели в трудовую коммуну имени Дзержинского под Люберцами. Там жили около двух тысяч подростков. Утром они учились, а после обеда работали по три-четыре часа в мастерских. Будущего художника определили в столярный цех. Сорокин быстро научился работать с деревом и даже хотел стать плотником. Однако все изменило первое занятие в кружке по живописи. Его позвали туда друзья. С воспитанниками занимался ученик Ильи Репина Никита Хотулев. Соколов писал: «Он сыграл первую роль в моей судьбе: открыл для меня искусство. Он ориентировал нас на русскую классику, на собрание Третьяковки, на Репина». Хотулев показал, как работать с маслом и акварелью, много рассказывал о творчестве своего учителя. По выходным он возил ребят в Москву в Третьяковскую галерею.
Вскоре в коммуне сменился преподаватель по рисованию. Им стал известный художник Борис Иогансон. На неделе он читал лекции студентам факультетов живописи, а по субботам и воскресеньям приезжал в Люберцы к воспитанникам. Иогансон выделил из кружка четверых учеников и готовил их к поступлению в художественные академии. Среди них был и Виктор Сорокин. В 1937 году он сдал вступительные экзамены и стал студентом Московского института изобразительных искусств им. В.И. Сурикова.
Учеба в университете и эвакуация в Самарканд
В институте Виктор Соколов попал в мастерскую живописца Сергея Герасимова. Здесь студент узнал о французском импрессионизме: Клоде Моне, Пьере Ренуаре, Поле Сезанне. Художник вспоминал: «Главное, что дал институт, — профессионализм. Пришло понимание живописи. Это была большая школа». Летом ученики уезжали на практику в небольшое крымское село Козы, где писали пейзажи. Там в 1939 году Сорокин закончил картину «Татарская деревня». Преподаватели оценили работу на высший балл и отправили произведение на Всесоюзную молодежную выставку.
Летом 1941 года Виктор Сорокин поехал на летние каникулы в Украину — рисовать этюды. Однако уже через несколько дней объявили о начале войны. Студента сразу же отправили на поезде в Москву. Ехать пришлось на третьей полке: людей массово эвакуировали вглубь страны. В столице художник записался добровольцем в специальную бригаду. Вместе с другими живописцами он рисовал кроны деревьев на крышах многоэтажек: таким образом маскировали здания от бомбежки. Однако к концу октября 1941 года оставаться в Москве стало опасно. Московский институт изобразительных искусств эвакуировали в Самарканд.
Самарканд — это новый виток в развитии. Сама природа ставила другие живописные задачи. В сравнении с лиричным Крымом там все другое. Все очень резко: небо — ультрамарин, тени — черные. Средняя Азия — ослепительное солнце. Памятники древности. Местные жители очень красивые в национальных одеждах. Старики-бабаи, женщины в паранджах. И базар. Другая среда, другой быт.
Виктор Сорокин
В эвакуации Сорокин написал «Портрет пожилой женщины» и «Самаркандский пейзаж». Большую часть эскизов художник дорабатывал уже в столице, куда студент вернулся в 1943 году. Спустя два года он сдал выпускные экзамены и с отличием окончил Московский институт изобразительных искусств.
В послевоенное время заказов было немного. В основном были востребованы картины на военную тему. Но Виктор Сорокин писал пейзажи, и его работы не принимали на выставки. Живописец вспоминал: «Через худсовет трудно было пройти. Живопись была не нужна. А я хотел работать по-своему». Вскоре после окончания института у него начались проблемы с деньгами. Художник брался за любую подработку, а в 1946 году устроился учителем в детскую художественную школу. Параллельно Сорокин создавал полотна. В 1947 году он написал маслом картину «Моссовет», на которой изобразил площадь перед административным зданием.
Из столицы в провинцию за свободой творчества
В 1948 году Виктор Сорокин переехал в Елец: благодаря мастеру Борису Иогансону он получил место преподавателя в городском художественном училище. Там живописец смог писать и выставлять картины без оглядки на худсовет. В 1948 году он закончил работы «Овощной базар» и «На водопое», а в следующем появились «Елец», «Лошадки» и «Лежащая обнаженная».
Елец сыграл для меня самую важную роль. В 1948 году приехал в Елец, и там я сразу почувствовал себя хорошо: природа, архитектура, простота жизни. Было ощущение свободы. Натура — вокруг тебя. Если бы не Елец, может, и не выжил бы в Москве как художник.
Виктор Сорокин
Многие студенты, которые учились у Сорокина, стали известными художниками: Виктор Королев, Александр Сорочкин, Евгений Сальников. Ученики много времени проводили в мастерской учителя и наблюдали, как он работал. В 1950-е годы Сорокин написал картины «Елец. Зимний городской пейзаж», «Зима», «Первый снег», «Старый Елец», «Натюрморт с помидорами», «Коровы за мостом» и многие другие. Живописец часто проводил занятия на натуре.
В 1957 году Елецкое художественное училище закрыли, и Виктора Сорокина перевели в Липецк. Там он впервые начал писать акварелью. За зиму 1960 года пейзажист закончил работы «Зимние тени», «Зимний пейзаж», «Оттепель», «Собака и куры», «Яблоня зимой». Одновременно художник продолжал писать маслом: полотна «Изморозь» и «Колхозные амбары» появились за несколько недель января. В том же, 1960 году Виктора Сорокина пригласили поучаствовать в первой республиканской художественной выставке «Советская Россия», где выставлялись лучшие художники от всех регионов. Организаторы экспозиции — среди них был министр культуры РСФСР — отобрали пейзаж «Село Казинка» и показали в Москве.
В 1963 году в Липецке прошла персональная выставка Виктора Сорокина «25 лет творческого пути». Большую часть работ представили впервые: «Пляж», «Подсолнухи», «Река Дон», «Стога», «Липецкое озеро» и другие. Посмотреть картины из Москвы приехал известный книжный иллюстратор и график Ярослав Титов. Вскоре Сорокин стал членом оргкомитета Липецкого отделения Союза художников РСФСР.
В 1963 году в Липецке прошла персональная выставка Виктора Сорокина «25 лет творческого пути». Большую часть работ представили впервые: «Пляж», «Подсолнухи», «Река Дон», «Стога», «Липецкое озеро» и другие. Посмотреть картины из Москвы приехал известный книжный иллюстратор и график Ярослав Титов. Вскоре Сорокин стал членом оргкомитета Липецкого отделения Союза художников РСФСР.
Любимым временем года художника была зима. Именно в этот период он чаще всего писал пейзажи. В 1965 году Виктор Сорокин закончил картины «Зима на озере» и «Зимняя дорога», акварели «Зимние дома», «Зеленый дом. Зима». Он вспоминал: «Холодно. Человек меняется. Психологически. Настроение другое — бодрое. С детства очень люблю зиму. В деревне река. Замораживали колесо в реке — получалась карусель. Шубы, валенки, варежки. Потом русская печь — греемся. С пирогами». В год Сорокин писал по пять или шесть работ, которые выставлял в Липецком областном краеведческом музее. В 1971 году художника наградили орденом Трудового Красного Знамени.
Зарубежные выставки и знаменитые картины
В 1973 году открылась вторая персональная выставка Сорокина в городе Ельце, а вскоре ему присвоили почетное звание «Заслуженный художник РСФСР». Тогда живописец съездил в небольшое путешествие на Юг, где написал картины «На море», «В Новороссийском порту» и «Осень в Гурзуфе». В 1979 году Сорокин организовал выставку вместе со своим учеником Юрием Гришко. Там выставили работы художника конца 1970-х годов: «Май. Утро», «Первый снег», «Переславль Залесский», «Мостик», «Нижний парк». Он писал: «Живопись — святое дело. Все постороннее исчезает. Потом смотришь на этюд — откуда что взялось? Но устаешь… <…> Энергия в работу перетекает. Они ведь все греют, когда проведешь перед ними рукой». В 1986 году художника наградили орденом Дружбы народов.
В 1990 году Виктор Сорокин впервые побывал во Франции: известный коллекционер Эдмонд Розенфельд предложил художнику провести персональную выставку в частной галерее Les Oreades. За границей показали работы: «Снег в сентябре», «Солнечный день», «Донской монастырь», «Розы» и другие. Живописец побывал в музеях, где выставлены работы французских импрессионистов. После поездки он писал: «Сейчас я пишу с еще большим желанием, чем раньше. Утром просыпаешься. Встаешь. Смотришь в окно, какая погода, — и уже счастлив. А можно такой дури нагнать и быть этим закованным. Я доверяю судьбе, верю в своего ангела-хранителя. Думаю, что мне удалось реализовать свои возможности». В этом же году Виктор Сорокин написал 40 картин и принял участие в Днях русского искусства в Южной Корее.
В 1991 году Сорокину присвоили звание «Народный художник России». Спустя год к юбилею художника в Липецке прошла его персональная выставка, где показали картины «Октябрь», «Площадь», «Сирень», «Улочки в Ельце» и другие. Поздние работы живописца выполнены в импрессионистской манере. В 1992 году Сорокин написал «Натюрморт с рюмкой», где изобразил все предметы крупными мазками. В этом же году администрация Липецкой области открыла Музей-мастерскую художника. Там он мог работать и выставлять полотна. В 1994 году Виктор Сорокин стал почетным гражданином Липецка.
В 1997 году живописца наградили золотой медалью Российской академии художеств и орденом «Знак почета». Несмотря на возраст он продолжал рисовать: за этот год появилось 17 картин, среди которых — «Натюрморт с ромашками», «Пейзаж с красной крышей», «Утро» и другие. В июне 2001 года прошла последняя выставка художника. 25 августа того же года Виктор Сорокин скончался. Его похоронили в Липецке.
Смотрите также