Кубачинская ювелирная насечка: техника инкрустации цветными металлами по металлу, кости, рогу

Этнос: КубачинцыКонфессия: Ислам суннитского толкаЯзык: Кубачинский
В дагестанском селении Кубачи существовало несколько видов насечки, представляющей собой технику инкрустации цветными металлами по металлу, кости, рогу. Виды насечки различаются по типам материалов, на которые наносится орнамент из цветных металлов, по используемым для инкрустации цветным металлам, а также по способам (технологиям) инкрустации. Основой могли служить сталь, железо, серебро, бронза, медь, кость, рог. Инкрустация выполнялась золотом, серебром, медью, латунью, алюминием. На сегодняшний день описано 5 видов насечки: по канавке, два типа инкрустации по шероховатой поверхности, инкрустация по кости и рогу, а также насечка серебром по меди, украшавшая раньше блюда, кувшины, котлы, медные кованые или литые сосуды. Насечка часто использовалась для имитации антикварных восточных артефактов из бронзы и меди.

 Дагестанское селение Кубачи получило широкую известность благодаря развитию здесь многих традиционных промыслов. Кубачинцы известны как искусные ювелиры.  Издавна они занимались оружейным ремеслом и жили в основном доходами с него. Первое упоминание о Кубачи встречается у арабских историков IX-XII вв., называвших эту территорию Зирехгеран или Зерекеран, что означает «кольчужные мастера» (Али аль-Масуди Х век, Абу Хамид Андалузи XII в.). Здесь издревле делали кольчуги, стремена, оружие (мечи, луки, ножи, кинжалы), кольчуги, шлемы, медную посуду и др. Позднéе название селения было заменено на арабское «Кубачи», имевшее тот же смысл. Путешественники XVIII–XIX вв. сообщали о производстве огнестрельного оружия, о выделке ружей, пистолетов, а также сабель, ножен и панцирей, о злато- и сереброкузнечной работе. Подробные материалы о ремесле содержатся в статистических сборниках конца XIX века и  в работах Э.Г. Аствацатурян.

Самые ранние из известных артефактов с использованием кубачинской насечки по металлу относятся концу ХVIII — началу XIX веков. Технология была впервые подробно описана Е.М. Шиллингом в книге «Кубачинцы и их культура», а позже известным художником-ювелиром М.О. Магомедовой. Исследователи связывают появление насечки в селении Кубачи с импортом восточных изделий XV-XVII вв.

В Кубачи существовало несколько видов насечки, которые различаются по типам материалов, на которые наносится орнамент из цветных металлов, по используемым для инкрустации цветным металлам, а также по способам (технологиям) инкрустации. Основой могли служить сталь, железо, серебро, бронза, медь, кость, рог. Инкрустация выполнялась золотом, серебром, медью, латунью, алюминием. Латунь и алюминий использовали для имитации более дорогих золота и серебра, для удешевления изделия или для ученических работ. До конца 1940-х годов ювелирным искусством в Кубачи занимались исключительно мужчины. Ремесло передавалось от отца к сыну. Первой женщиной-ювелиром стала М.О. Магомедова. В 1938 году в Кубачи была организована артель «Художник», а в 1960 году она была преобразована в Кубачинский художественный комбинат.

Блестящий этнограф Е.М. Шиллинг, проводивший экспедиции в Дагестане в 1930–1940 годы, и знаменитая кубачинка — ювелир М.О. Магомедова описали несколько технологий инкрустации цветными металлами по металлу и одну технологию инкрустации по кости и рогу.

Лучшей в смысле качества насечки по металлу считается техника «ви бекóн бишибзúб». Этот термин переводится как «насечка, положенная внутрь», что соответствует инкрустации по специально вырезанным канальцам.

Другую технику насечки по железу Е.М. Шиллинг характеризует как менее прочную, дешевую и более легкую для мастера. Она требует гораздо меньше золота, называется «ви бултон бишибзиб», что означает — «насечка, чеканенная внутрь».

С помощью особого резца мастер энергичным движением от себя покрывает поверхность железа во всю длину и ширину частыми параллельными прорезами: сначала в вертикальном, затем в горизонтальном направлениях, а потом по диагоналям. Поверхность предмета оказывается покрытой четырьмя слоями взаимно пересекающихся штрихов, благодаря чему она становится шероховатой. Это грунт для насечки.

Далее предмет укрепляется в тисках неподвижно, и мастер начинает накладывать на железо золотую проволоку, работая в соответствии с техникой «ви бекон бишибзиб». Разница состоит только в том, что при технике «ви бекон бишибзиб» предварительно тщательно готовятся канальцы, слагающие орнамент, а в технике «ви бултон бишибзиб» мастер по общему грунту сразу выкладывает узор золотой проволокой, непрерывно вбивая ее молоточком в железо.

Еще более простой  и дешевый способ насечки по металлу называется «кырцле бишибзúб», т. е. «царапанная насечка». В этом случае подготовка грунта ограничивается прорезкой только двух пересекающихся под прямым углом слоев штриховки.

Насечка по кости — «бишибзúб мáге» — и насечка по рогу — «бишибзúб ликá» — различаются незначительно. Эта работа в связи со свойствами материалов (кости или рога) имеет весьма ограниченные возможности и считается не такой трудной, как насечка по металлу. Ввиду того что на кости или роге не может получиться заусенцев и зазоров, которые придерживали бы золотую нить в канальцах, уже вырезанный орнамент прорезается еще несколько раз специальным резцом «ви игузúб дуп» («внутрь режущий инструмент»). Мастер плавным уверенным движением проходит резцом по всем линиям орнамента, подрезая сбоку под кость, сначала в одну сторону, а затем дважды в другую, чтобы сечение каждой линии давало фигуру, подобную миниатюрной трапеции с широким основанием внизу. Золотая проволока, вбитая в это ложе, расплющивается в глубине костяного слоя и тем самым закрепляется в нем.

Насечка серебром по меди, украшавшая раньше блюда, кувшины, котлы, чашки и иные медные кованые или литые сосуды, уже к середине ХХ века применялась редко. По-видимому, данная практика в Кубачи не получила заметного развития. Некоторые сохранившиеся здесь образцы местной и иранской медной утвари с серебряной, большею частью выпавшей из своих гнезд насечкой, могут служить подтверждением. Такой вид насечки часто использовался для имитации антикварных восточных артефактов из бронзы и меди.

Манабой Магомедовой описаны три вида инкрустации металлом по металлу, причем как сама технология насечки, так и связанные с ней термины уже несколько отличаются от тех, которые фиксировал и описывал Е.М. Шиллинг.

Так, описанная Е.М. Шиллингом насечка по канавке у Магомедовой называется «вибекун бихьне».

Другой вид описанной ею насечки по металлу — это менее трудоемкая пунктирная насечка «бенбултун», для которой требуется меньше инкрустируемого металла. Как пишет М.О. Магомедова: «При насечке этим способом всю поверхность предмета грунтуют зубильцем сперва параллельными, потом пересекающимися линиями. Поверхность предмета принимает шероховатый вид. В отличие от предыдущего вида техники, в данном случае изготовляют отдельные элементы узора из проволоки и из листа металла и вбивают их в поверхность предмета. Здесь уже нет необходимости в контуровке. Инструмента для этого вида техники требуется меньше, чем для первого».

Третий вид описанной Магомедовой насечки по железу — царапание (“хъирсла”). Здесь не требуется особый резец сталинка, применяемый в предыдущих видах насечки, а нужны лишь штихель (тонкий стальной стержень, используемый при гравировании) и металл. Поверхность металла покрывается очень тонкими и глубокими линиями. Мастер заготавливает элементы из тонкого металла и после полировки их полирайзеном очень осторожно наносит на поверхность предмета. Между проведенными линиями располагаются элементы орнамента. Далее мастер полирайзеном осторожно выглаживает покрытый царапинками фон металла. Затем изделие подвергается воронению (чернению, то есть покрытию оксидной пленкой).

При насечке по кости на ее поверхности не проводят пунктирной линии, как это делают на металле, и не намечают зубильцем первоначальных основных линий орнамента. Рисунок наносят на кость карандашом, а насечка ведется выцарапыванием линий штихелем с обеих сторон, чтобы металлическая проволока держалась.

Манаба Магомедова не упоминает о насечке медных предметов серебром, о которой писал Е.М. Шиллинг. Кубачинские медные изделия с такой насечкой, находящихся в собрании Эрмитажа,  выявил и атрибутировал А.А. Иванов. Они имитируют медные и бронзовые антикварные восточные произведения прикладного искусства, в которых использовались орнаменты и характерные изобразительные мотивы. 

В инкрустациях употреблялись характерные кубачинские растительный и геометрический орнаменты, иноэтнические орнаменты, зооморфные и орнитоморфные мотивы, изображения мужчин в тюрбанах и халатах, появившиеся, видимо, под влиянием иранских, турецких и арабских бронзовых и медночеканных инкрустированных изделий.

Никем не описана техника инкрустации фигурными металлическими вставками, при которой специально вырезанная или выпиленная фигурная вставка помещается в заранее подготовленное гнездо, дно которого обрабатывается и делается шероховатым. Вложенную в гнездо вставку проковывают для сцепления металлов. Без использования данной технологии было бы невозможно украсить поверхность металла крупными фигурами.

В ХХ веке техника насечки почти угасла. В 1970–1980 гг. ею владели только Гаджибахмуд Магомедов и Манаба Магомедова. В последнее время молодые мастера (Гасанов Абдулла, Канаев Абдулгамид, Кишев Рабадан, Шахаев Гаджигасан, Куртаев Шяпи, Пашаев Мурад, Абдурахманов Бахтияр, Абдуллаев Арсен) возродили технику насечки золотом по железу и кости. Многие из них являются продолжателями известных кубачинских династий. Насечку по кости сегодня выполняют Рабадан Кишев и Бахтияр Абдурахманов. Рабадан Кадырович Кишев, представитель известнейшей кубачинской династии ювелиров, владеет многими традиционными кубачинскими ювелирными техниками.

Сегодня кубачинцы пользуются как кубачинской, так и русской терминологией. В современной кубачинском языковой практике насечка называется «бишиш». Р. Кишев выделяет два типа насечки: «канавка» (соответствует описанному Е.М. Шиллингом и М.О. Магомедовой первому типу) и «ласточка» (соответствует второму и третьему типам инкрустации, описанным вышеупомянутыми авторами). Различаются «мутиль бишиш» — золотая насечка, «асла бишиш» — серебряная насечка, «мазгай бишиш» — латунная насечка (имитирует золото), «альмин бишиш» — алюминиевая насечка (имитирует серебро).

Для выполнения насечки «канавка» сначала делается эскиз на бумаге. Потом мастер наносит штихелем на украшаемую поверхность как линии орнамента, так и цветочные орнаментальные элементы, так называемые «головки» («бик») или изображения. Затем специальным зубилом в канавках делаются насечки, в результате чего образуются (поднимаются) заусенцы. Именно они позволяют золоту или серебру скрепиться с поверхностью металла-основания. Вдоль орнамента по канавке прокладывается золотая проволока нужного сечения и простукивается маленьким молоточком («кьукь»).  Образовавшийся рисунок подрезают граверным резцом по всей длине. После чего обычным резцом наносят дополнительную поверхностную гравировку («къипчихабакъи») по всем деталям орнамента. Нужно иметь особую сноровку, чтобы выполнить эту мелкую дополнительную гравировку, так как инкрустируемый металл может «вылетать» из канавки. Именно поэтому нередко эту гравировку просят сделать других, более опытных мастеров.

После того как работа с орнаментом закончена, изделие из железа или стали подвергается воронению путем нагрева. Металл, используемый для инкрустации, не меняет свой цвет, а металл-основа приобретает иссиня- черный цвет с характерным отблеском. Если основой является серебро, то используется черневой фон, так как серебро не подвергается воронению.  На завершающем этапе изделие шлифуется полировочным инструментом. Сегодня используются мотор и шлифовальные круги с различными покрытиями необходимой жесткости: войлочными, тряпичными, а также  шлифовальные пасты.

Технология исполнения насечки «ласточка» соответствует описанию технологии по шероховатой поверхности, сделанному Е.М. Шиллингом.

По мнению Рабадана Кишева, наиболее сложна насечка на серебре и кости. Сегодня ее делают только сам Рабадан Кишев и Арсен Абдуллаев. В последние годы можно отметить возрождение интереса к традиционным ювелирным технологиям.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна