Традиция духовных стихов в Муромском районе Владимирской области
В населенных пунктах Муромского района в начале 2000-х годов записано с голоса и скопировано из рукописных тетрадей значительное число духовных стихов.
Современная традиция духовных стихов — явление сложное, сочетающее в себе художественный опыт разных эпох и стилей. Исследователи выделяют несколько жанровых разновидностей этого вида музыкально-поэтического фольклора — эпические, лироэпические и лирические духовные стихи. Важнейшей их особенностью была и остается нацеленность на книжное знание. Сюжеты имеют своим источником книгу — Библию, жития святых, поучения отцов Церкви. Кроме того, знания, аккумулированные церковной книжностью, попадают в фольклорную среду и опосредованно, благодаря воздействию богослужебной практики (литургического чтения и пения) и икон. Это определяет специфический сюжетный и образный строй духовных стихов, а также обусловливает использование церковнославянской лексики и синтаксиса.
Духовные стихи имеют также в своей основе фольклорные источники. Особенно заметное влияние на судьбу жанра они оказали во второй половине XIX — начале ХХ века, когда произошла явная смена эстетики духовного стиха. Так, например, лирическая религиозная поэзия немало почерпнула из народной песенной и романсовой лирики (цитата из поэтического текста песни и романса нередко становится отправной точкой в развитии лирического сюжета духовного стиха). Кроме того, велико влияние и авторского творчества: стихи, которые заучивали по хрестоматиям церковно-приходских школ, постепенно входили в фольклорный репертуар. Со временем духовные стихи литературного происхождения, изначально не имевшие или утратившие в процессе бытования своего автора, составили основу народно-религиозного музыкально-поэтического репертуара.
Общей темой, которая объединяет весьма неоднородные по происхождению и структуре тексты, является изложение и толкований событий христианской истории, наставление человека в религиозных истинах. Стихи на ветхозаветные, евангельские и житийные сюжеты, как правило, напоминают и разъясняют важнейшие эпизоды Священного Писания и Священного Предания. Назидательные стихи являются своего рода проповедями, зовут человека к духовному самоотречению и покаянию. Особой любовью всегда пользовались молитвенные стихи, которые воспринимаются как прямое обращение к Пресвятой Богородице, Николаю Чудотворцу, ангелу-хранителю. Среди явных предпочтений современных исполнителей духовных стихов нельзя не отметить поэтические размышления на тему смерти и малого апокалипсиса, суда, который каждая душа проходит после смерти. Они формируют достаточно стабильную в современном репертуаре группу стихов, которые бытуют в традиции как поминальные. В обряде они выполняют вспомогательную функцию: их поют, когда отдыхают, в перерыве между чтением молитв и канонов. Среди поминальных стихов имеются и такие, в которых религиозная составляющая сведена к минимуму. Наиболее красноречивым примером в этом плане является любимый местными жителями стих «Мама», в котором все внимание сосредоточено на земном прощании и невосполнимости утраты. Будучи по сути стихом поминальным, он не может квалифицироваться как религиозный стих.
Одной из ярких черт фольклорной традиции Муромского края можно считать почти повсеместное распространение групп певчих, поющих на похоронах. Наиболее заметной фигурой, лидером в каждой из таких групп обычно является читалка, без которой невозможно совершение обряда. Она отвечает за исполнение предписанных церковной традицией текстов. Остальные участники заупокойных молений, как правило, сопровождают ее, помогая в пении молитв и духовных стихов. Долгое время отпевание проводилось именно такими сельскими коллективами. В настоящее время, когда у многих появилась возможность пригласить священника, значение деревенских певчих не уменьшилось. Однако теперь участницы народных отпеваний все чаще сравнивают свои знания с тем, что видят и слышат во время церковной службы. Вхождение в состав певчих регламентировано традицией: важно не только желание, но и возраст, социальный статус — обычно в это женщины шестидесяти-семидесяти лет, как правило, вдовы.
Характеризуя современную традицию исполнения духовных стихов, необходимо отметить, что она предполагает неразрывную связь устной и письменной форм бытования этого жанра. Как правило, тексты стихов записаны в тетрадях, и пение по тетради — основная форма их исполнения. Лишь самые любимые стихи женщины поют по памяти.
Облик тетрадей, в которые переписываются тексты, нередко весьма красноречив. Прежде всего, это касается жанрового состава текстов. Иногда стихи соседствуют с чинопоследованиями молитв, иногда с заговорами и приметами. Тетрадь как нельзя лучше показывает отношение владельца к фольклорному репертуару, свидетельствует о его интересах и предпочтениях. Именно тетрадь позволяет судить о том, как в сознании носителя соединяются разные пласты фольклорной традиции. Тетрадь «профессионального» исполнителя духовных стихов является по преимуществу моножанровым и монотематическом собранием, однако некоторые тетради превращаются в «территорию» постоянных межжанровых взаимодействий, влияющих на судьбу духовных стихов самым неожиданным образом (к примеру, возможны их контаминации с заговорами).
Представленный в записях репертуар духовных стихов Муромского района тесно связан с репертуаром соседнего Гороховецкого района Владимирской области и в еще большей степени — западных районов Нижегородской области. Данные материалы свидетельствуют об извечной двойственности народных религиозных текстов, обязанных своим происхождением книжной и устной традиции, развивающихся под влиянием фольклора и литературы, бытующих в устной и письменной формах, в непрерывном взаимодействии с обрядовыми и необрядовыми жанрами.