Хороводно-игровая традиция деревни Вожьяг Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики
Деревня Вожьяг Якшур-Бодьинского района находится в центральной части Удмуртской Республики. В переводе с удмуртского языка вожьяг означает «зелёный бор». Поселение было основано удмуртами, а позднее на эту территорию переселились старообрядцы-беспоповцы поморского согласия из деревни Клабуки Красногорского района Удмуртской Республики. Жили они изолированно, не смешиваясь с удмуртами, поэтому практически каждый человек в деревне каким-либо образом приходился друг другу родственником.
Музыкально-хореографическая традиция Вожъяга включает хороводные, хороводно-игровые и плясовые песни, входящие в святочный и троицкий обрядовые комплексы. Зимой, в период Святок хороводные, игровые и плясовые песни исполняются в избе на молодёжных собраниях — вечёрках и называются вечёрочными. Летом хороводы водили на Троицу, при этом пели троицкие песни.
Необходимо отметить, что все действия, производимые во время исполнения троицких и вечёрочных песен, местными жителями осмысливаются как «игра». Широко распространены выражения «играть хоровод», «играть вечёрочную песню». «Собирались всё в Троицу. Играть ходили на деревню. В одном месте, где там у нас пошире улица была, получается, мы играли всё больше против Иванка под черёмухой» или «вот крýгом ходили. Крýгом девки играли, а парни по за крýгом девок хóдили. Выбирали девок, свою любимую выбирают».
Исполнение хороводно-игровых песен подразумевает определённую хореографическую и ритмическую форму организованного движения. Некоторые, более скорые песни в Вожьяге исполнялись с пляской по кругу или с приплясыванием на месте.
Хороводно-игровые песни, приуроченные к определённому календарному периоду, могут иметь одинаковую форму хореографического движения. Так, большинство вечёрочных песен представляет тип линейного хоровода. Местные жители рассказывают, что на вечёрках собравшиеся ходят парами по избе от стола до двери и обратно, не изменяя траектории движения: «Вечёрка — дак вот так вот все соберёмся, девчонки, парни. В деревне-то ведь лавки были, всё впереди-то стол, а подле стену-от лавки всё стоят. На эти лавки все усядемся и играли всяка, песни пели рождественски, зачем-то всё так от стола до дверей. Комната большая, ходили парами и песни пели. Песню споёшь, туда идёшь, обратно завернёшь и опять. А по кругу-то не ходили. Зачем-то всё парами туда и обратно, ну, играли». Хореографическая система троицких хороводов, хороводно-игровых и плясовых песен, за редким исключением, основана на круговом движении: «Летом-то хороводные песни водить ходили. Водили вот так кругами, дак не в один ряд. И круг в кругу, и не один круг в кругу, и из круга в круг».
Чёткого порядка исполнения песен как на вечёрке, так и на игрищах летом («игрищами» информанты обозначают как место, так и действия, производимые собравшимися участниками) не было. Отмечены лишь начало вечёрки — наборным хороводом «Летит ворон по полесу» (аудиоприложение 01), и начало вождения хороводов в день Троицы — линейным хороводом «Из ворот, ворот на улицу выходили красны девушки» (аудиоприложение 08).
Святочный период, как известно, длится от Рождества (7 января) до Крещения (19 января). Именно на эти дни приходились первая и последняя вечёрки. Молодёжью выкупалась большая изба у пожилой одинокой женщины. По предварительной договорённости парни приносили с собой дрова. Как уже отмечалось, самой первой, созывной песней на вечёрке был наборный хоровод «Летит ворон по полесу». Эта короткая припевка повторялась каждому участнику, который входил в круг.
Летит ворон по полéсу, да,
Летит ворон по темному, да,
Он играет во скрипицу, да,
Созывает друзей-братьев, да:
«Ой, братцы мало нас».
До того, как последний сидящий на лавке человек не встанет в круг, последние слова припевки были такими: «ой, братцы, мало нас». Затем, когда все присутствующие в избе собирались в кругу, участники в таком же порядке выходили из круга по одному, и окончание припевки было другим: «ой, братцы, много нас». Далее порядок исполнения вечёрочных песен и игр был произвольным.
В конце каждой песни парень и девушка, стоящие в паре, должны были прилюдно поцеловаться: «Поцелует и уйдёт. Так они и сосватаются, так вот они и играли. В то время нельзя было просто так к девушке подходить. Вот так вот их и подводили». Тексты вечёрочных песен предусматривали такое поведение молодёжи в Святки:
Не со вечера рябину дождичком мочило,
Со полуночи кудряву ветром раздувало.
Ветер дует, солнце греет, рябина алеет,
Не рябинуша алеет, мой милой далеет.
Он далеет, он езжает, не со мной гуляет.
Не со мною со одною, с девицей другою.
Я спрошу вас: «Дорогая, будешь ли любити?»
Буду, буду я любить да буду целовати,
Буду целовати да за ручонку брати.
В цикл вечёрочных песен линейного (парного) хореографического движения входят: «Сосенка на бору растёт» [аудиоприложение 02], «Не со вечера рябину дождичком мочило» [аудиоприложение 03], на этот же напев поётся текст «Вейся, вейся, голубочек, на мой теремочек»; «У нас мальчик-от мал, да удал» [аудиоприложение 04], на этот же напев поются песни «Вот пришли наши крещенски вечера», «Старичонка на вечёрку приходил», «Ой, ты, шутиха-Машутиха моя», «Ой, черти табак толкли».
Плясовая вечёрочная песня «У нас было на Дуне» [аудиоприложение 06] исполнялась с пляской по кругу: «По кругу непрерывно все пляшут, кто как может, а один идёт со склянкой и даёт им [выпить — А.Т.]». К группе круговых плясовых песен относятся «Ой, свёкор по сеням» [аудиоприложение 05] и «Ой, свыше пелёды». В отличие от хороводно-игровых, круговые плясовые песни, исполняемые на святочных вечёрках, могли также звучать и в троицкий период.
Вечёрки в Вожъяге не ограничивались лишь исполнением на них хороводных, игровых-хороводных и плясовых песен. Почти на каждой вечёрке молодёжь гадала — ворожила. Это делали, в основном, девушки, парни могли лишь над ними подшучивать и препятствовать гаданию. Самым популярным было гадание под песню «Илею», наряду с ним существовали и гадания без напевов.
Наряду с песнями на святочных вечёрках играли в игры: «Костром дому едет», «номера», «сусед — суседушка», «за сколько отдашь?», «колечко», «чётные числа». Самой любимой была игра с напевом «Костром дому едет» (аудиоприложение 07). Участники садились на лавку и катались по избе, протаскивая лавку под собой между ног в ритме песни. Это вызывало восторг и смех как самих участников действия, так и наблюдающих за происходящим. Часто случались курьёзные случаи, когда ножки лавки обламывались, и все участники кубарем катились на сидящего с краю.
С приходом на вечёрку гармониста начинались танцы: «Гармошка, дак мы чё — всё плясали. Раньше-то вот танцы были: всё вот больно-то краковяк плясали, вальс и польку, фокстрот какой-то».
Главными участниками вечёрок были деревенские парни и девушки предбрачной возрастной группы. Детей на них не пускали.
В летнее временя вождение хороводов под песни в деревне Вожьяг начиналось с Троицы и заканчивалось заговеньем на Петровский пост: «После Троицы всё лето играли, ну, хороводные песни водить ходили». В первый день вся молодёжь собиралась в одном конце деревни и заводила линейный игровой хоровод «Из ворот, ворот на улицу да выходили красны девушки» (аудиоприложение 08). Он представлял собой две шеренги, стоящих вдоль главной улицы. Под песню каждая пара с конца шеренги по середине продвигалась вперёд, становясь в начало хоровода. Информанты таким образом описывают это шествие: «Из ворот-то, ворот — она-то игровая песня. По всей деревне идут её, вот так переходят. Это как ручеёк: вот двое идут сюда во внуть. И это ручеёчком. Вот так гуляли. В перву очередь эту песню пели». Далее вся эта процессия шла в другой конец деревни, где вид движения менялся — начинали водить круговые хороводы, которые имели несколько модификаций, и разыгрывать игровые-хороводные песни, играть в игры.
К медленным круговым хороводным песням относятся: «Хоровод девки играли» (аудиоприложение 12), «Как по синему по морюшку корабличек бежит» (аудиоприложение 09), «Как во поле дым ветром раздувает» (аудиоприложение 10), «Посеяли же лебеду на берегу» (аудиоприложение 11). Необходимо отметить отличие темпа и соответствующего характера движения троицких хороводных песен от вечёрочных. Темп хороводных песен, исполняемых в троицкий период, достаточно медленный, что придаёт движению участников совершенно иной характер.
Одним из любимых в Вожьяге является игровой хоровод «Как с-по логу зелёному» с сюжетом про девку-семилетку, загадывающую загадки. Во время вождения этого хоровода парни выбирали себе девушку и выводили её из круга, продолжая гулять парой вне хоровода. Остальные же оставались в кругу и продолжали вождение.
Другой вид игрового хоровода — «Хожу я гуляю вдоль по хороводу» (аудиоприложение 13) — с выбором в круг в игровой форме новых членов семьи (тестя, тёщи, шурина, невесты). Когда вся «семья» сформирована, водящий (он же жених) начинает по очереди выгонять из круга каждого её члена.
Привилегия водить хороводы предоставлялась старшему поколению и неженатой молодёжи добрачного возраста: «Играли, хоровод-то водили всё больше взрослые. Да и все пожилые дядечки выйдут на Троицу, да и как все запоют! А дети все маленькие бегают между, под руки, да как, да туда. Самим-то не пришлось нам так играть хороводы, чтобы со взрослыми-то выходить». В игры играли также и подростки, и дети. В троицкий период играли в уличные игры: «ручейки», «завивайся, коробочка», «селезень утку ловит» и другие.
Игра «Селезень утку ловит», как и вечёрочные игры, заканчивалась поцелуем.
Селезень утку ловит,
Молодой серу ловит:
«Поди, утица, домой,
Поди, серая, домой.
У тя семеро детей,
Восьмой — селезень,
А девятая — сама,
Поцелуй разок меня»!
Селезня утка ловила,
Молодому говорила:
«Вот так, селезень,
Вот так, молодой,
Поцелуемся с тобой!»
Все участники вставали в круг и поднимали вверх сомкнутые друг с другом руки. Выбирались «утка» и «селезень». Они становились на разные концы хоровода. Когда начиналась песня, то траектория движения как «уточки», так и «селезня» напоминала хореографический рисунок движения «змейки» — необходимо было обежать каждого участника хоровода то с правой, то с левой стороны, не пропуская ни одно воротце.
К сожалению, в наши дни в деревне Вожьяг невозможно увидеть хороводы и игры в активном бытовании. Традицию можно лишь реконструировать по немногочисленным записям. Деревня практически «умерла»: осталось лишь три местных жителя, остальные разъехались по соседним сёлам и близлежащим городам. Последний раз запись фольклора староверов из этой деревни производилась участниками фольклорной экспедиции на празднике Троицы в 2008 году, но уже тогда исполнители не стали показывать хороводы, в силу своего пожилого возраста.
В 2009 году студентами Республиканского музыкального колледжа г. Ижевска была поставлена программа Государственного экзамена «Троицкие хороводы», куда вошли хороводные и хороводные-игровые песни этой деревни. Песенный и этнографический материал по хороводно-игровой традиции деревни Вожьяг Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики сейчас востребован в репертуаре подростково-молодёжных ансамблей региона.