Народная деревянная скульптура мастера В.А. Елшенкова из города Гороховца Владимирской области
В середине XIX века в Гороховце появился особый вид народного промысла — деревянная игрушка. Плотницкая игрушка, как правило, не покидала пределов своей деревни и не имела особой ценности, так как долгое время находилась в тени плотницкой резьбы. Для изготовления гороховецкой игрушки были необходимы сноровка, владение навыками мастерства и плотницкими инструментами. Игрушку делали только мужчины, хорошо знакомые со столярным и плотницким искусством. Изготавливали ее из мягких пород дерева, сначала обработка производилась топором, и лишь затем мастер прибегал к помощи ножа или долота. Но часто топор составлял единственный инструмент мастера, при этом образ рождался благодаря лишь нескольким точным взмахам топора.
Гороховецкие игрушки близки к мстерским, городецким и богородским, но отличаются от них тематикой и техникой исполнения. Они более архаичны, грубоваты по форме и раскраске, очень фактурны. Излюбленными в изготовлении гороховецких игрушек были образы коней, птиц и барышень. Несмотря на то, что круг образов невелик и устойчив, их воплощение в игрушках отличается большим разнообразием.
Искусство мелкой деревянной пластики существует в Гороховце и в наши дни. Примером может служить творчество замечательного народного мастера — Виктора Алексеевича Елшенкова (1940 г. р.). Будучи столяром, он хорошо владел всеми техниками обработки дерева и перенимал плотницкое искусство у мастеров старшего поколения. Елшенков всегда испытывал большой интерес к произведениям народных скульпторов, в основном к работам богородских резчиков-игрушечников и изделиям местных гороховецких умельцев, делавших во второй половине XIX в. плотницкую игрушку. Скульптурные работы Елшенкова не случайно имеют связь и с богородской, и с гороховецкой традициями: он творчески перерабатывает наследие их мастеров.
Делать собственные произведения Елшенков долгое время не решался, обратился к скульптурным изображениям, только выйдя на пенсию, а теперь это стало делом его жизни. Мастер делает и отдельные фигурки, и целые скульптурные композиции — большие фигурные группы. В основном изображает животных и птиц, причем к птицам питает особое пристрастие. Он называет их «курами», на самом же деле — это красивые длинноногие журавли и цапли, утки, голуби, пестрые дятлы и маленькие певчие птички. Мастер часто использует яркую контрастную раскраску своих изделий, но иногда, если нужно передать белое оперение или белую шерсть животного, оставляет дерево без тонировки.
Его всегда привлекает выразительность природных материалов. Сучки, веточки, коряжки, пеньки служат интересным дополнением его скульптурных изображений, усиливая фактурность его образов, их декоративность. Все это выявляет его любовь к природе, способность увидеть и почувствовать тот или иной мотив в простых, хорошо узнаваемых формах окружающего мира. Елшенков выступает одновременно и в роли наивного художника, и в роли мастера, опирающегося на традицию.
Мастера увлекают и образы русского фольклора, народные сказки. В таких скульптурных построениях он использует живописные фоны в духе традиционной народной живописи (пример — композиция «Лиса и журавль»).
Елшенкова интересуют и сюжеты из современной жизни, причем также связанные с природой. Это жанровые сценки с фигурками охотников, рыболовов, туристов, которые всегда представлены у него за каким-то занятием. Примечательно, что некоторые фигурки в таких композициях составные, как у традиционных народных мастеров. Использует мастер и шарниры. Такая техника широко известна по богородской деревянной игрушке, «ветрякам» и куклам-марионеткам народного театра.
Мастер многообразен, изобретателен и по-настоящему влюблен в свое дело. Учеников у В.А. Елшенкова, к сожалению, нет, но его творчество уже послужило стимулом к возрождению гороховецкого промысла деревянной плотницкой игрушки.