Календарные обряды, песни и хороводы черниговских переселенцев из села Прямское Маслянинского района Новосибирской области

Этнос: БелорусыКонфессия: ПравославиеЯзык: белорусский русифицированный
В селе Прямское Маслянинского района Новосибирской области сохраняется живая фольклорная традиция переселенцев из Черниговской губернии начала XX века. В селе до сих пор бытуют различные традиционные для восточных славян календарные обряды и жанры календарно-обрядового фольклора. Среди них обряды колядования, посевания и кусания колоты на Святки, масленские обряды и песни, а также хороводы, которые исполнялись со второго дня Пасхи до Троицы. Особое значение имели радоницкие хороводы, которые водили под песни рядом с кладбищем в день поминовения усопших.

Потомки переселенцев начала XX века из северной части Черниговской губернии, проживающие в селе Прямское Маслянинского района Новосибирской области, являются носителями живой фольклорной традиции. В селе до сих пор бытуют различные традиционные для восточных славян календарные обряды и жанры календарно-обрядового фольклора. Так, на Новый год принято было колядовать: «Брали сумки холостовые, такие вот, с повязками, колядовали. И им туды и сало клали, там, пирожки, хлеба хто-то даже — раньше ж плохо жили. И всё туды…» Во время колядования обязательно надо было «посевать пшеницу» — щедро засыпать ею всё в доме: «Засыпають! Иде и тесто — и в тесто засыпають, и всю, дак не глядять… Засыпят всё!» Это ритуальное действие призвано было обеспечить хороший урожай, достаток в доме, благополучие всех членов семьи. «Посевания» обычно сопровождались пением специальных поздравительных песен:

Як ишов Илля да на Василя,

В яго пугачка саламяная.

Где пуга махне — там жита расте,

А где ни махне — тама ни расте.

Заради, Божа, яру пшаницу, всяку пашницу.

На палях стагами, ў печки пирагами.

Сколька бивянцов — столько жирябцов,

Скока сеначак — столько свиначак.

Сколька полачак — стоко тёлачак.

Сколька ярачак — стоко и углов.

Будьте здаровы, здравствуйте вы, хазяин с хазяюшкой! (Аудио 01)

 

Во время святок дети и молодежь проводили обряд кусания колоты (Аудио 02). Из небольшого количества муки и воды, которую следовало принести из проруби во рту, замешивали лепешку — колоту и пекли ее на печке-буржуйке. Часть участников, намазавшись сажей, стояла с лепешками в руках, другие же подъезжали к ним на кочерге с намерением укусить лепешку. Тому, кто смог укусить лепешку и не рассмеяться (при этом его активно смешили), отдавали колотý целиком. Если же человек засмеялся (а таких было подавляющее большинство), его мазали сажей. «Собираемся человек десять, муки помаленьку так, конхветок кто и в проруб бегаем, берём у  рот воды и на той воды намешаем блины такия, ляпёшки спякём, вот. Сядешь на кочарьгу, едешь. Один стоит — у саже намазан, и кажу: «Еду, еду, колотý кусати». Один стоит, держúть, штоба я укусила эту ляпёшку: «А я буду по зубам писáти». А я кажу: «А я укушу» — «А я упишу». А тыи… ежли я не засмеюся, то я укушу, а если засмеюсь — мене вымажут усю, и я пойду. А тыи просмéхають, штоба я засмеялась».

В селе до недавнего времени сохранялись масленичные обряды и песни. Так, не женившимся до Масленицы парням вешали на грудь алы банты и высмеивали их (Аудио 03). Во время гуляний исполнялись и приуроченные к Масленице песни, часто шутливые:

Як у середу на масленаю,

На жидовские заговены

Воробей-то синичку украл,

На высокаю поличку поклал.

А сляпые-то подглядывали,

А безногие побегли догонять,

А безрукие побегли отбирать.

Барыня, барыня,

За што миня ўдарила?

Чи за хлеб, чи за сало,

Чи хвароба тибя знай. (Аудио 03)

 

Яркой отличительной чертой традиции села Прямское является вождение хороводов наРадоницу (Радуницу) — день поминовения умерших во вторник Фоминой недели: «Сейчас люди ходют [на кладбище] ў любое время. Не задумываются. Но вапшэ-та, от Бога дано — сёдняшний день». Этому празднику придают большое значение, ждут его: «Я пока не съезжу — ночи не сплю. А потом уже всё хорошо. Вроде как на душе хорошо становится, и здоровья прибавляется. И ждём следующего года». Жители села отмечают долгую жизнь этой традиции, ее преемственность: «Мама так делала, и я так же делала. И бабушка так же».

Радоницкий обрядовый комплекс состоит из двух частей. Первый этап начинается утром, когда все жители села идут на кладбище, к могилам своих родственников и близких. Как и в старину, Радоница остается действительно всенародным праздником — даже сменившие место жительства обычно специально приезжают в этот день из других сел и районов.

У жителей села существует представление о том, что заходить на кладбище нужно обязательно через центральный вход: «Нада всегда захадить ў вароты», — поскольку именно у ворот их поджидают души близких. Если же человек проникнет на кладбище окольными путями, через прорехи в заборе, умершие могут его «не заметить», посчитать, что их никто не навестил, и обидеться. На кладбище вначале занимаются уборкой могил, затем особое внимание уделяют их украшению: на кресты или памятники повязывают белые вышитые полотенца — рушники, на могильный холм расстилают нарядные скатерти (Фото 03, 04): «У нас, наверно, только на нашем кладбище так застилают. А вообще приходят и уходят как-то. А у нас вот так принято, всегда, ўсю жизнь». На скатерти и на столы, расположенные рядом с могилами, выкладывают обрядовую еду и питье для поминовения умерших (Фото 05). Обычно это традиционные пасхальные кушанья: пироги, оладьи, блины, мясные блюда и др., а также напитки — вино, водка. Обязательными являются крашеные яйца, которые катают ладонью по скатерти на могиле или прямо по земле.  Одно из яиц затем оставляют на могиле, остальные забирают с собой. Считается, что такие яйца приобретают свойства оберега: например, яйцо может уберечь дом от молнии, если его положить под крыльцо. Поскольку все односельчане хорошо друг друга знают либо связаны родственными узами, они «ходят в гости» от одной могилы к другой — поминают близких, угощаются, ведут разговоры. Нередко устраивают общий поминальный стол для большой группы людей. По окончании трапезы кроме крашеного яйца на могиле оставляют конфеты и посыпают ее пшеном для птиц, которые символизируют души умерших.

Важно подчеркнуть, что к поминальной трапезе прямчане приступают только после ее «освящения». Поскольку церкви в селе Прямское нет, то роль «народного священника» взял на себя один из жителей села — Сергей Иванович Куриленко. Он трижды обходит кладбище с самодельным кадилом — железной кружкой на палке, окуривая ладаном могилы и людей (Фото 06). Приближаясь к группам прямчан, находящимся на кладбище, он предлагает им трижды перекреститься и вдохнуть дым кадильницы: «Бярите. Не стесняйтеся. Креститься ўсе будем там…»; «Не торопитеся, перекреститеся. Это крест вы кладёте ўсемирный. Это не наш, а ўсего мира крест». Он же от имени односельчан произносит неканоническую заупокойную молитву: «Всем умершим, на етом кладбишшэ, царство небесное, рай светлый, земля пухом. Дай Бог. А нам дай Бог здароўья — жить». Стоит отметить, что все, к кому подходит С.И. Куриленко, подчиняются его авторитету и выполняют рекомендации — крестятся, вдыхают дым кадильницы (Фото 07). С.И. Куриленко так рассказывает о значении праздника: «Христос васкрес! Ваистины васкрес! Христос васкрес! Ваистины васкрес! Обязательно, чтобы на кладбишшэ накрывали и христосовалися… Рад покойник, когда и караводы водют, песни поют, и в «две стенки» гуляють, и всё, поминають, и всё… Яны рады, покойники, что ета вот… Вот эта Радоница».

Второй этап радоницкого обряда села Прямское соответствует известной поговорке: «На Радуницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут». В непосредственной близости от кладбища, прямо за его воротами, поют песни и водят карагоды (Фото 08; видео 01). Радоницкие хороводы обычно начинали водить на Радоницу и играли до самой Троицы. В них могут участвовать женщины и мужчины любого возраста. Лидирующую роль играет запевала ансамбля «Прямчаночка» Елена Тимофеевна Ананенко — «баба Лена» (Фото 09). Она является признанным знатоком обряда, хорошо помнит слова всех песен и вполне осознает важность выполняемой ею функции: «Начынаю я, и ваны тада ўсе знають. А як я нэ начынаю, и яны начать не могуть!»

Большинство прямских хороводов — круговые (Фото 10). Водить их можно в разные стороны, меняя направление движения: «Пéим, пéим, потом заворачиваемся… Куплеты два или три пропели и зачинаем уже на другий бок — так ходили». Единственным исключением является хоровод под песню «Як на нашей на сторонке». Раньше его исполняли следующим образом: на землю усаживали трех мальчиков на некотором расстоянии друг от друга, и вереница поющих двигалась, огибая их — «как плетень заплетали». В настоящее время роль мальчиков нередко исполняют взрослые участники хоровода (Видео 02). Именно этой песней открывался цикл радоницких хороводов: Приведем ее текст (каждая строка песни поется два раза –

Як на нашей на сторонке
Разбольша така удача.
Расхороший хмель родився,
Под кустиком завивався.
Вився, вився, завивався,
Кверху сада подымався. 
Як пойду я, млада, в садик — 

Я в садику разгуляюсь.
Нащиплю я, млада, хмелю,
Хмелюшеньку хмелявого.
Зазову я зятя в гости,
Зятюшеньку дорогого.
Пей, зятюшка, не спивайся,

Придёшь домой — не ругайся.
Не ругайся, не бранися,

Ляжись спати, обнялися. (Аудио 04)

 

Во многих поэтических текстах радоницких хороводных песен села Прямское присутствует рефрен с характерными словами: ой, люшеньки-люли; люлюшеньки-люли; ой ли, ой да люли; и т. п., что является отличительной чертой жанра. Ярким примером может служить песня «Одна девка бравая, в косе лента алая»:

Одна девка бравая, в косе лента алая.
Ой ли, ой да люли, в косе лента алая.
А другая побравей, в косе лента поалей.
Ой ли, ой да люли, в косе лента поалей.
А третия молодая, про яе слава худая.
Ой ли, ой да люли, про яе слава худая.
Про яе слава худая, что с ребятами гуляя.
Ой ли, ой да люли, что с ребятами гуляя.
Я не знаю, як вас звать, по батюшку величать.
Ой ли, ой да люли, по батюшку величать.
Моё имя Катерина — московского купца дочь.
Ой ли, ой да люли, московского купца дочь.
Московского купца дочь. Уходи от меня прочь.
Ой ли, ой да люли, уходи от меня прочь.
Уходи от меня прочь — наступая тёмна ночь.
Ой ли, ой да люли, наступая тёмна ночь. (Аудио 5)

 

Хороводные песни исполняются в разных темпах: есть более медленные, спокойные — «Ой, там тёк-протёк белый ручеёк» (Аудио 06), «Ой, як с-па зари, с-па зари» и более подвижные — «Одна девка бравая, в косе лента алая», «А выходьте, девочки, вы на улку гуляти»:

А выходьтя, девочки, вы на улку гуляти.
Люли, люлюшеньки, вы на улку гуляти.
А выносьтя, девочки, соловья на ручачках.
Люли, люлюшеньки, соловья на ручачках.
Соловей-то щабеча, а всю правдачку кажа.
Люли, люлюшеньки, а всю правдачку кажа.
А не быть жа калины солодей  да малины.
Люли, люлюшеньки, солодей да малины.
А не быть же свёкору, а як родному батьке.
Люли, люлюшеньки, а як родному батьке.
А не быть же деверю, а як родному брату.
Люли, люлюшеньки, а як родному брату. (Аудио 07)

Скорость движения хороводного круга зависит от темпа песни, при этом в хороводе двигаются вне ритма напева, произвольно, не в ногу.

Хороводные песни принято петь громко, звонкими голосами. Благодаря большому числу исполнителей они звучат в насыщенной, плотной гетерофонной фактуре.

Кроме уже указанных песен в селе Прямское бытуют следующие хороводные песни: «Ты, утица», «Як с-по морю», «Як у майво таточки», «А в барина хороша была жена», «А выходьте, девачки, вы на улку гулять», «Собирались девчаты», «Скоро еду во Китай-город гуляти», «Хоровод веду, да не выведу».

Радоницкие хороводы водили вплоть до Троицы, а затем наступало время лирических песен. Другие календарно-обрядовые комплексы в традиции села Прямское отсутствуют.

В настоящее время основными носителями традиции в селе Прямское следует считать участников певческой группы «Прямчаночка» при Доме культуры. Ансамбль существует уже более 20 лет, руководит им Валентина Юрьевна Ковалева. Безусловным лидером группы и запевалой является Елена Тимофеевна Ананенко. В течение последних лет коллектив пополнился новыми, более молодыми исполнителями. Регулярно сотрудничает с ансамблем с. Прямское Светлана Дукальская (с. Маслянино Новосибирской области). Коллективы под ее руководством — детский «Жаворонушки» при школе искусств и взрослый «Горлинка» при районном Доме культуры — можно считать преемниками «Прямчаночки»: они постоянно приезжают в Прямское, для того чтобы записать репертуар «Прямчаночки», выяснить этнографические подробности бытования песен, реконструировать сохранившиеся обряды и т. д. 

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Колядка «Як ишов Илля да на Василя» в исполнении Е.Т. Ананенко из с. Прямское Маслянинского р-на Новосибирской обл.
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна