Творческое наследие плясуна Александра Александровича Румянцева из деревни Повалихино Чухломского района Костромской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, наречие – севернорусское

Пляска повсеместно бытует в Чухломском районе и по сей день. В Чухломе, как и во многих других районах Костромской области, всегда высоко ценилось мастерство в исполнении пляски. И в наше время чухломские мужчины охотно пляшут Русского, Барыню, Цыганочку, Камаринского, Яблочко.

Обычно пляшущие поют частушки с характерными для той или иной пляски текстами и напевами. Исполнение плясок и частушек носит импровизационный характер. Основа плясовых движений — дробь. У мужчин пляска более широкая, удальская. Хлопушки и присядки исполнялись плясунами редко, в основном они дробили.

Талант плясуна у Александра Александровича Румянцева из деревни Повалихино Чухломского района проявился очень рано. «Уже поди на печке выучился еще. Сначала ногами по потолку, а потом уже по полу. Родился, наверное, таким. Стал на ноги и пошел… [плясать — А.Ш.]» — шутит А.И. Петушкова, односельчанка Румянцева. Его манера исполнения пляски отличалась особым блеском и композиционной завершенностью каждого эпизода.

Эти особенности ярко проявились во время нашей встречи в 1993 году, когда была осуществлена экспедиционная видеозапись чухломских плясунов — Александра Александровича Румянцева и Михаила Александровича Спиридонова. Им помогали музыканты: гармонист Юрий Владимирович Ковалёв и ложкарь Алексей Борисович Петушков. Все они — жители деревни Повалихино Чухломского района Костромской области.

Наиболее любима А.А. Румянцевым пляска «Русского», которую он обычно исполнял с М.А. Спиридоновым. В парном переплясе, пройдя круг, танцор останавливается и, обращаясь к партнеру, поет частушку. Тот отвечает пляской, после которой исполняет ответную частушку. Второй в это время стоит неподвижно — наблюдает и слушает своего соперника. Специально для своего товарища, Спиридонова, Александр Александрович сочинил частушку:

Ой, Мишуха Спиридонов

Веселей давай дробить,

Все равно нас перестали

Девки здешние любить.

М.А. Спиридонов рассказал о преемственности традиции исполнения пляски: «Парни уходили на фронт. И вот один мне понравился — как пляшет… Я дома потренировался, так у меня и получилось». В отличие от А.А. Румянцева, М.А. Спиридонову не была присуща импровизационность в пляске. Чаще свои сложные дроби он исполнял без больших варьирований.

Так как никто не мог сравниться в пляске с А.А. Румянцевым, то по молодости ему иногда доставалось от парней, чтобы не выделялся — рассказывали в Повалихине. Но не только пляской превосходил других А.А. Румянцев, но также искусством импровизации, сочинением искрометных частушек, которых от него ожидали односельчане.

В полной мере относится к чухломской пляске высказывание Л.А. Ладыгина: «Пляска в Костромской губернии по своей популярности не уступала другим народным танцам. Как правило, она возникала в самый разгар веселья, носила импровизационный характер и отражала, как никакой другой хореографический жанр, индивидуальные особенности исполнителя. Участники праздничных развлечений плясали в любое время года и по любому веселому поводу» [См. Библиографию № 2, с. 169].

Дроби, исполняемые мужчинами, чрезвычайно разнообразны, они состоят из переменных шагов, притопов, соскоков на одну и две ноги, «припаданий», элементов дробного ключа и других движений. Руки при исполнении дробей двигаются свободно. В одной руке находится платок.

Приводим описание типичных движений мужской дроби в пляске «Русского»: музыкальный размер — 2/4; исходное положение: VI позиция ног. Движение начинается из затакта:

«и» — соскок на левую ногу, удар каблуком правой ноги.

I такт:

«раз» — удар правой ногой,

«и» — удар левой ногой,

«два» — удар правой ногой,

«и» — соскок на левую ногу, удар каблуком правой ноги.

II такт — повтор I такта.

III такт:

«раз» — удар правой ногой,

«и» — удар каблуком левой ноги, при этом носок остаётся на полу,

«два» — удар каблуком правой ноги,

«и» — удар каблуком левой ноги.

IV такт:

«раз» — удар каблуком правой ноги,

«и» — удар левой ногой,

«два» — удар правой ногой.

Кроме пляски «Русского» А.А. Румянцев был одним из основных «заводил» местной традиционной линейной кадрили «Козули».

Отдельного рассмотрения заслуживает мастерство А.А. Румянцева как частушечника-импровизатора. Он сочинял и с удовольствием исполнял множество искромётных и оригинальных частушек про своих односельчан, а также «на злобу дня». В зависимости от площадки и состава зрителей менялось и содержание частушек собственного сочинения, и характер исполнения пляски, ее мизансценический рисунок.

А.А. Румянцев — один из самых ярких представителей традиции чухломской мужской пляски, владевший всеми ее особенностями. Его индивидуальный стиль сочетает владение традиционными канонами местной пляски, филигранность, чёткость хореографической техники с исключительным свойством импровизации во время исполнения тех или иных образцов местной хореографии.

Его стиль исполнения оказал большое влияние на стиль пляски известных молодых современных исполнителей, таких как Ф. Степовой, И. Бокарёв, И. Ахрамеев.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна