Народная деревянная скульптура в Муромском районе Владимирской области
Среди муромских мастеров-резчиков по дереву есть яркие, выдающиеся личности, проявляющие себя в разных видах творчества и продолжающие местные народные традиции. Один из них — Владимир Николаевич Антонов (1927 г. р., село Ковардицы). Он и скульптор, и живописец, и декоратор, создающий интересные композиции в стенах своего дома. С ранних лет он начал охотиться вместе со своим отцом, изучал повадки разных зверей и птиц, научился делать чучела. Резьбу по дереву освоил благодаря отцу и деду. После службы на флоте вернулся в родные места. К занятиям скульптурой и живописью обратился после смерти жены, тяжело переживая утрату.
Для произведений скульптуры он использует разные породы дерева, в основном — мягкие (преимущественно липу). Любит вырезать из цельного куска дерева, лишь изредка составляя композиции из отдельных частей.
Его восприятие мира непосредственно и радостно. Он стремится воссоздать трехмерные картины живой природы, используя для этого, в дополнении к деревянной скульптуре с изображениями животных и птиц, все доступные напоминающие о среде их обитания природные материалы. Это не только сухие травы, веточки и сухоцветы, но и искусственные цветы, сделанные мастером из бумаги и раскрашенные. В своих композициях Владимир Николаевич часто использует живописные задники, которые увеличивают пространственную глубину. Росписью он пытается передать фактуру (мех, оперение) и пользуется этим почти во всех своих изображениях. Он всегда видит выразительность позы, движения. Отсюда и натурность, и характерность его образов. Многие из них удивляют своей непосредственностью и пластичностью, мастерством технического исполнения — четкостью и тщательностью самой резьбы и обработки поверхности.
Каждая из небольших скульптур В.Н. Антонова наделена своим характером, особой природной выразительностью: будь то красавец орел с огромными распростертыми крыльями, с шумом садящийся на траву поляны, которую мастер создал прямо на полу своей комнаты, или пестрый дятел, сосредоточенно стучащий клювом по ветке старого дерева. Рядом с птицами на земле среди зелени и цветов скачет белочка с пушистым рыжим хвостом, неторопливо движется куда-то барсук, на какой-то миг притаилась лисица, выслеживающая зайца. Иногда кажется, что мастер даже озвучивает свои изображения. Опытный охотник, он хорошо знает все повадки каждого из жителей леса и их голоса. Он любуется тетеревами на току и, точно воспроизводя их позы, невольно передает напряжение и звуки, которые обычно издают птицы в весеннее время. Антонов хорошо изучил разных животных и птиц, особенности их строения, окраски, фактуры оперения или шерсти. Однако при этом он вовсе не стремится слепо повторять натуру, а создает свой образ, стремясь к его законченности и выразительности. Как всякий народный художник, он непременно прибегает к обобщению, выявлению самого главного. Его образы одновременно и живые, и декоративные. Входя в этот непривычно оформленный дом, действительно попадаешь в атмосферу сказочного леса.
Другой муромский мастер — Геннадий Александрович Губанов (1938–1998, деревня Степаньково). Он был известен и своими скульптурами животных (особенно любимых им оленей), и разными по технике исполнения рельефными изображениями. Особенно интересны его рельефные панели, которыми он оформил свой дом, превратив его в своеобразный музей деревянной резьбы. Декоративные панели с изображением диковинных зверей и птиц у Райского Древа, выполненные в технике накладной резьбы, имитирующей низкий рельеф, оформляют стены дома. К этому добавляются еще бытовые предметы с резным рельефным растительным орнаментом и произведения мелкой пластики — небольшие фигурки животных и птиц, исполненные с большим мастерством и наблюдательностью. Мастер широко применял природные материалы, подсказывавшие ему оригинальные решения в скульптурных работах. Примером может служить композиция «Олень», в которой он использовал древесный корень необычной формы, напоминающий лежащую фигуру животного.
Оба мастера используют разные породы дерева, но отдают предпочтение мягким — липе, березе, ольхе, тополю. В процессе работы применяют обычный набор инструментов для резьбы (стамески, ножи нескольких видов, резцы разного размера, напильники, лучковые пилы, молоток для резьбы, циркуль и т. д.). Чем больше набор инструментов, тем шире творческие возможности мастера.