Богослужебно-певческая традиция старообрядцев-часовенных Нижнего Енисея

Этнос: РусскиеКонфессия: Православие, старообрядчество часовенного согласияЯзык: русский, церковнославянский

Богослужебно-певческая традиция старообрядцев-часовенных Нижнего Енисея рассматривается на примере воскресной службы 4-го гласа, зафиксированной в июле 2008 года в соборе старообрядцев часовенного согласия одного из небольших по численности, конфессионально однородных поселений Туруханского района Красноярского края. Обряд в целом подчинен каноническим нормам православного богослужения; отличием от современной практики является ориентация на дореформенный устав, служение без священника (по чину мирян) в культовом помещении без алтаря. Литургический текст — дореформенный, музыкальная составляющая — знаменный распев, обиходный напев, литургический речитатив. Традиция интересна формой хранения и передачи древнерусской церковно-певческой культуры, исполнительской манерой. Культура часовенных обладает исключительной психологической замкнутостью, поэтому (по требованию информантов) в описании не приводится точная географическая и персональная информация.

Часовенные (кержаки, стариковцы, стариковщина, стариковина; самоназвание — христиане) — согласие, оформившееся в 1840 году из среды беглоповского старообрядчества. Происхождение и распространение согласия связано исключительно с урало-сибирским регионом. Основными положениями догматического учения часовенных являются отказ от священства и подчинение духовным наставникам (старикам, старцам, настоятелям); проведение богослужений в культовых зданиях без алтарей — часовнях; осуществление обрядов и треб по бессвященническому чину. Представители согласия отличаются особой психологической замкнутостью, предпочитают жить в удаленных, труднодоступных, догматически однородных населенных пунктах. В их среде существует большое количество запретов поведенческого и бытового характера, основными из которых является запрет на общение с «иноверными» в еде и молении. Согласие характеризуется разрозненностью и множеством локальных традиций. Сохраняется институт иночества, монастыри Красноярского края являются духовным и руководящим центром часовенных.

Объект представляет собой воскресную службу 4-го гласа, соединенную с памятью святых Фомы и Акакия, зафиксированную в июле 2008 года. Запись выполнена в соборе одного из небольших по численности, конфессионально однородных поселений Туруханского района. Служба является типичным образцом богослужений старообрядцев часовенного согласия данного региона: совместные моления происходят каждое воскресение и в великие праздники. Сбор на службу «объявляется» ударами в било. Богослужение проходит в строгом соответствии с положениями дореформенного Устава в редакции патриарха Иоасафа (1641 год), по книгам старой печати или их современным репринтным переизданиям.

В отношении времени суток последование службы имеет свой порядок. Она разделена на два крупных блока: вечером (с 19:00 до 21:00 ч.) — великая вечерня и павечерница; утром (с 4:00 до 10:00 ч.) — полунощница, утреня, часы, обедница. Разделы богослужения отделяются отпустами (между великой вечерней и павечерницей малой, утреней и первым часом; часами с обедницей), либо исходными поклонами (после павечерницы, то есть в конце вечернего раздела, между полунощницей и утреней и в конце обедницы). После основной службы дополнительно следует молебен. Всенощное бдение в настоящее время не осуществляется.

Богослужение проходило в моленной — специально оборудованном, максимально приближенном к часовне помещении жилого дома настоятеля. Оно вмещает большой находящийся на восточной стене дома иконостас, лицом к которому стоят молящиеся. Большинство икон — литые и новописанные, из соседних монастырей. От молящихся иконостас отделяет «аналой», покрытый «антиминсами» с изображением Креста Господня. В моленной находятся также деревянная подставка для книг, скамьи для отдыха во время продолжительной службы. Помещение условно разделено на мужскую и женскую половины. Кроме того, у каждого прихожанина есть свое постоянное место. Принимающие активное участие в службе соборяне — чтецы, певчие — стоят впереди, для удобства выхода к аналою. Во время службы не допускается произвольное хождение по моленной, выход из нее без крайней необходимости.

На богослужение все молящиеся приходят в традиционном христианском облачении. Мужской костюм состоит из подпоясанной специальным поясом рубахи с расшитыми воротом и вертикальной планкой и брюк темного цвета. Поверх рубахи надевается черный кафтан традиционного кроя. Женщины облачаются в сарафан-горбач и особую рубаху с расшитыми манжетами, называемую рукава. Подпоясывать сарафан не обязательно (все староверы носят нательные пояса). Важный элемент женского облачения — головной убор. Замужние и взрослые женщины повседневно носят на уложенных вокруг головы косах специальный чепец — шашмуру, которая покрывается косынкой. На богослужение надевается большой платок, ниспадающий по спине ровным краем. Девочки под платком носят широкую матерчатую ленту, украшенную по нижнему краю вышивкой, бисером, бижутерией.

Непременными предметами для каждого молящегося являются лестовка — разновидность четок в виде петли, сшитой из кожаной или матерчатой ленты, концы которой соединяются четырьмя окантованными треугольниками (лапостками), и подручник — коврик квадратной формы, сшитый из кусков разноцветной ткани. Оба предмета имеют практическое назначение: по лестовке осуществляется отсчет молитв, подручник кладется под ладони при земных поклонах. Одновременно, форма этих предметов и составляющих их элементов обладает широким спектром символических значений, исходящих из христианской нумерологии. Используются также свечи очень большого размера по высоте и в диаметре (изготавливаются специально благословленными людьми) и кадило с деревянной ручкой (кацея). Особенностью традиции является то, что свечи не держат в руках (даже на полиелеосе); они используются только для освещения иконостаса. Свечи крепятся вертикально, боковой частью к подыконной планке. В определенное время по ходу службы свечи возжигаются или угашаются, поправляются по высоте, чтобы пламя постоянно освещало лики.  

Акциональный компонент службы значительно редуцирован, что, прежде всего, связано с отсутствием священнических действ. Молящийся должен стоять неподвижно, скрестив руки на груди. Уставом также предусмотрен отдых от длительного стояния: сидеть позволяется на чтении псалмов (кроме шестопсалмия), поучениях. Стоит отметить, что обычай отдыха сидя часовенными не одобряется. Идеалом в этой среде считают стояние на протяжении всей службы: поступающий так человек заслуживает особого уважения, ставится в пример. Основными ритуальными действиями молящихся являются крестное знамение и поклоны. Крест полагается «двема персты», правильно и неспешно с возвращением руки на живот — «замыканием», что является характерным признаком именно часовенной традиции. Самостоятельное обрядовое действо представляют собой приходные и исходные поклоны (или начал). Приходный начал осуществляется индивидуально или группами молящихся, приходящими на службу порознь. Исходный начал выполняется всем собором, причем завершается служба тремя совместными поклонами, затем все молящиеся синхронно разворачиваются через правое плечо от иконостаса к дверям. Сходным ритуалом является подготовка чтецов к чтению богослужебных книг: чтение втай Исусовой молитвы и испрашивание благословления, а по окончании — прощение с земным поклоном. По уставу осуществляется обряд каждения икон, которое выполняется крестообразно.

Главенствующая роль на богослужении отведена наставнику, который благословляет на служение уставщика, чтецов и певчих. По правилам, на богослужении функции наставника и уставщика разграничены. В обязанности наставника входит каждение икон, «замолитствование» и чтение особо важных литургических текстов; уставщик готовит книги, помогает чтецам, подсказывая дальнейший текст или поправляя ошибки. Однако в изучаемом нами соборе наставник одновременно является и уставщиком.

В богослужении принимают участие почти все соборяне в роли певчих и чтецов. Чтецам поручаются тексты соответственно уровню их подготовки: менее опытные читают часы (в основном это дети и подростки), грамотные и благословленные — важнейшие тексты Священного Писания. Шестопсалмие и Апостол читает наставник. Право чтения Евангелия предоставлено пожилому старообрядцу, пользующемуся высоким авторитетом соборян и выделяющемуся особой праведностью. Уставщик одновременно является и головщиком хора. Специального клироса нет, поют всем собором. Хорошо усвоенные на память песнопения певчие исполняют, находясь на своих обычных местах, тогда как совместное пение по крюковой строке предваряется их выходом к «аналою» и группировкой вокруг специальной подставки, на которую ставится певческая книга.

«Чужие» в моленную не допускаются, они могут стоять у входа по разрешению наставника. «Замирщившиеся» и несущие епитимью соборяне имеют право находиться в моленной, но исполняют молитвенное правило (приходные и исходные поклоны) отдельно и не молятся вместе с другими на протяжении всей службы.

На богослужении используются только уставные формы воспроизведения богослужебных текстов. За каждой из них строго закреплен определенный репертуар текстов. Так, «тонированная» (звуковысотно и ритмически организованная) речь включает тексты молитв приходно-исходного начала, псалмов и кафизм, тропарей канонов; она также распространяется на многие традиционно произносимые (не пропеваемые) молитвы, такие как «Царю Небесный», Исусова молитва, «Отче наш» и другие. Речевой тип интонирования литургических текстов является основой разделов полунощницы и часов, преобладает на павечернице. На павечернице и полунощнице «чтением» исполняются, в том числе, и ирмосы канонов.

Более сложная — вокально-речевая — форма литургического речитатива используется при чтении текстов Священного писания (Евангелие, Апостол), поучений и шестопсалмия. Литургический речитатив индивидуализирован: каждый тип текста имеет свою погласицу (мелодическую формулу для чтения нараспев). Еще одна разновидность речитатива — хорового — представлена кругом кратких молитв: «Слава, и ныне», припевы «Господи помилуй», «Аллилуия». Посредством этой же формы исполняются и более развернутые молитвословия: за здравие, об отпавших от веры, об упокоении, тропарь «Богородице Дево, радуйся» в конце павечерницы и обедницы, молитва «Ненавидящих и обидящих нас», прощение «Ослаби, остави» в окончании полунощницы, в заключение утрени — «Утверди, Боже, веру христианскую», «Честнейшую Херувим» и следующие за ними краткие возгласы.

Вокальная силлабика распространяется на жанр стихир (воскресные и святым на «Господи воззвах», ины стихиры Богородице Павла Амморейского, стихиры Богородице и по алфавиту на стиховне в разделе вечерни; стихира воскресная по Евангелию, стихиры на хвалитех утрени). В их исполнении преобладает гласовое пение (то есть пение «на самогласен»). Вопрос об использовании другого вида вокальной силлабики — техники пения «на подобен» — требует дальнейшего уточнения.

Обиходная внегласовая силлабика также обладает своим репертуаром, в который помимо кратких молитвословий «Господи помилуй», «Слава, и ныне», «Аллилуия» входят славники «Молитв ради», песнопение «Достойно есть», Великое славословие (на утрени), тропарь «Единородный Сын» и песнопение «Буди имя Господне» (на обеднице).

В достаточном объеме представлены и наиболее сложные вокальные формы — невматика и мелизматика. Песнопения невматического стиля сосредоточены преимущественно в разделе вечерни. Это псалмы «Господи воззвах» с припевами, богородичны воскресный на «Господи воззвах» и на стиховне — «Подаждь утешение», храмовая стихира на литии, первая стихира на стиховне. Несколько песнопений утрени и обедницы также относятся к невматической стилистике — стихира «Воскрес Исус от гроба», антифоны степенные, ирмосы канонов, песнопение «Свят Господь» на утрени, а также «Достойно есть» в конце обедницы. Мелизматический стиль сосредоточен в начале вечерни — первая Слава первой кафизмы (вторая и третья Славы прочитываются), Евангельские запевы «Слава Тебе, Господи» на утрени и обеднице, песнопение «Иже крестом».

Уставщик и большинство певчих владеют крюковой нотацией, и песнопения невматического и мелизматического стилей поются по крюковой строке (остальной репертуар бытует в устной форме). Для поддержания уровня невменной грамотности регулярно (обычно во время Великого поста) проводятся занятия, которые осуществляет специально приглашаемый учитель — инок из часовенных монастырей или местный знаток пения. В настоящее время в общине имеются крюковые книги Л.Ф. Калашникова (начала XX века), переизданные недавно староверами белокриницкого согласия; ранее пользовались певческими книгами «Морозовской печати»; в незначительном количестве бытуют рукописи, как переписанные в первые десятилетия XX века, так и современные.

Исполнительская манера часовенных весьма своеобразна: пение чрезвычайно медленное (при этом, чем сложнее музыкальная стилистика, тем медленнее темп); поют в ровной, очень высокой громкостной динамике, интонирование осуществляется «на связках», при предельном напряжении голосового аппарата.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Кафизма 1-я «Блажен муж» (фрагмент) из раздела великой вечерни в исполнении певчих собора старообрядцев часовенного согласия Туруханского р-на Красноярского края
00:00
Содержание

Смотрите также

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна