Проголосные лирические песни села Сипавское Каменского района Свердловской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский
Одним из ярких центров бытования среднеуральских лирических проголосных песен является село Сипавское Каменского района Свердловской области. Эти песни принадлежат к двум стилевым пластам — более раннему, связанному с традиционной крестьянской лирикой, и позднему, в котором сочетаются признаки крестьянского и городского песнетворчества.
Специфика сипавских проголосных песен заключается в обилии огласовок и высокой степени распевности, которые запечатлены в народных терминах «качать мотив», «колыбать мотив». Кроме того в женском исполнительстве до настоящего времени сохранились черты некогда бытовавшего здесь мужского пения. До настоящего времени жанр сохраняется в живом бытовании.

Среди неприуроченных песенных жанров среднеуральской традиции центральное место принадлежит лирическим песням, в народной терминологии — проголосным. Этим термином старожилы на Урале обозначают все лирические песни независимо от их содержания и стадиальной принадлежности, а также сам факт их неприуроченности.

Ярким очагом бытования таких песен является село Сипавское Каменского района Свердловской области. Сипавские жители любят свои проголосные песни, относятся к ним серьезно, считают их «добрыми песнями, что сердце лечат».

Сегодня основная масса лирических проголосных (не только женских, но и мужских) песен бытует на Среднем Урале в женской среде, что приводит к сглаживанию различий между двумя разновидностями традиционной песенной лирики. Поются проголосные ансамблями женщин пожилого возраста. Прежде это были семейные коллективы, теперь — территориальные.

 Однако, по рассказам старожилов, в прошлом в селе Сипавское существовала традиция не только женского, но и мужского исполнения лирических проголосных песен. Это связано с тем, что прежде значительную часть местного населения здесь составляли служивые люди, а в певческой культуре заметную роль играли смешанные ансамбли. По наблюдению Л.Л. Христиансена,  в смешанном пении высокие мужские и низкие женские голоса совпадали по диапазону  и поэтому нередко вели одну мелодическую линию.  

Бытовые ситуации звучания лирических проголосных песен в Сипавском могут быть самыми разными. Наиболее типично их включение в традиционные женские собрания с работой (супрядки, рубка капусты, обработка льна и др.) либо общинные гуляния (например, престольные съезжие праздники).

По содержанию текстов и музыкально-поэтическому стилю можно выделить две группы местных проголосных песен.

Первую — более раннюю — образуют традиционные лирические песни, восходящие к крестьянскому, отчасти казачьему песнетворчеству. По тематике такие песни делятся на женские (семейно-бытовые, любовные) и мужские (рекрутские, казачьи, солдатские, тюремные).

Отличительная особенность традиционных сипавских проголосных песен заключена в сфере ритмики, как правило, опосредованной влиянием мелоса. Это влияние особенно заметно в песнях протяжной формы. Сами певицы так говорят о  подобных проголосных песнях: «Проголосныё у нас здорово длинныё, роспевныё, протяжныё — три слова на три щаса».

Для проголосных песен характерны длительные распевы слогов, придающие широту мелодическому дыханию, и неспешное, рассредоточенное в при­хотливых изгибах напева произнесение стиха, — свойства, отличающие и классическую русскую долгую песню. Заметна тенденция к мелодическому расцвечиванию преимущественно вставных междометий и акцентируемых слогов. Сипавскими певицами обычно включаются в распеваемые слоги дополнительные гласные («станови[еа]лася», «тропи[э]ночку»  и т. п.).

Сольные запевы здесь называются начинами. В традиционных сипавских проголосных есть два вида выделенных сольных запевов –речитативные и распевные. Речитативные, исполняемые в свободном ритме, как бы говорком, развиваются в диапазоне кварты, квинты, септимы. Среди распевных преобладают квинтовые зачины волнообразного мелодического рисунка, реже встречаются квартовые и имеющие более широкий диапазон. Нередко в одной песне происходит смена вида запева. В этих случаях первая мелострофа начинается, как правило, распевным начином, последующие — речитативными.

Мелодика этой группы проголосных песен базируется на семиступенных диатонических  ладах. Используется варьирование высоты 2, 3 и 6 ступеней лада. 

Основной формой многоголосия является гетерофония, опирающаяся на терцовые созвучия. Как правило, она усложняется благодаря чередованию терций с другими интервалами, а также обогащению трезвучиями. Иногда при  наличии  интонационного и регистрового контраста между голосовыми линиями (этому способствуют октавные завершения построений, характерные заключительные мелообороты) возникает двухголосие с верхним подголоском (подводка).

Сипавские старожилы подразделяют линии песенного многоголосия на толстую и тонкую. При этом каждая линия может быть испол­нена как одним, так и несколькими певицами. В ансамблях смешанного тембрового состава мужские голоса вместе с низкими женскими ведут обычно нижнюю мелодическую линию. По словам исполнителей, «первый голос — толстый — защинаёт, второй голос — тонкий — припеваётся»; «Мущщины защинают, женщины подде­вают». 

Во второй — более поздней по стилю — группе сипавских проголосных песен признаки крестьянской песенной лирики сочетаются с элементами городского песнетворчества. Их поэтические тексты, в основном любовного содержания (среди них есть и авторские), включают словесные обороты, не свойственные традиционной лирике: «изменщик коварный», «безвинная душа», «тобой я, милый, наслаждалась» и т. п.

 Ритмика таких проголосных опирается  на стопные силлабо-тонические стихи, нередко рифмованные. Песням данной группы не свойственны развернутые внутрислоговые распевы. Ладовую основу поздних проголосных песен, как и традиционных, составляют натуральные диатонические лады. Нередко образуются переменные ладовые системы с терцовым, квартовым, секундовым и более сложными  соотношениями опор.

В строении многоголосия ведущее значение имеют «ленточная» гетерофония с эпизодическим нарушением терцового параллелизма, а также двухголосие с «подводкой».

Существенное отличие поздних проголосных от традиционных заключается  в том, что в них почти нет выделенных запевов. Нередко сольную форму запев имеет только в первой мелострофе, тогда как во второй и последующих строфах он обычно пропевается всем ансамблем и потому не выделяется. Как и в традиционных, в поздних лирических песнях начиная со второй строфы может происходить смена запева.

В настоящее время в пении сипавских женщин сохраняются некоторые черты мужского исполнительства. О существовании в прошлом мужских песен свидетельствуют такие определения, как «тятина песня», «дедушкина песня». Связь местных проголосных песен с областью мужского песнетворчества ощущается и в певческой манере. Для нее характерны глубокий, густой, мягкий с особым «серебристым» оттенком тембр, насыщенность пропеваемых слов многочисленными огласовками согласных звуков, игра гласными во внутрислоговых мелодических оборотах, преобладание нижнего и среднего голосовых регистров.

Исполнение лирических проголосных песен местные жители обозначают кругом терминов: вытягать, качать мотив, колыбáть мотив, петь нарастяжку, подколыбывать, то есть широко, с мелодическими поворотами распевать слова: «Кащать, подколыбывать — в проголосных, без конса “э…”. Насилу дождёсся песню»; «Пели как на кащели кащались, подколыбывали».

Специфику интонирования проголосных песен местные жители связывают с использованием огласовок согласных и фонетиче­ского варьирования гласных: «Так пели, дедушка нащнёт вот так петь: «Ой, орё[е о]л[ы], орёл…». Не очень опытным исполнительницам мастера советуют: «Больше надо колыбáть, а не прямо петь. Между куплетами протяжку делать». «Проголосныё надо важненькё петь, продолговато, перехватывать не надо».

В сохранении сипавских проголосных песен велика роль талантливой народной певицы Натальи Федоровны Пироговой (1918–2011). Она хранила в памяти широкий круг местных песен разных жанров, в том числе и проголосных. В ее образной речи были запечатлены типичные признаки среднеуральских говоров, а в исполнительской манере  — характерные черты певческой традиции Среднего Урала.

Наталья Федоровна долгое время возглавляла сельский фольклорный ансамбль, с успехом выступавший на Урале и за его пределами. Певица активно сотрудничала с фольклористами и исполнителями народных песен, которым она передавала местные песни и свое исполнительское мастерство.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Документы
Музыкально-поэтические тексты проголосных песен с. Сипавское Каменского р-на Свердловской обл..pdf
Скачать
Аудио
01 Лирическая проголосная песня «Вдоль по речке по Синарке» в исполнении жительниц с. Сипавское Каменского р-на Свердловской обл.
00:00
Содержание
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна