Традиция мужского многоголосного пения на Нижнем Дону
В мужской певческой традиции у казаков Дона существует два вида многоголосной фактуры: разноголосие, когда, по определению певцов, поют «на разные голоса» с дишкантом, и функциональное одноголосие — поют «одним голосом» без дишканта.
Одноголосные (в понимании народных певцов) напевы на деле исполняются с реальным расхождением поющих голосов, то есть гетерофонно, как говорят специалисты. Мужская гетерофония отличается от женской не только по естественным причинам, связанным с природой голосов и регистрами пения, но и благодаря иной жанровой основе мужского репертуара, в который входят преимущественно протяжные и строевые песни исторической и военной тематики. В мужском гетерофонном пении эпизодически возникает обособляющийся от основной группы поющих голос. Часто он принадлежит запевале, а его мелодика охватывает весь диапазон песни, тяготея то к верхней, то и к нижней его границе. Мелодические линии голосов при координации образуют различные созвучия и лишь в узловые моменты формы сходятся в унисон или сливаются в благозвучный интервал. Эта форма многоголосия как самостоятельный тип является для донского стиля периферийной, однако ее можно рассматривать как базовую для донской полифонии.
А.С. Кабанов определил такие песни как «басовые», в силу того, что в них стабильной является лишь одна партия, называемая народными певцами басом. По особенностям мелодики басовые песни делятся на две подгруппы. Первую образуют напевы широкого диапазона, основной опорный тон которых расположен в центре звукоряда. Часть из них развивается в двух высотных уровнях, когда мелодические обороты, разворачивающиеся в верхней и нижней частях диапазона, объединяются, а освоение звукового пространства закрепляется размашистыми интервальными ходами. Вторую подгруппу составляют песни, которые, по словам певцов, «переводятся на низ», то есть в процессе мелодического развития в них меняется опорный тон. Они отличаются от первых прежде всего составом мелодических оборотов и вызывают аналогии с церковными одноголосными распевами, сохраняемыми старообрядцами.
Пение без дисканта даже смешанными ансамблями — характерная черта музыкально-фольклорной культуры на востоке территории бывших 1-го и 2-го Донских округов. Вероятно, здесь сказалось влияние традиции старообрядцев. Нетрудно обнаружить родство фактуры донских «басовых» песен и некоторых распевов терских и уральских казаков, которые также являются старообрядцами.
Репертуар «басовых» песен непостоянен; их состав варьирует в локальных традициях. В группу этих функционально одноголосных песен входят образцы, в мелодике которых не удается выявить единой стилевой основы, поэтому относить их к особому «старшему пласту» песенного фольклора вряд ли верно.
Более типичным для донских казаков является многоголосное пение в двух видах: двух-трехголосия с противопоставлением баса и дишканта (верхнего солирующего подголоска) и отслаивающимся от баса средним голосом и трех-четырехголосия, где контрастируют главный голос заводчика (запевалы), бас (нижний голос) и голоснúк или дишкант (дискант). Сопряжение голосовых линий может происходить как по принципу «нота против ноты» с ориентацией на созвучия и синхронизацией произнесения слогов, так и по принципу сочетания более или менее самостоятельных мелодий, при этом в партии верхнего солирующего подголоска в конкретном фрагменте или большей части напева преобладает вокализация (пение без слов).
Трехголосие может быть усложнено выделением нижнего баса или раздвоением голосника, что встречается значительно реже. В моменты расслоения партий звучат 4–5 голосов. Своеобразие этой формы многоголосия состоит в том, что при пении смешанным ансамблем все три голосовые партии могут быть представлены гетерофонным пучком голосов.
Самобытная разновидность народной полифонии присуща широко распетым протяжным песням и незначительно распетым протяжным и строевым кавалерийским песням периодичной структуры.
В пении казаков встречается и фактура гармонического склада (обычно двух-трехголосная), заимствованная ими вместе с кантами, солдатским репертуаром и песнями городского, преимущественно литературного происхождения. Такая фактура народными исполнителями в специальных терминах не описывается. Характерна ее адаптация к местным формам многоголосия: на аккордовый остов накладывается дишкант без слов, воспроизводящий подобно духовому инструменту различные фигурации, а бас — гармоническая основа — становится выразительным и бравурным.
Более простые формы многоголосия зафиксированы на территории бывших 1-го Донского и Черкасского округов. Характерными для средне- и нижнедонской традиций являются разного рода дублировки: основного напева басом-октавой (в этом случае вероятно влияние церковной традиции), а также партий запевалы или дисканта (реже) — тонким женским голосом на октаву выше при пении смешанным ансамблем.
Доминантными признаками мужского пения можно считать его диалогическую природу и восприятие самого пения как беседы («голоса разговаривают»). По признанию певцов, при одноголосном пении они слышат другие недостающие голоса. При обучении обладатели такого слухового опыта не «играют за следом», а могут «найти» свою партию — дишканта по басу, баса по мелодии дишканта. Это свидетельствует о принципиально многоголосном музыкальном мышлении и о том, что в памяти певцов откладываются типичные способы сочетания мелодий. Проявления диалогичности многообразны. Это регистровое, мелодическое и тембровое противопоставление голосов, взаимная дополняемость используемых в пении ритмических формул («ровно играть» и «перебивать»), различие мелодических оборотов, воспроизводимых отдельными исполнителями в рамках одной партии, а также активное употребление пауз («перерывать»).
В ансамблях бывает несколько запевал, каждый из которых «заводит» определенные песни. Запевала контролирует ведущую голосовую партию: в двухголосии — нижнюю, в трехголосии — чаще среднюю. Основа напева изначально многоголосна и несводима к мелодической линии какой-либо партии. Партия запевалы — наиболее развитая и насыщенная, но в ее облике имеются известные различия в зависимости от того, какое положение в фактуре она занимает: нижнее (басовое) или среднее. Запевала-бас в двух- трехголосии использует ресурсы мелодии во всей полноте. Он имеет свою звуковую сферу у нижнего края диапазона. Другие исполнители басовой партии, как и запевала, стремятся к заполнению звукового пространства: используют фигурации, опевания, сглаживают крутизну волны запева. Отмеченные особенности басовой партии характерны как для мужского, так и для женского пения, в случаях, когда женщины поют «под мущин».
Трех-четырехголосие характерно для верхнедонской традиции и пения казаков, живущих на притоках Дона. В трехголосии с ведущим средним голосом бас несколько схематичен по мелодике. Он имеет свою звуковую сферу, поскольку опирается на звуки у нижнего края диапазона. В волновом движении он «берет пониже», сглаживая крутизну подъемов и спадов. Ему присуща некоторая схематичность и слогового ритма — поет «ровно», на одном звуке, скандируя слоги укрупненными единицами, ясно произнося слова. Другие голоса на этом фоне «перебивают», дробя ритм вставными словами и слогами. Расслоение голосовых линий не имеет характера гармонической надстройки: чаще оно образуется как противодвижение ведущему среднему голосу, иногда зеркально отражающее его контур. Не имея свободного пространства в верхней части диапазона, бас осваивает его ниже главного опорного звука. Мужские голоса используют специфические для баса ходы, закрепляя опору энергичными размашистыми интервальными шагами. А.М. Листопадов считал их усвоенными от регентов.
Средний голос имеет свою ладовую опору, отстоящую от «басовой», что обособляет его в звуковом пространстве напева. Для певца, ведущего партию запевалы в трех-четырехголосии, исходным принципом в формировании своей мелодической линии служат верхние вариантные замены опорных звуков. Он тяготеет к разрушению стереотипов. Одни певцы широко используют «возгласы», цепочки широких нисходящих и восходящих скачков, следующих друг за другом на одном высотном уровне или раздвигающих диапазон, другие орнаментируют напев верхними наслоениями, украшая остов напева, третьи используют гортанные призвуки.
Истинный донской дишкант — всегда оригинальный, самостоятельный голос, ведущий собственную мелодию и противостоящий группе нижних голосов, состязающийся с ведущей партией в мелодической изобретательности и выразительности. В современной исполнительской практике мужской дискант сохранился в двух видах: подголоска, обусловленного ритмом произнесения слов, и вокализа без слов (или преимущественно без слов), не связанного слоговым ритмом. Дискант обособлен в пространстве, благодаря октавной координации его опорного тона (8 ступени) и опорного тона нижней партии (1 ступени). При координации главных партий образуются благозвучные консонансы, что свидетельствует об акустической отстройке по принципу резонирования. Голосник охватывает диапазон других голосовых партий или более широкий диапазон, имеет никогда не заполняемый другими голосами звуковой нахлысток (вверх от 8 ступени), которого нет в южнорусской подводке. Мелодика дишканта складывается из цепочки волновых ячеек с отступом, превышающим подъем, и конечным звуком ниже исходной точки движения, строится на широких поступенных нисхождениях. Заключительный оборот часто напоминает обращенную волну с нижней границей у 4 или 5 ступеней. Подголосок-вокализ отличается замысловатым мелодическим плетением, контрастирующим основной партии ритмом, использованием специфических приемов мелодической фигурации и орнаментики. Перерывы в звучании дисканта и его вступления соотносятся с акцентами стиха и чередованием распевов и силлабического произнесения слогов текста в партии баса. Дискант вступает на акцентном слоге, в предударной или заударной части музыкально-ритмической формулы, делает паузу после ударного слога на словообрыве. Дополнительным ресурсом тембрового контраста дишканта по отношению к басам служат используемые им смены гласных (глоссолалии). При кажущейся импровизационности партия дисканта все же типизирована и выявляет свою обусловленность многоголосной фактурой.
Певческая традиция на Дону развивалась таким образом, что мужские исполнительские стереотипы стали воспроизводиться и в женском пении — пении «под мущин». В донской традиции широко распространен женский альтовый дискант, который имитирует мужской и замещает его. Женский дискант, оригинальный по мелодике и тембру, известен в двух версиях: остинатной, тяготеющей к повторению лаконичных трелеобразных оборотов-опеваний, и орнаментальной. Мощные, малоподвижные или звучащие в предельном регистре голоса воспроизводят обычно простую — остинатную — версию. Искусство исполнения орнаментального женского голосника в более широком звуковом диапазоне состоит в насыщении его множеством варьированных повторений узкообъемных интонаций, пропеваемых с текстом или в виде вокализов. Сравнительно узкий диапазон и постоянная изменчивость мелодики и ритма придает ему характер арабески. Эта разновидность принципиально сольного подголоска распространена на Верхнем Дону.
В некоторых традициях Нижнего Дона и на Северском Донце, где преобладает двух-трехголосие, в качестве акустического усиления допускается удвоение дисканта, если один голос «не покрывает» звучание ансамбля; расслоения при этом недопустимы («не двоить», «как один тянуть»). В трех-четырехголосии раздвоение дисканта может возникать в результате одновременного совмещения вариантов, коррелирующих с басом в квинту и октаву («в два дисканта играют»). Расслоение дисканта возможно при обусловленности его слоговым ритмом и принципе координации с партией басов звук против звука. Особенно характерно расслоение дисканта для протяжных и строевых песен позднего происхождения.
Тембровый и мелодико-фактурный стереотипы служат интегрирующим фактором мужской казачьей певческой культуры и донской традиции в целом, и с этой точки зрения она обнаруживает родство с переселенческими традицими.