Ювелирная техника скань в поселке Красное-на-Волге Костромской области
В Древней Руси техника скани известна с IX–X веков, а ее расцвет приходится на XV–XVI века. Особенным почитателем и ценителем скани слыл боярский род Годуновых, в вотчине которых селе Красное-на-Волге Костромской губернии сложился промысел серебряных изделий в технике скани.
Изготовление изделий из серебра здесь началось еще в XVI веке. В конце XIX века село Красное становится крупным центром ювелирно-металлического промысла. В то время многие его жители занимались чеканкой, гравировкой, эмальерным и другим мелким ювелирным делом. Ювелирным делом были заняты кустари ещё 27 селений Костромской губернии. В 1912 году из числа воспитанников красносельской мастерской организуется художественно-ремесленная артель.
После 1917 года красносельские кустари стали объединяться в промартели. Уже в 1918 году в трех артелях работало 1200 человек. Однако к созданию разнообразных художественных изделий из металла приступили лишь в 1930-е годы. В 1930 году в селе Красном создается Красносельско-ювелирно-художественный промсоюз, в который входят 4 крупные артели — в селе Красном, Сидоровском, Подольском, Дербилках, а также 14 филиалов колхозных артелей района. Именно с этого времени самое заметное место в искусстве красносельцев заняла скань.
Ювелирная техника скань — это ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Слово «скань» происходит от древнерусского «скать» — то есть скручивать, скатывать. Другое название этой ювелирной техники — «филигрань» — от итальянского filigrana, что объединяет два латинских слова — filum (нитка) и granum (зерно).
Скань изготовляют из чистых металлов — золота, серебра, меди, обладающих хорошей вязкостью, пластичностью. Эти качества способствуют волочению и вальцеванию проволоки, ее кручению и набору скани.
Техника выполнения филигранных изделий за сотни лет не изменилась. Сначала проволоку отжигают до красного каления, потом отбеливают в серной кислоте, распрямляют и сортируют по толщине. Затем проволоку либо скручивают, либо оставляют гладкой, а потом прокатывают (чуть сплющивают) в специальных приспособлениях «вальцах».
Эскиз будущего изделия делают на бумаге в натуральную величину. По орнаменту выкладывают и приклеивают контур будущего узора из толстой проволоки. Затем по рисунку выкладывается и приклеивается мозаика — так называемые сканные узоры — из ряда мелких деталей. Формы деталей могут быть самыми разными: завиток, спираль, квадратики, колечки, косички, змейки, огурчики, зубчики и проч. Каждый из элементов выгибается согласно эскизу: крупные детали выгибаются пальцами, а мелкие — пинцетом. Только после того как элемент полностью совпадет с нарисованным, его отрезают ювелирными ножницами, смазывают клеем и приклеивают на рисунок, замещая изготовленным элементом нарисованный на бумаге узор.
Для достижения большей декоративности гладкую и крученую проволоку в изделии сочетают и дополняют зернью — маленькими серебряными, золотыми или медными шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие.
Набранному узору дают высохнуть, затем, чтобы узор во время пайки не сместился, равномерно привязывают его к шаблону тонкой проволокой и в таком виде паяют. Пайка — одна из самых ответственных операций. Некоторые изделия состоят из миллиона деталей, спаянных между собой, образуя крепкую ажурную конструкцию.
Детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. Пайку производят ручной горелкой, открытым пламенем на ровной асбестовой плите, наблюдая за равномерностью растекания припоя и заполнения им мест соединения деталей. Ряд изделий проходит неоднократный процесс пайки. Это относится к изделиям, имеющим многослойный сканной рисунок. При этом каждый слой сканного рисунка создается при различных температурных и временных режимах, чтобы не прожечь предыдущий слой филиграни.
Таким же образом напаивается зернь — металлические шарики, украшающие поверхность сканных изделий, придающие им объем и маскирующие места соединения деталей. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.
Почти готовое изделие опускают в серный раствор для потемнения металла, потом полируют. Полировка сканно-филигранных изделий производится только вручную. После гальванопокрытия (серебрение, золочение, оксидирование, родирование) и закрепки вставок из поделочных камней или стекла, финифтевых вставок изделия имеют законченный вид.
Сканные узоры бывают ажурными и накладными, напаянными на металлическую основу (напайная филигрань). Ажурная скань, как правило, используется для ювелирных изделий, декоративных фигурок и сувениров, напайная филигрань — для объемных предметов — кубков, ваз, подносов.
Объемную ажурную филигрань можно набирать как в плоскости по рисунку развертки объемной фигуры, так и по металлическому или гипсовому шаблону, имеющему форму заданной фигуры. Набранная в плоскости развертка объемной филиграни после пайки должна принять форму заданной фигуры. Достигается это вручную изгибанием изделия с последующей правкой. Выгибание производят по форме с помощью молотка. После придания изделию нужной формы производится пайка швов.
Для красносельских мастеров типична сложная ажурная скань. Ее богатый, плотный и сочный узор органично вписывается в форму предметов. В орнаментальных нитях скани почти не видно следов припоя, отчего она кажется чрезвычайно хрупкой. Красив ажур скани и в сочетании с глухими участками. Причудливые узоры из тонких плотно скрученных медных, золотых и серебряных нитей словно причудливое кружево стелются по поверхности кубков, шкатулок и многих других предметов, изготовляемых на красносельскими мастерами.
Поначалу, на этапе освоения техники скани, красносельские ювелиры, не имеющие в ней своих традиций, обращались к художественному наследию новгородской, московской, сольвычегодской школ, и одновременно приступали к поискам собственного стиля, разрабатывая новые сканные элементы — «колечки», «вилюшки», «скобки», «огурчики» и др. Произведения в основном изготавливались из серебра, реже из меди, с частым применением гальванической обработки — золочением и серебрением. В 1930-е годы промартель «Красный Кустарь» — самая крупная в Костромской области, здесь выпускают различные предметы — шкатулки, коробочки, портсигары, сканные броши, пряжки, пуговицы.
В послевоенные годы ассортимент ювелирных изделий расширяется, в артели стали изготавливать кубки, вазы-кубки, а также памятные блюда. К этому времени относится замечательная по своей отделке позолоченная ваза А. Голикова. Композиция рисунка вазы построена на контрасте филиграни и гладкого металла. Тулово вазы, почти сплошь состоящее из узорной скани, чередуется в отдельных местах с гладко отполированными полосками. Филигранные розетки выпуклой формы замыкаются кольцами гладкого металла.
Художники и мастера работают и над новыми образцами изделий для массового производства. В технике филиграни создают украшения (броши, кольца, серьги), посуду (вазочки, конфетницы). Для украшений применяют латунь, медь, серебро, золото. В изделиях из серебра и золота используют корунды и природные поделочные камни.
Среди красносельских изделий 1950-х годов можно выделить женские украшения из серебра и меди. На стилевое направление ювелирных изделий этого времени значительное влияние оказали существенные изменения в моде женской одежды. Наибольшее распространение получают традиционные красносельские броши-веточки с вставками из цветного стекла в виде плодов, ягод или цветов.
Новый этап в развитии красносельского ювелирного промысла начинается с 1960-х годов. В 1961 году артели объединились в единое предприятие Красносельскую ювелирную фабрику, которая позднее была переименована в Красносельский ювелирный завод.
В 1960-е годы на фабрике были построены гальванический цех, цех по заготовке деталей, инструментальный и другие. В это время вырабатывались в основном изделия из цветных металлов с последующей гальванической обработкой. Серебро заменили — медь, томпак, мельхиор, алюминий. В оформлении декоративных изделий и сувениров большая роль отводилась скани. Получили распространение небольшие панно, лоточки, условная анималистическая скульптура.
В эти годы различного вида посуда (стопки, рюмки, бокалы, солонки, ложки, подстаканники) принимает наиболее красивые формы, их орнаментация проста и выразительна. Умело используется фактура материала, поверхность изделия делают то матовой, то гладко отполированной. Недорогие, но декоративно выразительные вещи, изготовленные в технике филиграни, выполнены с большим художественным вкусом и являются подлинными произведениями русского декоративно-прикладного искусства.
В изготовлении новых изделий принимали участие не только старейшие и опытные мастера-ювелиры, но и молодежь, получившая специальное образование в Красносельском училище художественной обработки металла. Училище, а также профессионально-техническая школа при нем растят кадры мастеров-ювелиров не только для красносельского промысла, но и для других ювелирных производств.
В дальнейшем в созданном экспериментальном цехе при Красносельском ювелирном заводе талантливые художники-ювелиры стали изготавливать золотые и серебряные изделия с фианитом, хромдиопсидом, нифритом и агатом. Выпускались и произведения из скани в сочетании с финифтью.
Для изделий 1980–1990-х годов, выполненных в технике скани, характерны сложные рельефные формы, ажурная поверхность которых имеет многочисленные накладки.
В настоящее время Красносельская ювелирная фабрика выпускает изделия из серебра, меди, латуни, бронзы, мельхиора, томпака, богато украшенные сканью и зернью, гравировкой и чеканкой. Скань по-прежнему играет главную роль в работах красносельских мастеров. Вдохновленные красотой волжского края, они добиваются выразительных и оригинальных художественных решений, разрабатывают новые образы и формы для своих произведений. Старинное национальное искусство филиграни, сохранившееся в селе Красном-на-Волге, продолжает развиваться, и нет сомнения, что изделия, созданные руками мастеров промысла, долго будут радовать своей оригинальной красотой и совершенством техники исполнения.
Изделия Красносельской ювелирной фабрики демонстрировались на многих выставках в нашей стране и за рубежом, были отмечены дипломами и медалями. Коллекции изделий фабрики хранятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Костромском областном краеведческом музее и др.