Парная пляска «Частенького» в селе Пыщуг Пыщугского района Костромской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, костромская группа северного наречия

В селе Пыщуг на местных праздниках и молодежных гуляниях (беседках) пляска «Частенького» или «Колхозного» была одной из самых популярных у местных жителей. В ней каждый мог проявить свое индивидуальное танцевальное мастерство и остроумие в исполнении частушек.

В 1993 году московские фольклористы приехали в Пыщуг для съемки очередного выпуска очень популярной в те годы телепередачи РТР «Мировая деревня». Для этой съемки в сельском доме культуры собрались лучшие плясуны села. Старшим из них уже исполнилось 66 лет, а самой молодой исполнительнице — всего 24 года. Большинство из них плясали «Частенького» с юности, а не выучили его специально для исполнения на сцене. Каждый из танцоров обладал высоким хореографическим мастерством, яркой индивидуальностью. При этом все пляшущие безусловно являлись представителями одной локальной хореографической традиции.

Готовясь к началу пляски, мужчины и женщины вставали в две линии, друг против друга. Гармонист начинал играть местный плясовой наигрыш «Ветлужского». Мужчины запевали начальную частушку, которой приглашали девушек участвовать в пляске.

Разлетались по полям

Серые утёночки.

Становитесь по горам,

Хорошие девчоночки.

На середину выходила первая пара. Вначале они, исполняя «проходку», проделывали полный круг против часовой стрелки. Женщина должна была дойти до своего места. В конце «проходки» исполнялись наиболее интенсивные дробные движения. Мужчина, показывая свои коленца (трюки), немного приближался к девушке. Она, не прекращая танцевальных дробных движений, двигалась на свое первоначальное место в ряду девушек. Танцор делал финальный притоп перед девушкой, как бы благодаря ее за совместную пляску и, приплясывая, возвращался на свое первоначальное место в ряду мужчин.

Следом за первой выходила следующая пара. Иногда наиболее бойкие плясуньи не отходили, приплясывая, на свое место, а двигались навстречу мужчинам, вступая в равное с ними соревнование. Иногда девушки, как и мужчины, в конце своей пляски делали финальный притоп.

После того как все стоявшие в ряду парни и девушки один раз проплясали, их шеренги начинали гуськом, пританцовывая, двигаться по кругу против часовой стрелки. Пройдя полный круг, шеренги парней и девушек снова оказывались на своих первоначальных местах, и танец начинался без перерыва снова. Затем на середину вновь выходил первый в шеренге слева парень, а его партнерша отвечала на вызов выходом к нему на круг.

В 1993 году, как это и полагалось согласно традиции, все участники трижды исполнили свои дуэтные переплясы. После третьего раза, когда плясуны пошли по кругу, все присутствовавшие стали хлопать в ладоши, что было сигналом к завершению «Частенького».

По поводу частушек следует уточнить, что большая их часть исполнялась хором. Можно предположить, что содержание текстов было известно большинству местных жителей, что позволяло им сразу подхватывать запев.

Наиболее популярными движениями в «Частеньком» были следующие:

· различные переменные шаги, равномерные шаркающие и шаги с подбивом, которые использовались в проходке;

· разные виды дробей, обычно исполнявшиеся на месте, без движения по кругу: горох — мелкие равномерные дробные выстукивание каблуком и всей стопой; двойные удары с соскоком одной ногой и поочерёдно, то правой, то левой; различные варианты элементов «дробного ключа».

Руки и у мужчин, и у женщин оставались малоподвижными не только во время проходки, но и при дроблениях. Набор движений мужской и женской пляски практически был одинаковым, только женщины плясали более сдержанно.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна