Вокально-инструментальная частушечная традиция в Красногорском районе Брянской области
Обычно исполнение частушек сопровождает инструментальный ансамбль, состоящий из двух музыкантов: гармониста и барабанщика. Барабаном здесь называют бубен, представляющий собой обруч с натянутой на него тонкой кожаной мембраной, к которому подвешены колокольчики или металлические тарелочки. На Брянщине на этом инструменте играют при помощи деревянной палочки — колотушки, из-за чего инструмент и получил свое название. Возможны и другие способы игры: встряхивание бубна, отчего колокольчики или тарелочки начинают звенеть, применяется и трение по мембране вдоль обечайки большим пальцем. Этот исполнительский прием называется вой. Благодаря нанесению ударов колотушкой по разным частям мембраны меняется высота звучания барабана. В Брянской области барабаны, как правило, изготавливаются самими исполнителями. Мембрану делают из собачьей или кошачьей кожи тонкой выделки. Ансамблевая игра на гармони и барабане производит яркое впечатление и создает атмосферу праздника.
Как правило, сложившиеся в деревне инструментальные дуэты обладают богатым репертуаром частушечных и плясовых наигрышей, под которые местные жители не только поют припевки, но и танцуют. Наиболее популярными из них являются «Месяц», «На реченьку», «Семеновна», «Страдания», «Краковяк», «Сербиянка», «Яблочко» и др. С каждым из наигрышей связаны особые хореографические движения, отвечающие ритму инструментального сопровождения. Под них, как правило, танцуют парами, кружась и притопывая ногами. В танце «Краковяк» двое, составляющие пару, на время останавливаются и в определенном ритме хлопают о ладони друг друга.
Нередко в основе исполнения частушек лежит принцип творческого соревнования двух певцов, поющих припевки по очереди. Главная отличительная особенность частушек — краткость высказывания: законченная мысль выражается в четверостишии или даже в двустишии. Особое мастерство частушечника состоит в умении ответить «в тему», создать вариант текста с тем же зачином, но другим продолжением. Поскольку большая часть частушечных наигрышей базируется на общей гармонической последовательности, то одни и те же тексты могут исполняться под разные наигрыши и, соответственно, на разные напевы.
Поскольку плясовым и частушечным наигрышам свойствен достаточно быстрый темп, что ограничивает вокальные возможности пляшущих, то на гулянье нередко присутствующие делятся на три группы: инструменталисты играют, танцоры пляшут, а те, кто не участвует в танцах, поют.
Среди припевок особо выделяются страдания, тексты которых всегда связаны с темой любовных переживаний и исполняются под более медленный наигрыш.