Лирические песни Афанасьевского района Кировской области
Лирические песни составляют одну из наиболее важных частей культурного наследия Кировской области, обнаруживающих связи с народными песенными традициями Русского Севера, Поволжья, Урала. Специального термина для обозначения жанра лирических песен в Афанасьевском районе Кировской области не существует. Чаще всего такие песни характеризуются как длинные, протяжные, тяжелые. В рассказах исполнителей они упоминаются и как старинные, поскольку их пели в прежние времена. Распространены наименования, связанные с отсутствием строгой приуроченности большинства таких песен (простые песни) или их прикрепленностью к разнообразным праздникам (праздничные песни). В некоторых местах сохранились воспоминания о пении определенных лирических песен при проводах в армию. Тогда их называют солдатскими.
Лирические песни зафиксированы на всей территории района. Экспедиционные исследования показали, что их ареал выходит за пределы Афанасьевского района, охватывая на западе Омутнинский район Кировской области, а на юге — приграничные территории Республики Удмуртия.
Состав исполнителей зачастую определяется самой ситуацией звучания песни. Так, девушки пели во время совместной работы зимними вечерами, когда пряли, вышивали или вязали кружева вместе, собираясь в одном из домов. Женское пение звучало на супрядках, во время полевых работ и по дороге домой, во время свадебного девичника, на застольях. Мужские ансамбли могли собираться в календарные праздники — на Пасху, Масленицу, Покров, при этом песни чаще всего звучали за праздничным столом. Ансамбли смешанного состава складывались во время исполнения лирических песен на летних и зимних игрищах, на совместных застольях.
В традиции встречаются как стихийные ансамбли (из тех, кто знает песни), так и ансамбли, имеющие сложившийся со временем состав исполнителей. Однако такие ансамбли не являются закрытыми, и певцы, знающие песни могут свободно присоединяться к основным участникам. В певческом коллективе выделяется запевала — человек, который заводит (запевает) большинство песен: он должен выбрать нужную высоту звучания, обозначить тембровые и темповые характеристики песни. Без запевалы участники ансамбля часто отказываются исполнять песни.
Лирические песни, как правило, не имели приуроченности к определенным жизненным ситуациям, о чем свидетельствуют многочисленные комментарии исполнителей: пели, «когда подойдёт». Чаще всего их пели во время полевых работ (например, по дороге на покос и с покоса), а также в праздники как женщины, так и мужчины: «кто хочет, тот поет».
Важное место в традиции занимали пивные праздники, когда гости брáжничали. В Афанасьевском районе пивные праздники отмечали особые даты календаря — Покров, Сдвѝженье (Воздвижение), Тихонов, Петров, Иванов дни. Участники застолья делали складѝнки — каждый приносил мед, брагу или пиво. Посидев час-два у одного хозяина, гости шли в другую избу. На этих празднествах обязательно звучали лирические песни с определенными сюжетами: «Изопьём мы пиво пьяное», «Браженька яровая» и другие. По комментариям исполнителей, непосредственно за столом песен не пели. Только когда гости выходили из-за стола и садились на лавки, начинались песни и пляски.
Некоторые из лирических песен имеют в традиции устойчивую приуроченность. Так, к свадьбе приурочена песня «Лучинушка», которая зачастую определяется как свадебная. Она звучала в доме жениха после одаривания невестой его родни. Лирическую песню «На угоре на яру» чаще всего связывают с летними или зимними гуляньями — игрищами, причем ее исполнение могло сопровождаться движением поющих по кругу.
В традиции выделяется ранний пласт лирических песен, к которому относятся образцы молодецкой и женской лирики, некоторые песни с балладными сюжетами, а также песни позднего историко-стилевого пласта, в том числе — тюремные.
Для песен молодецкого цикла характерны сюжеты, связанные с гибелью молодца на чужой стороне, жизнью молодца в неволе. Отдельную группу составляют песни с текстами рекрутской тематики, в которых описывается служба молодца в солдатах. Сюжеты молодецкой лирики, как правило, имеют общерусское распространение, что обусловлено более свободным перемещением мужского населения во время воинской службы или отходов на промыслы. Такие песни чаще всего имеют протяженные напевы в широком диапазоне. Среди классических образцов молодецкой лирики следует отметить «Горы развысокие» (сюжет гибели молодца на чужбине), «Что болит-то, шумит разбуйнáя голова» (сюжет встречи девицы и молодца), «В поле травонька-замуравонька» (рекрутчина, разлука с близкими). В песнях «Уж ты зорюшка, зоря», «Крýты горы развесёлые», «Гуляли два молодца» встречаются ритмические структуры, близкие к наиболее ранним в историко-стилевом отношении эпическим формам фольклора. Зафиксированы сведения о том, что раньше эти песни пели мужчины, однако записать их в мужском исполнении не удалось. Следы мужской манеры пения заметны при исполнении некоторых песен, отличающихся насыщенностью звучания и активным использованием дыхания. К ним относятся песни балладного содержания с сюжетами «молодец и постылая жена», «муж-пьяница» («Уж ты молодость моя», «Ой, да всё спасибо синему кувшину»).
Песни женской традиции характеризуются своим кругом сюжетов. Первая группа сюжетов (девичьей песни) раскрывает темы девичьего сиротства, взаимоотношений молодца и девицы — встреча, разлука с милым, измена. Вторая группа сюжетов связана с женской долей — несчастливым замужеством, жизнью в несогласной семье. Песням женской традиции свойствен более ограниченный диапазон напева, мелодика, основанная на повторении закрепленного набора интонаций.
В некоторых лирических песнях Афанасьевского района, относящихся к раннему историко-стилевому пласту, прослеживается связь с песенной традицией Русского Севера, что проявляется как в наличии сходных сюжетов («Кого любишь — того жаль», «Что шумит-то болит разбуйнáя голова»), так и в стилистической близости напевов («Не хмелинка в поле вьётся», «Ой, ты зорюшка, зоря»).
В Афанасьевском районе зафиксированы песни позднего историко-стилевого пласта — романсы, тюремные и военные песни. Они повествуют об отношениях с возлюбленным (любовь, тоска, расставание, измена, ссоры), тюремном заключении, ссылке, уходе на войну. Большое распространение имеют и жестокие романсы. В музыкальном отношении песни позднего историко-стилевого пласта характеризуются более краткими напевами.
В особую группу выделяются песни пивных праздников, сюжеты которых связаны с застольями («Браженька яровая»). Напевы этой группы песен разнообразны по своим историко-стилевым характеристикам.
Экспедиции Фольклорно-этнографического центра имени А.М. Мехнецова Санкт-Петербургской консерватории показали, что в настоящее время на территории Афанасьевского района среди жителей старшего поколения сохраняется традиция ансамблевого многоголосного исполнения лирических песен. В результате экспедиционного исследования 2012 года на данной территории удалось зафиксировать более шестидесяти сюжетов лирических песен. Во многих населенных пунктах существуют фольклорные ансамбли, которые сложились как в результате клубной деятельности, так и благодаря естественным формам преемственности культурных традиций.