Песенно-хореографическая традиция Верховажского района Вологодской области
Песенно-хореографический фольклор Верховажского района Вологодской области представлен несколькими жанровыми группами: хороводными и плясовыми песнями, поцелуйными и свадебными припевками, играми. В народной терминологии хороводы обозначаются терминами городки́, кружки́, а хороводные песни именуются свято́шными, свято́цкими, святко́вскими: «Городки только о святках» (д. Окатовская Кожино); «Городками по песням ходили» (д. Петрово, Вельск); "Кружка́ми ходили только в святки. И пели определенные так называемые святошные песни. <…> Кружками играют "у́лицей"по обе стороны рядами" (д. Клыково). Характер и формы хореографического движения в городках нашли отражение в терминах разво́дить, заводить, играть, играть улицей, ходить, ходить по песням, по песням ве́ртеться (д. Удальцовская).
Рассматриваемая песенно-хореографическая традиция сложилась на территории, расположенной по течению реки Ваги и ее притокам Кулою, Коленьге, Сивчуге, Терменьге, Пежме и охватывающей Верховажский и сопредельные районы Вологодской и Архангельской областей. Некоторые этнографические данные, касающиеся исполнительской терминологии, особенностей вариантов напевов и сюжетов выявляют на данной территории внутренние границы как минимум двух локальных традиций. Одна из них объединяет населенные пункты, расположенные по рекам Кулой и Коленьга, другая — деревни и села вдоль Московско-Архангельского тракта и на запад от него. Музыкальные характеристики хороводных песен, записанных на Коленьге и Кулое, стилистически близки напевам, бытующим в Тарногском районе Вологодской области. Общность традиций проявляется не только в сходстве напевов песен[1], но и в специфической форме многоголосия с октавным удвоением основной мелодической линии.
Система песенно-хореографических форм Верховажского района представлена несколькими жанровыми группами, каждая из которых обладает определенными жанрово-стилевыми и стадиально-стилевыми признаками. К относительно ранним слоям фольклора относятся игровые формы, свадебные и вечёрочные припевки, часть хороводов, к традиционному пласту — основной корпус хороводных (городков) и плясовых песен. Более позднюю историко-стилевую основу имеют кадрильные песни.
Основными участниками хороводов, плясок и исполнителями поцелуйных припевок была деревенская молодёжь брачного возраста. По рассказам жителей деревень, на вечёрки собиралась «одна молодежь» («только холостые»). «Маленьким нельзя становиться в игру; на вечеру́шки и парни, и девки [приходили]» (д. Конец). Исполнители подчеркивают большое значение вечерин для девушек. Вечёрки проходили либо в домах девушек, либо девушки «откупали» избу: «Сколько де́вок есть — у каждой девки по вечеру, а не в святки — по неделе. Если мала́ изба — так покупали» (д. Высотинская); «девки избу покупали — день жнут за избу» (д. Окатовская Кожино); «весь на́волок ско́сят за то, что вечерова́ли зимами» (д. Павловская Харитоновская). Девушкам необходимо было подготовить наряды для вечерования: «Одевались как пободря́е, щоб робя́там приглянуться. Как одна, так и все наряжа́ются: кума́чник с черными лентами по подолу, вышитые кофты, фартуки белые. Кото́ра тоненька, может 3 суконные юбки положит, чтоб пото́лще-то быть» (д. Паровиха). На вечёрки приходили парни из других деревень и волостей — чужаки́: «Робя́та чужаки́ приходили, а свои не чужаки. Подружки были у ка́ждова» (д. Петрово Шестиковская); «Сорок пять девиц было в деревне. Робя́та с волостей приходили, приходили из Сибири (20 км), из Ко́леньги в Масленицу. Плясать в одну избу — о ярмарке покупали, по рублю с девки на один вечер, парни не платили. Девкам важней» (д. Урусовская).
На вечеринах припевки обычно исполнялись только девушками. Во время свадебного застолья припевки могли петь и женщины, и девушки: «Бабы дерев[енские] под пола́тями [поют], деньги за припевки [платят]» (д. Старина); «Девки пели припевки, стоя перед столом» (д. Паровиха); «На свадьбе припевки поют неприглашённые» (д. Удальцовская).
Песенно-хореографические формы в Верховажье входят в систему календарной и свадебной обрядности.
В календарной обрядности выделяются следующие периоды, насыщенные разнообразными формами народной хореографии:
— вечерины осенне-зимнего (обычно с Покрова до Масленицы с особенным выделением святочного времени) и летне-осеннего (после окончания летне-осенних трудовых работ — жатвы, молотьбы и др.) периодов. «Вечеринки начинаются с Покрова до Великово говенья (Великовка)» (д. Петрово Шестиковская); «Зиму каждый вечер собирались понедельно с октября и до марта» (д. Клыково); «Святки — две недели каждый вечер вечеровали» (д. Паровиха); «Потрёпуха — девки треплют [лён]. Вечером ребята приходят, играют. Городки, кадрели. <…> игры играют под конец» (д. Паровиха). Основные жанры песенно-хореографического фольклора: хороводы, пляски, танцы, вечерочные припевки, игры;
— уличные гуляния весенне-летнего периода, связанные с большими годовыми и престольными праздниками (Пасхой, Троицей и др.). «В Троицу, Духов день, Заговенье — на бору кружком играли, городки пели» (д. Удальцовская). Жанры песенно-хореографического фольклора: хороводы, пляски, танцы.
Песенно-хореографические формы в системе свадебной обрядности связаны со следующими ее этапами:
— вечерины в доме невесты на неде́ле (период до свадьбы) и в канун свадьбы (девичник): «На неделе разво́дят городки. Избу купят на два-три дня, на игры. Невеста придет, городок разведёт, да плакать уйдет к себе» (д. Урусовская); «Каждый вечер невеста плачет плака́нье. Невеста шьёт, а девки играют городки <…> Невеста играет и ревёт в городке. «Мне-ка по полу ходить» — у кого какая мода» (д. Заборье). Основные жанры песенно-хореографического фольклора: хороводы, пляски, танцы;
— свадебные застолья (первый стол, второй стол). «Сейчас с обо́́их сторон припевки поют, а раньше — в первый день только» (д. Клыково); «Припевки поют за столом после угощения (в доме невесты); в доме жениха припевки перед дара́ми»; «Поют припевки только в первом столе, а во втором не припевали» (д. Старина); «Припевки [первая жениху с невестой] начинают петь, когда несут суп за стол в первый свадебный день. А «горько» кричат во второй свадебный день у жениха» (д. Костино). Основные жанры песенно-хореографического фольклора: свадебные припевки, пляски.
Припевки на свадьбе обычно исполняли в определённом порядке: «[Пели] припевку жениху последнему, первому — ты́сяцкому, потом всей родне. <…> Сва́тьям припою́т — кому какая, после жениха» (д. Урусовская); «Припевки — сва́тальщику, ты́сяцкому, всему прибо́ру» (д. Паровиха).
Определенная последовательность исполнения песен характерна не только для свадебных припевок, но и вождения городков, игр на вечеринах. В большинстве случаев выделяется только первый городок, иногда — первый и последний, реже выявляются более продолжительные последовательности, что указывает на изначальный обрядовый статус данного действа. «Первый городок — «Груня» <…> «Селышко» — последний городок, поём и усядутся тут, кому куды́ надо» (д. Удальцовская). «Святковские песни играются в определенном порядке: «Груня», «Веселая голова» («Катя ли Катя»), «Уж вы кумушки подружки», «Из ворот было воротице», «О двух концах», «Уж как на горе»» (д. Паюс); «Городок — на руку ве́ртятся, кадре́ли <…> игры играют под конец» (д. Паровиха). Пляски и многофигурные танцы на вечёрке обычно исполнялись после городков и хороводов. В целом для святочного периода характерно преобладание городков и игровых песен, а для весенне-летнего — плясовых форм.
Основные виды хореографического движения в хороводах:
а) городки — особые формы орнаментальных хороводов — коси́тьце, верте́тьце;
б) круговые хороводы, в том числе сочетающие движение по кругу с разыгрыванием драматической ситуации согласно сюжету;
в) форма движения «ряд на ряд»;
г) завивание — орнаментальные хороводы с элементами игры.
По рассказам народных исполнителей, для хореографического движения в городках значимы следующие моменты:
— характер шага: «На́ руку двои́ми верте́лись и прито́пывали» (д. Боярская); «…на́ руку играли, верте́лись. Девушка выходит, приглашает парня. Ребята-то прито́птывают, а девки-то степеня́тся, степеннее» (д. Паровиха);
— графика движения: «Сначала ходят по избе, потом на руку верте́лись парами» (д. Ивановская); «Городки — на руку вертятся, кто напротив стоит — переверну́тся, кося́тся (судя по рисунку напротив стоят ряд парней и ряд девушек)» (д. Высотинская и Бобриха). Подобного рода движения подробно описаны в очерке М. Едемского[2], а по данным экспедиций Ленинградской консерватории 1977–1978 годов они характерны для большинства городков.
Вечёрочные припевки могли исполнять сидя, а девушка, которой была адресована припевка, должна была поклониться певицам: «Припе́вки — сидим и припеваем на вечерова́нье: «Девки толкли́ семя», «Через речку речку», «Сидит Ваня на диване», — кланялись, которой припою́т <…> если девка не покло́нится, то отпева́ли «Ниточек моточек, чирей на носочек»» (д. Лапино).
Игровые формы, включающие разнообразные выразительные средства (вербальные, музыкальные, драматические, хореографические), обнаруживают наибольшую архаичность. Содержание их поэтических текстов и в некоторой степени драматическое действие связаны с трудовой (прядение, выращивание растений) тематикой. Среди таких хороводов — «А мы просо сеяли», «Посеяли девки лён», подобные мотивы имеют место и в некоторых вечёрочных припевках («Пиво-то варили, хмель-от за́ймовали» из д. Бревновска). Для игровых хороводов характерна и брачная тематика («Дрёма», «Хрен»). В большинстве такого рода хороводов текст построен в вопросо-ответной форме, т. е. по принципу диалога. В играх и припевках отмечается мифологизация главных героев.
Образно-поэтическая система городков содержит явно выраженную любовно-брачную тематику, мотивы соединения пары, что в содержательном плане объединяет их с вечёрочными и свадебными припевками. В некоторых деревнях все эти формы завершаются поцелуем (д. Высотинская Круглая). Не случайным является включение городков в святочные игрища и свадебный обряд, поскольку они маркируют переходные моменты в годовом и жизненном циклах.
На уровне музыкального языка песенно-хореографические формы, записанные на территории Верховажского района, представляют разнообразный в жанровом и историко-стилевом плане корпус напевов. Среди них встречаются формы, основанные на сквозном музыкальном развитии. В таких напевах отсутствуют цезуры, в конце строф нет четко выраженного каданса, который плавно «перетекает» в запев следующей строфы. Примером служат напевы хороводной песни «Груня» и припевки «Это кто жо да куда ходит», записанные в д. Другосимоновская. В большинстве напевов игровых хороводов в качестве ведущего оказывается силлабический принцип организации песенной формы («Просо», «Вдоль по морю», «Во лузях» и другие). В напевах плясового склада значимыми элементами становятся метроритмическая организация, основанная на ритме пляски, и интонационно-ладовое строение, организованное по принципу инструментальных наигрышей.
Необходимо подчеркнуть богатство и многообразие песенного материала, наличие большого количества вариантов напевов каждого типа. Практически во всех жанрах присутствуют протяжные (распетые) и скорые (плясовые) формы напевов, на которые распеваются одни и те же сюжеты. Варьировани подвергаются мелодика, фактура, тесситура и темп исполнения, что связано с местной певческой стилистикой. Например, городок «Груня», записанный в д. Другосимоновская, характеризуется особой двухъярусной формой многоголосия, основанной на октавном удвоении основной мелодической линии, медленным темпом исполнения, обилием слоговых распевов, мелодической насыщенностью, активным использованием мелизматики и микрораспевов. Этот же хоровод, записанный в д. Удальцовская исполняется в головном регистре (тонкими голосами) и гетерофонной фактуре унисонного типа. В д. Фоминская в хороводе «Груня» наблюдается сходный тип фактуры, но исполнительницы поют в грудном регистре (толстыми голосами).
Песенно-хореографическая традиция Верховажского района Вологодской области, зафиксированная в конце 1970-х годов экспедициями Ленинградской консерватории в богатстве и разнообразии жанров, в настоящее время стремительно исчезает. Песенно-хореографический фольклор Верховажского района, представленный хороводными, плясовыми песнями, поцелуйными и свадебными припевками, играми, был записан от прекрасных ансамблей и отдельных народных исполнителей. Данные записи не могут быть повторены в настоящее время даже фрагментарно. Имеющиеся в архивах фольклорно-этнографические материалы требуют сохранения, изучения, включения в учебную, просветительскую, концертную деятельность. Они требуют публикации и должны быть доступны широкому кругу заинтересованных лиц.
[1] См., например, варианты напева хороводной песни «Груня», записанные на Коленьге и напев из д. Евсеевская Озерецкого с/с, Тарногского р-на, Вологодской обл., опубликованный в сб. Д.М. Балашова, Ю.И. Марченко, Н.И. Калмыковой «Русская свадьба». М., 1985. С 188.
[2] Едемский М. Вечерованье и городки (хороводы), в Кокшеньге Тотемского уезда //Живая старина. Вып. III и IV. С-Пб., 1905. С. 465.
[ЧИТАТЬДАЛЕЕ]
Песенно-хореографический фольклор Верховажского района Вологодской области представлен несколькими жанровыми группами: хороводными и плясовыми песнями, поцелуйными и свадебными припевками, играми. В народной терминологии хороводы обозначаются терминами городки́, кружки́, а хороводные песни именуются свято́шными, свято́цкими, святко́вскими: «Городки только о святках» (д. Окатовская Кожино); «Городками по песням ходили» (д. Петрово, Вельск); "Кружка́ми ходили только в святки. И пели определенные так называемые святошные песни. <…> Кружками играют "у́лицей"по обе стороны рядами" (д. Клыково). Характер и формы хореографического движения в городках нашли отражение в терминах разво́дить, заводить, играть, играть улицей, ходить, ходить по песням, по песням ве́ртеться (д. Удальцовская).
Рассматриваемая песенно-хореографическая традиция сложилась на территории, расположенной по течению реки Ваги и ее притокам Кулою, Коленьге, Сивчуге, Терменьге, Пежме и охватывающей Верховажский и сопредельные районы Вологодской и Архангельской областей. Некоторые этнографические данные, касающиеся исполнительской терминологии, особенностей вариантов напевов и сюжетов выявляют на данной территории внутренние границы как минимум двух локальных традиций. Одна из них объединяет населенные пункты, расположенные по рекам Кулой и Коленьга, другая — деревни и села вдоль Московско-Архангельского тракта и на запад от него. Музыкальные характеристики хороводных песен, записанных на Коленьге и Кулое, стилистически близки напевам, бытующим в Тарногском районе Вологодской области. Общность традиций проявляется не только в сходстве напевов песен[1], но и в специфической форме многоголосия с октавным удвоением основной мелодической линии.
Система песенно-хореографических форм Верховажского района представлена несколькими жанровыми группами, каждая из которых обладает определенными жанрово-стилевыми и стадиально-стилевыми признаками. К относительно ранним слоям фольклора относятся игровые формы, свадебные и вечёрочные припевки, часть хороводов, к традиционному пласту — основной корпус хороводных (городков) и плясовых песен. Более позднюю историко-стилевую основу имеют кадрильные песни.
Основными участниками хороводов, плясок и исполнителями поцелуйных припевок была деревенская молодёжь брачного возраста. По рассказам жителей деревень, на вечёрки собиралась «одна молодежь» («только холостые»). «Маленьким нельзя становиться в игру; на вечеру́шки и парни, и девки [приходили]» (д. Конец). Исполнители подчеркивают большое значение вечерин для девушек. Вечёрки проходили либо в домах девушек, либо девушки «откупали» избу: «Сколько де́вок есть — у каждой девки по вечеру, а не в святки — по неделе. Если мала́ изба — так покупали» (д. Высотинская); «девки избу покупали — день жнут за избу» (д. Окатовская Кожино); «весь на́волок ско́сят за то, что вечерова́ли зимами» (д. Павловская Харитоновская). Девушкам необходимо было подготовить наряды для вечерования: «Одевались как пободря́е, щоб робя́там приглянуться. Как одна, так и все наряжа́ются: кума́чник с черными лентами по подолу, вышитые кофты, фартуки белые. Кото́ра тоненька, может 3 суконные юбки положит, чтоб пото́лще-то быть» (д. Паровиха). На вечёрки приходили парни из других деревень и волостей — чужаки́: «Робя́та чужаки́ приходили, а свои не чужаки. Подружки были у ка́ждова» (д. Петрово Шестиковская); «Сорок пять девиц было в деревне. Робя́та с волостей приходили, приходили из Сибири (20 км), из Ко́леньги в Масленицу. Плясать в одну избу — о ярмарке покупали, по рублю с девки на один вечер, парни не платили. Девкам важней» (д. Урусовская).
На вечеринах припевки обычно исполнялись только девушками. Во время свадебного застолья припевки могли петь и женщины, и девушки: «Бабы дерев[енские] под пола́тями [поют], деньги за припевки [платят]» (д. Старина); «Девки пели припевки, стоя перед столом» (д. Паровиха); «На свадьбе припевки поют неприглашённые» (д. Удальцовская).
Песенно-хореографические формы в Верховажье входят в систему календарной и свадебной обрядности.
В календарной обрядности выделяются следующие периоды, насыщенные разнообразными формами народной хореографии:
— вечерины осенне-зимнего (обычно с Покрова до Масленицы с особенным выделением святочного времени) и летне-осеннего (после окончания летне-осенних трудовых работ — жатвы, молотьбы и др.) периодов. «Вечеринки начинаются с Покрова до Великово говенья (Великовка)» (д. Петрово Шестиковская); «Зиму каждый вечер собирались понедельно с октября и до марта» (д. Клыково); «Святки — две недели каждый вечер вечеровали» (д. Паровиха); «Потрёпуха — девки треплют [лён]. Вечером ребята приходят, играют. Городки, кадрели. <…> игры играют под конец» (д. Паровиха). Основные жанры песенно-хореографического фольклора: хороводы, пляски, танцы, вечерочные припевки, игры;
— уличные гуляния весенне-летнего периода, связанные с большими годовыми и престольными праздниками (Пасхой, Троицей и др.). «В Троицу, Духов день, Заговенье — на бору кружком играли, городки пели» (д. Удальцовская). Жанры песенно-хореографического фольклора: хороводы, пляски, танцы.
Песенно-хореографические формы в системе свадебной обрядности связаны со следующими ее этапами:
— вечерины в доме невесты на неде́ле (период до свадьбы) и в канун свадьбы (девичник): «На неделе разво́дят городки. Избу купят на два-три дня, на игры. Невеста придет, городок разведёт, да плакать уйдет к себе» (д. Урусовская); «Каждый вечер невеста плачет плака́нье. Невеста шьёт, а девки играют городки <…> Невеста играет и ревёт в городке. «Мне-ка по полу ходить» — у кого какая мода» (д. Заборье). Основные жанры песенно-хореографического фольклора: хороводы, пляски, танцы;
— свадебные застолья (первый стол, второй стол). «Сейчас с обо́́их сторон припевки поют, а раньше — в первый день только» (д. Клыково); «Припевки поют за столом после угощения (в доме невесты); в доме жениха припевки перед дара́ми»; «Поют припевки только в первом столе, а во втором не припевали» (д. Старина); «Припевки [первая жениху с невестой] начинают петь, когда несут суп за стол в первый свадебный день. А «горько» кричат во второй свадебный день у жениха» (д. Костино). Основные жанры песенно-хореографического фольклора: свадебные припевки, пляски.
Припевки на свадьбе обычно исполняли в определённом порядке: «[Пели] припевку жениху последнему, первому — ты́сяцкому, потом всей родне. <…> Сва́тьям припою́т — кому какая, после жениха» (д. Урусовская); «Припевки — сва́тальщику, ты́сяцкому, всему прибо́ру» (д. Паровиха).
Определенная последовательность исполнения песен характерна не только для свадебных припевок, но и вождения городков, игр на вечеринах. В большинстве случаев выделяется только первый городок, иногда — первый и последний, реже выявляются более продолжительные последовательности, что указывает на изначальный обрядовый статус данного действа. «Первый городок — «Груня» <…> «Селышко» — последний городок, поём и усядутся тут, кому куды́ надо» (д. Удальцовская). «Святковские песни играются в определенном порядке: «Груня», «Веселая голова» («Катя ли Катя»), «Уж вы кумушки подружки», «Из ворот было воротице», «О двух концах», «Уж как на горе»» (д. Паюс); «Городок — на руку ве́ртятся, кадре́ли <…> игры играют под конец» (д. Паровиха). Пляски и многофигурные танцы на вечёрке обычно исполнялись после городков и хороводов. В целом для святочного периода характерно преобладание городков и игровых песен, а для весенне-летнего — плясовых форм.
Основные виды хореографического движения в хороводах:
а) городки — особые формы орнаментальных хороводов — коси́тьце, верте́тьце;
б) круговые хороводы, в том числе сочетающие движение по кругу с разыгрыванием драматической ситуации согласно сюжету;
в) форма движения «ряд на ряд»;
г) завивание — орнаментальные хороводы с элементами игры.
По рассказам народных исполнителей, для хореографического движения в городках значимы следующие моменты:
— характер шага: «На́ руку двои́ми верте́лись и прито́пывали» (д. Боярская); «…на́ руку играли, верте́лись. Девушка выходит, приглашает парня. Ребята-то прито́птывают, а девки-то степеня́тся, степеннее» (д. Паровиха);
— графика движения: «Сначала ходят по избе, потом на руку верте́лись парами» (д. Ивановская); «Городки — на руку вертятся, кто напротив стоит — переверну́тся, кося́тся (судя по рисунку напротив стоят ряд парней и ряд девушек)» (д. Высотинская и Бобриха). Подобного рода движения подробно описаны в очерке М. Едемского[2], а по данным экспедиций Ленинградской консерватории 1977–1978 годов они характерны для большинства городков.
Вечёрочные припевки могли исполнять сидя, а девушка, которой была адресована припевка, должна была поклониться певицам: «Припе́вки — сидим и припеваем на вечерова́нье: «Девки толкли́ семя», «Через речку речку», «Сидит Ваня на диване», — кланялись, которой припою́т <…> если девка не покло́нится, то отпева́ли «Ниточек моточек, чирей на носочек»» (д. Лапино).
Игровые формы, включающие разнообразные выразительные средства (вербальные, музыкальные, драматические, хореографические), обнаруживают наибольшую архаичность. Содержание их поэтических текстов и в некоторой степени драматическое действие связаны с трудовой (прядение, выращивание растений) тематикой. Среди таких хороводов — «А мы просо сеяли», «Посеяли девки лён», подобные мотивы имеют место и в некоторых вечёрочных припевках («Пиво-то варили, хмель-от за́ймовали» из д. Бревновска). Для игровых хороводов характерна и брачная тематика («Дрёма», «Хрен»). В большинстве такого рода хороводов текст построен в вопросо-ответной форме, т. е. по принципу диалога. В играх и припевках отмечается мифологизация главных героев.
Образно-поэтическая система городков содержит явно выраженную любовно-брачную тематику, мотивы соединения пары, что в содержательном плане объединяет их с вечёрочными и свадебными припевками. В некоторых деревнях все эти формы завершаются поцелуем (д. Высотинская Круглая). Не случайным является включение городков в святочные игрища и свадебный обряд, поскольку они маркируют переходные моменты в годовом и жизненном циклах.
На уровне музыкального языка песенно-хореографические формы, записанные на территории Верховажского района, представляют разнообразный в жанровом и историко-стилевом плане корпус напевов. Среди них встречаются формы, основанные на сквозном музыкальном развитии. В таких напевах отсутствуют цезуры, в конце строф нет четко выраженного каданса, который плавно «перетекает» в запев следующей строфы. Примером служат напевы хороводной песни «Груня» и припевки «Это кто жо да куда ходит», записанные в д. Другосимоновская. В большинстве напевов игровых хороводов в качестве ведущего оказывается силлабический принцип организации песенной формы («Просо», «Вдоль по морю», «Во лузях» и другие). В напевах плясового склада значимыми элементами становятся метроритмическая организация, основанная на ритме пляски, и интонационно-ладовое строение, организованное по принципу инструментальных наигрышей.
Необходимо подчеркнуть богатство и многообразие песенного материала, наличие большого количества вариантов напевов каждого типа. Практически во всех жанрах присутствуют протяжные (распетые) и скорые (плясовые) формы напевов, на которые распеваются одни и те же сюжеты. Варьировани подвергаются мелодика, фактура, тесситура и темп исполнения, что связано с местной певческой стилистикой. Например, городок «Груня», записанный в д. Другосимоновская, характеризуется особой двухъярусной формой многоголосия, основанной на октавном удвоении основной мелодической линии, медленным темпом исполнения, обилием слоговых распевов, мелодической насыщенностью, активным использованием мелизматики и микрораспевов. Этот же хоровод, записанный в д. Удальцовская исполняется в головном регистре (тонкими голосами) и гетерофонной фактуре унисонного типа. В д. Фоминская в хороводе «Груня» наблюдается сходный тип фактуры, но исполнительницы поют в грудном регистре (толстыми голосами).
Песенно-хореографическая традиция Верховажского района Вологодской области, зафиксированная в конце 1970-х годов экспедициями Ленинградской консерватории в богатстве и разнообразии жанров, в настоящее время стремительно исчезает. Песенно-хореографический фольклор Верховажского района, представленный хороводными, плясовыми песнями, поцелуйными и свадебными припевками, играми, был записан от прекрасных ансамблей и отдельных народных исполнителей. Данные записи не могут быть повторены в настоящее время даже фрагментарно. Имеющиеся в архивах фольклорно-этнографические материалы требуют сохранения, изучения, включения в учебную, просветительскую, концертную деятельность. Они требуют публикации и должны быть доступны широкому кругу заинтересованных лиц.
[1] См., например, варианты напева хороводной песни «Груня», записанные на Коленьге и напев из д. Евсеевская Озерецкого с/с, Тарногского р-на, Вологодской обл., опубликованный в сб. Д.М. Балашова, Ю.И. Марченко, Н.И. Калмыковой «Русская свадьба». М., 1985. С 188.
[2] Едемский М. Вечерованье и городки (хороводы), в Кокшеньге Тотемского уезда //Живая старина. Вып. III и IV. С-Пб., 1905. С. 465.