Современные воинские ритуалы и чинопоследования донских казаков
Воинские ритуалы сохраняются донскими казаками и в наши дни. Свою актуальность не потеряли традиционные обряды воинских инициаций (посвящения), чествования памяти усопших воинов, чины благословения и освящения воинских оружий, знамен. Они часто включаются в православные праздники и торжества, посвященные датам военной истории. Основные виды воинских чинопоследований имеют окказиональный характер, однако некоторые закреплены за определенными календарными датами.
Традиция специальных воинских служб и церемониалов, восходящая к византийской эпохе, уже во времена Ивана Грозного приобрела государственное значение и национальный характер. В XVIII–XIX веках помимо чинов благословения «воинских оружий» и освящения хоругви, военного судна, поминовения о православных воинах, в круг воинских чинопоследований входили благодарственные молебны (о дарованной победе) и «Службы благодарственные». К современным воинским чинопоследованиям можно отнести «Чин освящения самолета», «Чин благословения в воздушное путешествие» и др. и молебны (благодарственный молебен «О победе над фашистской Германией»). К воинским относятся также церемониалы и обряды войсковых казачьих сообществ.
Порядок проведения воинских чинопоследований отражен в рукописных и старопечатных богослужебных книгах и изданных в более позднее время Требниках (Митрополита Петра Могилы, мирском, Большом, Воинском и др.).
В дореволюционной истории казачества регламентация духовной жизни казаков определялась как церковью, так и военным ведомством и была отражена в Уставах строевой казачьей службы (например, 1881, 1899, 1900 года и в др.). Кроме того, обучение командиров младшего звена подразумевало освоение порядка отправления вседневных молений и праздничных богослужений.
Поскольку в настоящее время имеющиеся казачьи подразделения Российской Армии осуществляют службу по общеармейскому уставу, а в регламентирующих документах войсковых казачьих обществ в вопросах религиозной практики нет должного единства, инициативу унификации и регламентации канонической стороны воинских ритуалов взяла на себя Русская Православная Церковь.
Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством совместно с Геральдической комиссией Совета по делам казачества при Президенте Российской Федерации и Министерством регионального развития РФ в 2011 году издало «Сборник чинопоследований войсковых казачьих обществ». Издание включает порядок проведения основных окказиональных церемониалов и обрядов. Книга является практическим руководством для священнослужителей и представителей казачества. В ней даны указания по проведению открытия и завершения Круга и учредительного Круга войскового общества, приведения атамана и казака к присяге, освящения и прибивки знамени, благословения воинских оружий, воинского знамени. «Сборник чинопоследований» был представлен председателем Синодального комитета епископом Ставропольским и Невинномысским Кириллом на заседании Совета по делам казачества при Президенте РФ 16 июня 2011 года.
Помимо указанного издания, воинские чинопоследования были опубликованы в нескольких богослужебных книгах. В 1999 году на основе издания Сретенского монастыря был выпущен Воинский требник, включающий чинопоследования «Молебнаго пения ко Господу Богу, певаемого во время брани против супостатов, находящих на ны», «Чин освящения воинского знамения», «Чин благословения воинских оружий», «Чин освящения колесницы», «Чин благословения в путешествие», «Чин благословения новаго корабля или лодки», «Чин благословения воднаго судна ратного, на сопративные отпущаемого…», «Чин освящения самолета», «Чин благословения в воздушное путешествие», «Чин освящения новаго дома», «Чин поминовения о православных воинех и о всех за веру и отечество на брани убиенных» и др.
Одним из старейших, кратких и часто употребляемых казачьими обществами является «Чин благословения воинских оружий». Он складывается из общего начала (пс. 34), молитвы на освящение оружия с последующим его кроплением водой и отпуста.
Сохранение чина связано с особым статусом оружия в культуре казаков и важностью концептов, относящихся к военной сфере в их картине мира [См. Библиографию №9]. Символика оружия присутствует в обычаях и обрядах казаков. Шашка передавалась по наследству, скрепляя поколения мужчин казачьего рода, была непременным атрибутом казака. В этом своем значении она использовалась в обрядах жизненного цикла и военно-траурных церемониях. Сакрализация оружия в культуре казаков связана с православными ритуалами благословения и освящения. Благословение — «внешний знак преподания благодати Святого Духа» [См. Библиографию №7]. Благословение воинских оружий производится во время крупных праздничных мероприятий или шермиций (военных состязаний).
Время и место их проведения регламентируется православным календарем и датами военной истории. Они также приурочивались к братским поминовениям, военно-траурным церемониям и казачьим праздникам.
Шермиции проходят на святом для казаков месте — в урочище Монастырского городка, в народе именуемом «каплицей» или «кампличкой» (от cappella — часовня). На займище (заливаемом участке) близ станицы Старочеркасской шермиции проводились в XVIII–XIX веках, на что указывали в своих трудах А.И. Ригельман и В.Д. Сухоруков.
В настоящее время они проводятся как своего рода соревнования, официальными организаторами которых являются Федерация традиционных игр и этноспорта России и Федерация воинских искусств (шермиций). Для их проведения создается и публикуется специальное положение, включающее цели и задачи, место и сроки проведения, требования к участникам и условия их допуска, программу. Однако шермиции сохраняют ритуальный характер и включают молебен, чин освящения оружия, казачьи инициации (посажение на коня казачат-трехлеток), казачьи состязания и игры. Помимо обряда посажения и состязаний во владении холодным оружием и рукопашной борьбой во время шермиций проходит обучение подрастающих казаков.
Все этапы празднества по традиции сопровождаются оружейными залпами, имеющими практически во всех обрядах казаков ритуальный характер и подразумевающими владение освященным в соответствии со специальным чином оружием. Чин благословения воинских оружий, как правило, входит в качестве составной части в более крупные чинопоследования, такие как молебны (чины и последования «освящения воды», «пред началом всякого доброго дела» и др.).
Молебен на празднике шермиций служится на открытом воздухе, перед часовней и сопровождается рядом действий. Перед его началом казаки обнажают головы, во время чтения Евангелия шашки наполовину вынимают из ножен, при освящении оружия производятся оружейные залпы. В чинопоследование включаются молитвы о казаках и воинстве.
Освящение воинских оружий предваряется чтением молитвы «Господи Боже наш, Боже сил, сильный в крепости и крепкий в бранех <…> на оружие сие небесное твое благословение низпосли и рабу твоему (рабам твоим) сему (сим): сие (сия) носити ко укреплению и заступлению церкви твоея святыя <…> и сопротив всякому вражию ополчению сими грозна и страшна сотвори, и победоносна всегда в славу твою яви…», после чего их кропят водой [См. Библиографию №11].
Традиционные ритуалы получают свое современное воплощение в рамках праздников и торжеств, инициированных казачьими сообществами и государственной властью. Благословение воинских оружий во время шермиций продолжает древние воинские традиции и служит сохранению основ казачьей культуры.