Частушки Артинского района Свердловской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, наречие – севернорусское
Артинский район Свердловской области можно считать одним из наиболее ярких и своеобразных частушечных очагов Среднего Урала. Частушки, бытующие здесь повсеместно, связаны с разными сторонами местной певческой традиции. По темпу и характеру мелодий, протяженности поэтических текстов частушки делятся на «короткие», «длинные», «покручáе» (побыстрее) и «самые длинные». Разные виды артинских частушек исполняются сольно, вокальными и вокально-инструментальными ансамблями, а также «под язык». До настоящего времени они сохраняются в живом бытовании.

Термин «частушка» у жителей Артинского района малоупотребителен, обычно они пользуются словом «песня», добавляя к нему то или иное уточняющее наименование, еще чаще ограничиваются одним таким наименованием, например, Поташкинская, «длинная» и проч. Названия частушечных напевов имеют разное происхождение:

1)  указывают на местность, откуда происходит частушечная мелодия: Сухановская, Поташкинская, Барабинская, Староартинская, Артинская, Шамагинская  и др.;

2)  отражают существующую в местной традиции дифференциацию частушечных мелодий по темпу и характеру: «короткие», «длинные», «покручáе» (побыстрее), а также «самые длинные», напевы которых совпадают с «длинными», но «растягаются» более трогательно, с чувством, многие черты (прежде всего отсутствие плясовой составляющей и медленный темп) роднят их с широко распространенными на русской территории страданиями;

3) указывают на заимствование у местных марийцев и татар: «по-марийски» («по-черемисски»), «по-татарски», что обусловлено полиэтничностью местного населения (наряду с русскими здесь живут башкиры, марийцы, татары[1]); эти напевы всегда сопровождаются гармошечными наигрышами.  

В Артинском районе частушки бытуют повсеместно. Наиболее значимые местные частушечные центры — это рабочий поселок Арти, села Сухановка, Поташка, Старые Арти, деревни Березовка Поташкинского сельсовета, Ильчигулово Малокарзинского сельсовета. По предварительным наблюдениям, территория распространения образцов данного жанра не ограничивается пределами Артинского района. Подобные частушки известны также в Нижнесергинском районе Свердловской области (он находится по соседству с Артинским), а также в Челябинской и Курганской областях. Судя по одному из названий местных частушек — Шамагинские, в прошлом они могли бытовать и в Полевском районе Свердловской области (Шамага — поселение, некогда располагавшееся неподалеку от Полевского завода, на современной карте Свердловской области отсутствует). 

Артинская частушка, функционально и стилистически связанная с обрядовым, плясовым фольклором, сферой инструментальной музыки, выступает в роли одного из главных элементов местной музыкально-жанровой системы. Известно несколько функциональных разновидностей местных частушек:

1) улошные, не сопровождающиеся пляской, а исполняемые во время прохода по деревенской улице;  

2)  под пляску, бытующие на рассматриваемой территории с общерусскими наименованиями «Цыганочка», «Семеновна», «Подгорная», «Камаринская», «Трепак» («Русского»), «Сербиянка», «Барыня»;  

3) приуроченные к обрядам (календарные, свадебные, рекрутские), исполняются на типовые напевы, а в текстах содержат упоминания о том или ином обряде.

Сами жители осознают ценность своих частушек, особенно «длинных» и «самых длинных». С ними связаны многие певческие термины и выражения (например, «повúгивать», то есть интонировать мелодию с глиссандированием; «по гармошке поем» и др.). Особым уважением пользуются искусные «игроки» (гармонисты и балалаечники). Среди местных исполнителей частушечных инструментальных наигрышей есть высокоодаренные личности. Назовем, к примеру, сухановского балалаечника Федора Семеновича Пономарева (1922 г. р.), гармониста из того же села Федора Максимовича Тонкова (1915 г. р.), играющего на гармони-минорке. Интересно, что наиболее талантливые народные музыканты мастерски владеют несколькими инструментами. Так, Виктор Кузьмич Третьяков (1918 г. р., с. Сухановка) исполняет наигрыши на балалайке гитарного строя, мандолине, гармони-простушке, скрипке.  

Артинские частушки могут петься сольно (в прошлом — девушками и парнями, в настоящее время — женщинами и мужчинами), дуэтом или группой певцов. Для местной традиции характерны незамкнутые ансамбли, как семейные, так и территориальные.

Частушки поются либо без сопровождения, либо под балалайку, гармонику, мандолину, скрипку, гитару, то есть под все бытующие в местной традиции инструменты, а также под инструментальные ансамбли. Ведущую роль играют гармонь и балалайка.

На рассматриваемой территории известны две локальные разновидности гармони, созданные местными мастерами: простушка и минорка. Их характерная особенность (унаследованная фабричной казанской гармонью) — однорядная правая клавиатура с продолговатыми клавишами выпуклой формы и одинаковыми звуками на сжим и разжим меха. Отличаются простушка и минорка левыми клавиатурами, хотя в обоих случаях при сжиме и разжиме меха извлекаются разные звуки. У простушки левая клавиатура содержит одну пару аккордов, которые можно трактовать как тонику и субдоминанту. В басах минорки — две пары аккордов, отстоящих друг от друга на малую терцию. Бытуют также гармони-венки, хромки, баяны[2].

Многие частушки поются под балалайку гитарного строя. Характерно, что при исполнении «длинных» частушек звук извлекается на балалайке щипком.  

 Широко распространены частушки «под язык» — с «тырырыканьем», представляющим собой имитацию гармошечного наигрыша и исполняемым одной певицей.

 «Короткие» частушки нередко поются под пляску, их исполнение отличается высоким эмоциональным «градусом». Возможно их включение в кадриль, где они выступают в качестве одного или нескольких номеров песенно-танцевальной сюиты.

Различается манера артикуляции «коротких» и «длинных» артинских частушек. «Длинные» частушки, по словам гармонистов Артинского района, «не поют, а ревут». Действительно, «длинную» тянут буквально на крике, чередуя пение с «повигиванием»  и  произнесением текста говорком.

Основная часть артинских частушек имеет любовную и социально-бытовую тематику. Те из них, что приурочены к календарным праздникам (Святки, Масленица, Троица), свадьбе (вечёрки), проводам в солдаты, содержат в текстах упоминания о соответствующих событиях. Календарные и свадебные частушки поются, как правило, женщинами, рекрутские — мужчинами.

Для поэтической составляющей артинских частушек наиболее характерен силлабо-тонический стих с формулой 8+7 стопной организации (четырехсложная стопа с ударным третьим слогом). В «длинных» частушках может происходить расширение стиха за счет появления вставных слов, междометий. Поэтическая строфа обычно представляет собой четырехэлементную  структуру ab cd:   

Ох, все пропью, да я гармонь-то оставлю,
Ох, дак Волга-матушка да только ты река,
Ой, танцевать да я любаночку заставлю,
Ой, под окошечком я у себя.

Частушечный мелос опирается на  гармонические формулы балалаечного или гармошечного наигрыша (напомним замечание местных частушечниц: «По гармошке поем»). 

Обнаруживаются различия в протяженности мелостроф «короткой» и «длинной» частушек. В «короткой» мелострофа равна одному мелостиху и соотнесена с дважды повторенной формулой наигрыша, в «длинной» она в два раза протяженнее — соответствует двум стихам и четырежды повторенной формуле наигрыша. «Длинные» припевки производны от «коротких». При трансформации одних в другие происходит соотнесение мелострофы «короткой» с удвоенным периодом наигрыша и замедление темпа. Исключительно в темповой сфере лежит отличие частушек «самых длинных» от «длинных»: в первых темп вдвое медленнее, чем во вторых.

Главное своеобразие артинских «длинных» частушек заключается в соотношении напева и наигрыша. Они относительно автономны, а подчас и контрастны по отношению друг к другу. Обычно голос вступает с некоторым опозданием по сравнению с инструментом, в силу чего возникает несовпадение стиховых акцентов и метрической пульсации наигрыша. Нередко голос и наигрыш (в том числе и «тырырыканье» в частушках «под язык») обособляются и в ладовом отношении.   

Многоголосным частушкам свойственны разные виды фактурного воплощения. Преобладает гетерофония, основанная на сочетании линий, в каждой из которых  вариантно реализуется гармоническая схема наигрыша. 

Артинские частушки можно соотнести с другими жанрами местной музыкально-фольклорной традиции, а также с родственными явлениями в народной культуре других регионов России.  Обращает на себя внимание стилистическая связь частушек с песенными жанрами, например трудовыми артельными припевками и песнями, небылицами, скоморошинами, припевками-«драз­нилками».

Активно бытующие и в настоящее время, артинские частушки достойны занять почетное место в репертуаре исполнительских коллективов и отдельных музыкантов, а также стать объектом научных исследований. Для этого необходима дальнейшая планомерная работа по их собиранию, систематизации и публикации, созданию развернутого аудиофонда, где были бы представлены все их структурные разновидности и исполнительские формы.


[1] Первоначально территорией нынешнего Артинского района владели башкиры, затем сюда пришли марийцы, еще позднее эти земли начали обживать русские переселенцы, прибывшие из Прикамья и Среднего Поволжья.

[2] Бойко Ю.Е. Частушка Среднего Урала (напев и наигрыш) // Экспедиционные открытия последних лет. Народная музыка, словесность, обряды в записях 1970-х — 1990-х годов: статьи и материалы. Серия «Фольклор и фольклористика» / Сост. и отв. ред. М.А. Лобанов. СПб., 1996. С. 117–120.

 

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Документы
10 Музыкально-поэтические тексты частушек Артинского района Свердловской области
Скачать
Аудио
01 Частушка Сухановская покороче под балалайку гитарного строя в исполнении Ф. С. Пономарева из с. Сухановка Артинского района Свердловской области
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна