Весенние карагоды в селе Павличи Клинцовского района Брянской области
Пасха в селе − долгожданный и очень радостный праздник. С окончанием Великого поста снимается традиционный запрет на пение и танцы. И уже в первый день празднования Пасхи на улице начинают собираться девушки и молодые женщины (в последние десятилетия в карагодах могли участвовать все желающие без ограничений по полу и возрасту). Кто-то из них предлагает: «Давайте играть в карагоды!»
Павличи − большое село, а потому на каждой улице собирается свой карагод. Хореография карагода очень проста. Его водят по кругу (крýгом), взявшись за руки, сначала участницы движутся в одну сторону, потом в другую. Карагоды сопровождаются пением специальных карагодных песен.
В местной традиции выделяются особые карагоды — со Старцем. Их вождение — любимое и ожидаемое в Павличах событие. Пожилые исполнительницы утверждают, что «без Старца − неинтересно». Однако такие карагоды водят лишь в первые два дня празднования Пасхи (воскресенье и понедельник) и на Радуницу. При этом гуляния с карагодами начинаются не с самого утра. В день Пасхи им предшествует праздничное застолье, на Радуницу − посещение кладбища.
Названием «Старец» объединены два парных персонажа − Старец и Старчиха (Старица).Интересно, что обоих представляют мужчины. Для перевоплощения в Старцев они надевают ветхую и грязную одежду, разлохмачивают волосы, мажут грязью лицо. В руки Старец может взять цепóк для обмолачивания зерна. Можно предположить, что маргинальные Старцы в местной традиции являют образы предков, которые в ритуально значимые календарные периоды особенно актуальны.
Старцы становятся внутрь карагода и танцуют, тогда как девушки и женщины движутся по кругу своим чередом. Старцы не толькоучаствуют в общих карагодах, но и являются главными действующими лицами отдельной игры, которая называется «Водить Старца». Она озвучивается специальной песней, адресованной, по утверждению исполнительниц, Старцу:
Ой, Старяц мой,
Багамоляц мой,
Ти ты ў келье сядишь,
Богу молисся?
А мне маладой
Гулять хочется,
Папить-пагулять,
Папразднувати.
А тяперь я без Старца
Наскачусь-напляшусь,
Наиграюся, нагуляюся.
Исполнение песни сопровождается движением участниц карагода по кругу в одну сторону и пляской Старцев. По ее окончании карагод останавливается, одна из участниц спрашивает: «Кума, кума, а где Старец?», на что другая отвечает: «Пошёл в баню яйца парить!» После этого песня возобновляется, а карагод движется в другую сторону, Старцы снова пляшут. Чередование пения с движением и диалога может продолжаться сколь угодно долго.
Карагодная традиция села Павличи включает большое число карагодных песен. Исполнительницы отмечают, что их можно было петь «бесконечно». К сожалению, в настоящее время многие песни забыты. В ходе полевого исследования зафиксированы следующие образцы: «А што у барина», «Ой, што па лýгу, па лугý», «Ой, Старяц мой», «Хажу я гуляю и ўдоль карагода», «Што й с-пад лесаньку, лесу тёмнага», «Што й с-пад свет-зари занималася». Карагодные песни поются в достаточно медленном темпе и имеют объемные поэтические тексты (почти все − с припевами), а потому отличаются протяженностью.
Фактура карагодных песен представляет собой узкообъемное многоголосие с терцовым соотношением голосовых партий. Бóльшая часть певиц исполняет нижний голос, а верхний − одна или две женщины с «высокими» зычными голосами, за счет чего в песнях создается тембральный контраст. Подобная исполнительская манера характерна для всего архаичного песенного пласта села Павличи. Однако при исполнении карагодных в отличие от песен других жанров не используется особый прием — гýкания, — представляющий собой возглас на широкий интервал в конце строфы.
На сегодняшний день местная карагодная традиция находится в состоянии угасания, поскольку ее носители − люди весьма преклонного возраста. Однако с помощью работников образования они передают ее представителям молодого поколения. Некоторые карагоды воспроизводятся на современных сельских и школьных праздниках.