Частушки Добровского района Липецкой области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, наречие – южнорусское
Частушечные песенно-инструментальные формы занимают центральное место в фольклорной традиции Добровского района, расположенного на северо-востоке Липецкой области. В репертуаре местных народных исполнителей можно выделить как общерусские, так и специфические локальные частушки («Канарейка», «Досада», «Монастырские», «Тягучие» и др.). Всего в селах Добровского района Липецкой области зафиксировано 13 различных частушечных форм. Их выделяют многоплановость бытования, уникальность музыкально-стилевых форм и особая манера исполнения в крайне высоком регистре.

Этнографические сведения позволяют говорить о том, что на этой территории частушки были доминирующим жанром уже в 1930-е годы, а в последние десятилетия заняли главенствующее положение в местной музыкально-фольклорной традиции. 

Наибольшее распространение получили частушки в сопровождении гармони. Помимо хроматической гармоники в Липецкой области огромную популярность в народной среде имела елецкая рояльная гармошка, получившая название от известного центра по ее изготовлению — г. Ельца. Особенностью елецкой рояльной гармоники являются клавишные клавиатуры на правой и левой сторонах, причем слева клавиши расположены с обеих сторон грифа. В народной среде особой любовью пользовалась однорядная диатоническая рояльная гармошка, или шестипарка.

Репертуар исполнителей на хроматической гармони в основном ограничивается общерусскими наигрышами. А репертуар наигрышей на рояльной гармошке более разнообразен, и именно в нем проявляются специфически местные особенности традиции.

В селах Добровского района более всего распространены частушечные формы «Матаня», «Барыня», «Страдания». Уровень именно их исполнения является показателем мастерства гармонистов.

Наигрыш «Матаня» характерен для южнорусской фольклорной традиции, но встречается и в Центральной России. До сегодняшнего времени он непременно входит в репертуар любого добровского гармониста. Под инструментальный наигрыш «Матаня» обязательно поют частушки и пляшут. Его самобытность определяется особой последовательностью гармонических функций — S-T-II-II-D-D-T-T.

В добровских селах сложились две разновидности пляски под «Матаню». Первая из них — это пляска парами: «Матаню» — брались за руку и вдвоем плясали, выходили на середину, проплясали и становятся на место» (с. Крутое). Второй вариант: участницы с приплясыванием передвигаются по кругу, потом останавливаются, и певица, которая оказалась рядом с гармонистом, играет прибáску (то есть частушку), затем исполняет ритмичную дробь ногами, и круг двигается дальше. Дроби женщины могли заменять хлопками, ударяя ладонью о ладонь или по коленям. Мужчины «Матаню» плясали редко, для них излюбленной пляской была «Барыня».

Практически во всех селах Добровского района одной из разновидностей «Матани» была так называемая Елецкая пляска, или «Елецкого», названная так по частушечным текстам, связанным с городом Ельцом:

Елец-город, Елец-город,

Елец-город славится.

Не один залетка милый,

Вся семейка нравится.

Главное отличие «Елецкого» от «Матани» проявляется в хореографии: пары становятся друг напротив друга, один запевает, а остальные, приплясывая, подхватывают, после чего пары меняются местами. Сольный запев каждой частушки исполнялся по очереди в каждой паре.

Наигрыш «Барыня», встречающийся повсеместно, в традиции Добровского района также имеет широкое распространение.  В одних селах он известен под названием «Русского» (с. Доброе, Большой Хомутец, Крутое и т. д.), в других — «Круговая» или «Чумовая» (с. Каликино), а в некоторых местах — «Бешеного» (с. Крутое, Кривец, Трубетчино). Характерные названия исполнители объясняют либо темпом исполнения, либо особым эмоциональным настроем: «Бешенова» — это очень быстрая «Барыня». «Барыня» и «Русскага» — пляска одно и то же, только «Русскага» пляска играется порезче» (с. Ратчино).

В местной традиции пляска под «Барыню» существует в двух видах: как сольная мужская пляска и как пляска по кругу с участием женщин. Пляска мужчин отличается большей активностью и силой в движениях. Традиционная женская пляска по кругу здесь дополняется парной пляской в кругу, где женщины демонстрируют свое мастерство.

Самой распространенной частушечной формой в традиции Добровского района являются страдания под гармошечный наигрыш, основанный на простой гармонической схеме — S-S-T-T-D-D-T-T.

Страдания исполняются в более медленных темпах, чем плясовые наигрыши. Их поэтические тексты имеют разное строение, что нашло отражение в исполнительской терминологии: «короткие», «простые» — это двухстиховые формы, «страдания с повтором» — такие же, но повторенные дважды,  «страдания с припевками» состоят из двустишия и четверостишия. Часто названия страданий связаны с местом их возникновения и бытования. Так, зафиксированы Крутовские, Монастырские, Каликинские, Шовские, Гудовские страдания. Все эти разновидности представляют собой одну частушечную форму.

Названия страданий могут отражать ситуацию их звучания, от которой зависел характер исполнения, — «К ней», «От ней»: «Страданья «К ней» — павеселее, паудобнее, — к ней идешь, а «От ней» — печальные» (c. Путятино), и указывать на темп исполнения, например, «длинные страдания» исполняются в медленном темпе (с. Каликино).

Кроме общераспространенных, значительное место в музыкальной традиционной культуре занимают локальные страдания: Канарейка, Досада, Монастырские страдания, Покосные.

Из всех сел Добровского района наиболее уникальной частушечной традицией выделяется село Каликино, где было известно 12 разновидностей страданий. В экспедициях 20082009 годов здесь зафиксированы следующие: Канарейка, Досада, Монастырские страдания, Тягучие страдания, Покосная, Балалаечка, страдания с припевом.

Страдания «Канарейка» можно отнести к группе мелодизированных частушечных напевов с синкопированным ритмом. Название «Канарейка» связано с обязательным исполнением первого поэтического четверостишия с зачином «Канарейку распевала» или «Канарейку надо ладить».

Страдания «Досада» исполняются на тот же напев и под тот же наигрыш, что и «Канарейка», а другое название возникло в связи с зачином поэтического текста «Ой, досада, ты досада».

«Тягучие» страдания характеризуются особой исполнительской манерой — специальным растягиванием пропеваемых слогов — и особой усложненной гармонической последовательностью в гармошечном наигрыше. Еще одна особенность «Тягучих» страданий состоит в том, что они могли исполняться как в сопровождении гармони, так и без такового. Вариант без сопровождения называется «Покосные» страдания.

«Монастырские» страдания исполнялись многоголосно без сопровождения. В этих страданиях с внутрислоговыми распевами обнаруживаются музыкально-стилистические связи с лирическими протяжными песнями. Название «Монастырские», вероятно, связано с тем, что село Каликино находилось во владении московского Новоспасского монастыря.

Звучание местных частушек имеет свою специфику. Поскольку часто они исполняются преимущественно женщинами на улице, то поются в средней и высокой вокальной тесситуре, громко и напряженно, выкрикиваются. При этом слова выговариваются нечетко, как бы смазываются: ведь в большинстве случаев слушатели их хорошо знают, поэтому важнее создать настроение и праздничную атмосферу.

Яркой особенностью местной частушечной традиции также является сочетание контрастных певческих регистров при исполнении. Следует заметить, что использование крайне высокого певческого регистра наиболее характерно именно для локальных частушечных форм — «Канарейки», «Тягучих», «Монастырских».

Значительно реже частушки исполняли мужчины. Обычно это были сами гармонисты. Наиболее распространенная форма мужских частушек — страдания «К ней», «От ней».

В настоящее время Добровский район славится мастерством исполнения частушек. Во многих селах есть бытовые ансамбли, исполняющие несколько разновидностей частушек, мастера игры на гармони, чаще всего гармони-хромке. Самобытная традиция исполнительства на рояльной гармонике постепенно утрачивается, виртуозную игру на этом инструменте можно услышать в основном от гармонистов старшего поколения. Лучшие исполнители самобытных локальных частушечных форм — это также представители поколения 1930–1940-х годов рождения. Более молодые исполнители воспроизводят в основном частушки, имеющие общерусское распространение.

Во многих селах района народных исполнителей — знатоков частушечных форм и инструменталистов — привлекают к участию в клубной самодеятельности, благодаря чему этот жанр, хотя и в упрощенном виде, продолжает сохраняться в народной музыкальной культуре. 

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 «Матаня» и «Барыня» в исполнении В.М. Долгополова (гармонь-хромка) и В. Отрубянниковой из с. Гудово Добровского района Липецкой области
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна