Хороводная традиция восточных районов Кировской области
Экспедиционное обследование восточных — Афанасьевского и Омутнинского — районов Кировской области, проводившееся в 2012–2013 годах экспедициями Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, показало хорошую сохранность народной традиционной культуры края во всей ее полноте и многообразии форм. Одним из важных результатов исследований стало выявление богатой, хорошо сохранившейся песенной традиции, где одно из ведущих мест занимают хороводные песни.
Хороводы включены в обрядово-праздничную жизнь деревенской общины и связаны с определенными периодами годового календарного цикла. На праздничных гуляньях — и́грищах — хороводы являлись центральным элементом, и хороводные песни именовались и́грищными. В соответствии с сезонной приуроченностью народные исполнители разделяют их на зимние и́грищные и летние (троицкие) и́грищные песни. Самые большие деревенские гулянья проводились летом — на Троицкой неделе, а зимой — во время рождественских Святок, которые в местной традиции получили название Святьё (д. Ичетовкины, Афанасьевский р-н).
Летние гулянья начинались с Вознесения и продолжались до Заговенья — следующего воскресенья после Троицы. Вознесение, Семик, Троица, Заговенье именовались и́грищными праздниками. Центральными были трехдневные гулянья, начинавшиеся с троицкой субботы. В этот день утром было принято ходить на кладбище, а само и́грище начиналось после обеда.
В каждой деревне, как правило, существовало излюбленное место для проведения уличных праздничных гуляний: в центре деревни либо на возвышенности за деревней. Жители д. Фроловская Афанасьевского района вспоминают: «Выходили ву́лицу — середи́ деревни, здесь просто "ву́лица" была, а там "и́грышна ла́ста" была, на угоре» (д. Фроловская, Афанасьевский р-н). На гулянье собирались все жители селения — парни, девушки, женатые пары, старики и дети. Существовал определенный порядок следования хороводных песен. Например, первым (главным, открывающим гулянье) часто называют круговой хоровод «У ворот девки играли»: «Кругом ходят — захва́тятся, идут кру́гом, песню споют, идут в другую сторону. <…> Вставали все, кому хочется, — и мужики, и старушки, и парни, и девки, и маленькие — ребетня́» (д. Лазаневы, Афанасьевский р-н). Далее исполнялись хороводы «Улица широкая», «Чёрный ворон воду пил», «Улица малая», «Вдоль по морю», «Подойду ли я под Иван-город каменный», «На горе вьюны вьются» и другие.
Зимние игрища были молодежными и отличались меньшим масштабом. Чаще всего молодежь собиралась в избе: парни и девушки заранее «откупали» у хозяина избу за деньги или работу. Молодежные гулянья продолжались неделю, начиная с Рождества: «В Рождество мы так собирались, а после Рождества — потом нет больше. На Рождество — на неделю. Вот Рождество-то как начнётца, неделя вся роже́ственская. <…> С седьмо́ва енваря́ вот начнётца и неделю вот идёт Рождество» (д. Ичетовкины, Афанасьевский р-н). Хороводные песни, звучавшие на этих гуляньях, исполнители называют зимними или рождественскими. На обследованной территории зафиксированы хороводы с поэтическими текстами, непосредственно связанными с праздником Рождества:
Рождество пришло, наше и́грише,
Ди́во, а-ле-лё, ла́до ле маё.
Как за ре́чкаю, за Дуна́йкаю,
Там огни те горят, де́вки пиво варя́т,
Пивова́рничают, кашева́рничают.
Всё де Аннушка пивова́рничала,
Распода́вывала своему-то дружку́,
Своему-то дружку́, всё Ива́нушку,
Всё Ива́нушку да Ива́новичу.
(с. Гордино, Афанасьевский р-н).
Поэтический текст песни связан с характерным для зимних хороводов мотивом припевания пары. Святочные собрания подразумевали особую форму общения молодежи, связанную с выбором невест, женихов и образованием пар. Именно этим обусловлена особая значимость на зимних гуляньях игровых хороводов и хороводов с выбором пары, что и находит отражение в поэтических текстах.
Наиболее распространенные зимние хороводы — «Скомару ходила вдоль с-по улице», «Во заводе были мы», «Наварю я киселя», «Загадаем семь загадок», «Сидит Дрёма», «Я на бочке сижу», «Вейся, капустка» и другие.
Особо следует отметить разнообразие форм хореографического движения. Одной из центральных является форма кругового хоровода, реализуемая в нескольких вариантах: движение по кругу только в одну сторону; движение по кругу сначала в одну, а затем в другую стороны. При этом либо держатся за руки, опущенные вниз, либо под локти.
Значительную группу образуют так называемые хороводы-шествия: двигаются улицей из одного конца деревни в другой, а затем возвращаются обратно (хоровод «Улица малая»); передвигаются парами, выстроившимися друг за другом, в одну и в другую сторону (например, хоровод «Хайдадыбка шла с-по сеням»). Встречаются и хороводы «ряд на ряд» («Мы просо сеяли», «Загадаем семь загадок», «Бояре» и другие), когда две партии участников движутся навстречу друг другу, а затем расходятся.
К игровым хороводам относятся связанные с разыгрыванием сюжета поэтического текста и выбором персонажа. Например, один из вариантов исполнения хороводной песни «Чёрный ворон воду пил» («Вам девкам замужем быть за старым стариком, <…> про старого постелю стлать, в три ряда всё кирпичу…») предполагает выбор ведущей, которая разыгрывает сюжет, укладывая куклу «старика» на полено, укрывая её листьями и т. д. В другом варианте разыгрывания сюжета участвуют два персонажа: девушка и «старик». Кроме того, данная хороводная песня может быть связана с движением, получившим название бродячие воры и представляющим собой одну из разновидностей «ручейка». Возможность исполнения одной и той же хороводной песни с разными формами хореографического движения является отличительной чертой хороводной традиции восточных районов Кировской области. Другим примером проявления данной закономерности может служить песня «Улица широкая». Наряду с традиционной формой кругового хоровода, данная песня может быть связана с орнаментальным движением типа меандра, когда цепочка участников ходит вокруг трех столбиков, роль которых часто играют дети.
К особенностям местной традиции относится также взаимопроникновение летнего и зимнего хороводного циклов. Так, игровые хороводы «Хожу я, гуляю вдоль по хороводу», «Селезень утку ловит», «Я на бочке сижу» могли исполняться как летом (на Троицу), так и на святочных гуляньях.
Одним из важных достижений экспедиционной работы стала видеозапись реконструкции фрагментов зимних и летних и́грищ с исполнением хороводов. Особую значимость имеют реконструкция форм хореографии и фиксация хороводных песен в ансамблевом исполнении, что дает представление о многоголосной фактуре их звучания, исполнительском стиле, манере звукоизвлечения.
Современное состояние традиции, к сожалению, свидетельствует о том, что исполнение хороводных песен постепенно уходит из живого бытования. Однако, по свидетельствам народных исполнителей, еще несколько лет назад троицкие гулянья с обязательным исполнением «старинных хороводов» были распространены почти повсеместно.