Песенная традиция томских чатов

Этнос: Сибирские татарыКонфессия: МусульманеЯзык: сибирскотатарский, диалект томский
В культуре томских чатов песенная традиция в настоящее время сохраняется в живом бытовании. Песни поются всеми исполнителями в разных ситуациях кроме похоронного обряда, мусульманских праздников и богослужений. Знатоки чатского песенного фольклора исполняют большое количество разножанровых песен. К песенной традиции в целом применяется термин ер/җер (песня) или кие/кий (мотив). В ней терминологически выделяются девять жанров: ер, озын ер (долгая песня), кыска ер (короткая песня), аул ер (деревенская песня), урам ер (уличная песня), ярышу ер (спорная/диалогическая песня), той ер (свадебная песня), а также «Кара урман» («Черный лес»), «Хан кызы» («Дочь хана»).

В культуре томских чатов песенная традиция в настоящее время сохраняется в живом бытовании. Песни исполняются мужчинами, женщинами, детьми и стариками. При этом выделяются исполнители (Фото 01–09), обладающие красивым голосом и знающие большое количество разножанровых песен.

Звучание песенных мелодий можно услышать на посиделках, праздничных застольях и на свадебном пиру. С ними спорится и любая домашняя хозяйственная работа, будь то уборка дома, шитье одежды, приготовление еды. На гуляниях песни звучат в сольном и ансамблевом исполнении (чаще всего членов одной семьи) и могут сопровождаться игрой на гармони уйна гармон/гармон кие. При этом во время мусульманских праздников, богослужений и похоронного обряда петь песни запрещено.

Песенные жанры в культуре чатов выделяются по разным признакам и имеют терминологические обозначения. Песенная традиция обозначается общим термином ер/җер (песня) или кий/кие (мотив) и включает несколько жанров. В ней встречаются озын ер (долгая песня) и кыска ер (короткая песня). Песни могут называться по месту их исполнения, например, аул ер(деревенская песня), урам ер(уличная песня). Кроме того, выделяются песни с закрепленными названиями — «Кара урман» («Черный лес») и «Хан кызы» («Дочь хана»). Первые строки этих песен обязательно начинаются словами «Кара урман» и «Хан кызы» соответственно, а последующие поэтические строки могут варьироваться. Зафиксированы песни, которые когда-то музыкально оформляли свадебный обряд. Среди них той ер (свадебная песня) и ярышу/карши ер («спорная», или диалогическая песня).

Одни исполнители говорят, что той ер называли все песни, звучавшие во время свадебного обряда, в то время как другие утверждали, что это название применимо только к специальным свадебным песням-диалогам ярышу/карши ер и песням-благопожеланиям, исполнявшимся на свадебном пиру. Песни-диалоги имели соревновательный характер и исполнялись антифоном родными жениха и невесты. Содержание этих песен касалось молодоженов и их родственников. Песни-благопожелания могли петь только родители жениха и невесты:

Той ер — песня-благопожелание матери (Аудио 07)

Ай икегез, икегез,

Икегезнең битегез,

Икегез дə пар килгәнсез,

Тигез гомер итегез!

Икегез дə пар килгәнсез,

Тигез гомер итегез!

Ай, вы двое, вы двое,

Двоих лица,

Оба пара друг другу,

Будьте счастливы!

Оба пара друг другу,

Будьте счастливы!

Эта песня была усвоена исполнителем А.А. Юнусовым (фото 02) от его бабушки.

Во всех песенных поэтических текстах раскрывается мир проникновенной чувственной лирики с ее любовными переживаниями, различными состояниями души, воспоминаниями о молодости, размышлениями о прожитой жизни. Для воплощения этого круга тем практически во всех жанрах используется короткий стих и только в песнях «Кара урман» и «Хан кызы» — длинный.

Кыска ер (короткая песня о любовных переживаниях)

Агыйделгə төшеп юдым

Ак кына бүлəгемне.

Хəсрəт уты чорнап алды

Яшь кенə йөрəгемне.

К Белой реке спустившись, постирала

Белый подарок свой.

Страдания огонь окутал

Молодое сердце мое.

Аул ер (деревенская песня-воспоминание о прожитой жизни)

Алалмадым, киялмәдем,

Советский күлмәкне.

Ничек итеп түзәргә соң,

Заманасы бик авыр.

Взять не смогла, одеть не смогла,

Советское платье.

Как же вытерпеть то,

Времена очень тяжелые.

Карши ер (песня о любовных переживаниях, Аудио 01, нотация опубликована в [4])

Камзолыңда биш төймә

Нигə төймəлəмисең?

Арабыз да ерак түгел

Нигə килгəлəмисең?

Арабыз да ерак түгел

Нигə килгəлəмисең?

На камзоле твоем пять пуговиц,

Почему не застегиваешь?

И расстояние между нами небольшое,

Почему же не захаживаешь?

Расстояние между нами небольшое,

Почему же не захаживаешь?

«Кара урман»(песня-размышление о жизни, аудио 06)

Карадан гына hай урман, караңгы төн.

Яхшы атлар кирəк лə үтəргə

Карурманга кергəн чакта

Гизеп алдым каркаен.

Аерылмыек дускаем.

 

Черный лес, черная ночь,

Хорошая лошадь нужна, чтобы пройти (это).

Когда захожу я в черный лес,

Прошел через снег.

Давай не будем разлучаться, друг мой.

 

В песнях «Хан кызы» звучит диалог дочери хана, отличающейся  неземной красотой и пытливостью ума, и молодого парня, добивающегося ее (аудио 02, нотация опубликована в [6])

Хан кызы, ач ишегең, мин керәем.

Синең сачең кара диләр, мин күрәем.

Минем сачем сиңа күреп, нидер файда?

Күрмәдеңме җегетләрдә кара юрга?

 

«Ханская дочь, открой двери, я войду.

На твои волосы черные я посмотрю».

«Если посмотришь на мои волосы, какая тебе польза?

Ты разве не видел у парней вороного иноходца?»

 

Хотя одна песня может включать в себя до десятка поэтических строф, количественно преобладают однострофные композиции.

Длина поэтических строк при пропевании может оставаться неизменной (аудио 04, 10), а может и увеличиваться почти вдвое за счет огласовок и добавочных слогов.

Песенным мелодиям присуща яркая индивидуальность в сочетании с лирической утонченностью, ювелирная проработка фраз, непринужденность развертывания мелодического рисунка, развитая орнаментика и одновременно удивительная естественность. Особой выразительностью отличаются песни с широким (более октавы) звуковым диапазоном и богатыми в ритмическом отношении распевами (аудио 03, 08). Песни с меньшим (до октавы) диапазоном привлекают мелодической простотой, достигнутой ритмическим однообразием и редкостью распевов (аудио 05, 09), а также задорной манерой исполнения.  

Песенный фонд томских чатов включает большое количество типовых напевов, которых насчитывается около тридцати. На каждый такой напев распевается множество поэтических текстов, различных по содержанию и жанровой принадлежности. Особо известные выдающиеся исполнители знают до пяти напевов, на которые поют песни разных жанров. Так, на один типовой напев могут быть исполнены кыска ер и аул ер, урам ер и аул ер и т. д. И только песни «Кара урман» и «Хан кызы» имеют свои собственные, индивидуальные напевы.

В разных напевах количество внутрислоговых распевов, которые возможны в любом месте строки, неодинаково. Богатые распевами мелодии свойственны «Кара урман», а в напевах «Хан кызы» распевы редки. Большая часть песен основана на пятиступенных бесполутоновых ладах в объеме сексты–септимы.

В целом песенная традиция томских чатов как в жанровом отношении, так и с точки зрения устройства поэтического стиха, ритма, мелодий, лада весьма неоднородна. Но специальное исследование этой традиции [2; 3] помогло понять принципы выделения исполнителями жанров с использованием специальной терминологии. С помощью комплекса признаков, относящихся к категории темпа, и их статистических показателей были определены тонкие градации каждого жанра.

Сегодня песенная традиция в культуре томских чатов занимает центральное место, существуя в живом бытовании. Вместе с тем знатоков традиционного песенного фольклора, обладающих красивым объемным голосом и знающих разные мелодии, остается все меньше. Именно поэтому песни озын ер, «Кара урман» и «Хан кызы» в настоящее время все труднее записать.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 «Ярышу ер» в исполнении М.Б. Шамсутдиновой из с. Черная речка Томского р-на Томской обл.
00:00
Содержание

Смотрите также

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна