Святочные гадания в Гороховецком районе Владимирской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, восточные среднерусские говоры, Владимирско-Поволжская группа

Святочные гадания широко распространены на территории Гороховецкого района Владимирской области. Зафиксированные здесь гадания можно разделить на несколько групп.

Одну из самых больших по разнообразию вариантов группу составляют гадания на выслушивание. Нами зафиксировано несколько видов таких гаданий.

Так, на данной территории девушки выходили на перекресток, рисовали на снегу круг и приложив ухо к земле слушали в какой стороне залает собака или заржёт лошадью. Верили, что именно с этой стороны приедут сваты.

Существовала и другая форма гаданий данного типа. Прежде чем начать выслуши­вать свою судьбу, девушки «пололи» снег. Они набирали его в подол или в фартук и крутясь вокруг себя выбрасывали набранный снег. Завершив это действие, они слушали — откуда будут слышны желаемые звуки. С той стороны, как они надеялись, и должен был появиться жених.

Иногда рассматриваемое гадание совершалось несколько иначе. Девушки мешали снег мутовкой и слушали, какие звуки она издает. Считалось, что гадающая должна услышать в скрипе мутовки имя жениха.

Широко распространенным было выслушивание под окнами. По разговору в избе судили о будущем. Считалось, что если в доме радость и веселье, то жизнь в замужестве будет веселой, а если гадающие слышали ругань, то полагали, что семейная жизнь будет безрадостной.

Целью еще одного гадания было услышать эхо. Девушки собирались у колодца и кричали, наклонившись в него, а затем замечали, с какой стороны услышат эхо. Иногда, вместо колодца, девушки слушали эхо на перекрестке, но чаще это была отдельная разновидность гадания на выслушивания. На перекресток ходили в абсолютной тишине и просто слушали звуки, а не эхо собственных выкриков.

Нами был записан и еще один вид гаданий на выслушивание. Девушки собирали в подол мусор и ночью три раза обходили с ним вокруг яблони. Затем мусор высыпали под дерево, садились и слушали. Считалось, что именно под плодовым деревом можно узнать свою судьбу.

Гадания по принципу «чет-нечет» основаны на подсчете используемых для определения будуще­го предметов. Если количество предметов четное или, как говорили наши исполнители, «парное» — это предвещало скорое замужество гадающей девушке.

Вариантов таких гаданий было достаточно много. Наиболее распространенным в этой группе было гадание со штакетником, который участники действия обхватыва­ли руками, а затем подсчитывали. Самым распространенным был обычный счет и счет двойками/парами.

Иногда, таким образом, определяли богатство будущего мужа. Тогда в качестве единицы счета использовали словесную пару «богатый — бедный». Разновидностью такого гадания можно считать и гадание, в котором в качестве едини­цы счета используют триаду: «солдат — вдовец — молодец» или «мешок — сусек — кузов».

Таким же образом могли гадать не со штакетником, а с дровами. Девушки не глядя брали охапку дров из поленницы, приносили ее в избу и бросив на пол считали поленья. Счетное число указывало на скорее замужество, а нечетное — на девичество.

Гадания, основанные на принципе «вопрос — ответ» в гороховецкой традиции составляют малочисленную группу. Девушки могли задать вопрос об имени будущего жениха. Чаще всего, вопрос задавался под окном какого-нибудь дома. В этом случае гадающая спрашивала об имени будущего мужа, но иногда вопрос задавался не под окном, а при встрече и касался он имени встреченного человека, которое, как полагали, совпадало с именем потенциального мужа. Вариантом этого гадания можно считать вопрос об отчестве встречной женщины, которое также указывает на имя будущего жениха.

Широко распространены в Гороховецком районе гадания на высматривание.

Самым распространенным из них было гадание с зеркалом, в которое девушки высматривали жениха. Гадали также с обручальным кольцом, в котором стремились увидеть суженного.

Еще один вид гадания на высматривание — это гадание с воском. Гадающие по изображению, получившемуся при попадании расплавленного воска в воду, судили о своем будущем. Чаще всего девушки старались увидеть фигуры, похожие на цветы, церковь, колокол, кольцо и т. п., что должно было быть знаком скорой свадьбы.

Чрезвычайно интересным гаданием данной группы были действия с тенью от со­жженной бумаги. В этом случае толковали не изображение, которое получалось после того, как комок бумаги сгорал, а тень, которую сожженная газета отбрасывала на стену.

Одной из разновидностей данных гаданий являются гадания на высматривание жениха во сне. Для того чтобы увидеть суженого, надо было положить под подушку какие-то мужские вещи, ножик, молоток или соль.

Особую группу составляют гадания, основанные на толковании вызванных в ходе обряда ощущений. Было несколько типов подобных гаданий. Для их описания важно место, где они проводились, а также обозначение части тела, до которой дотрагивал­ся представитель «иного» мира. Так, весьма распространенным было гадание в подполе, куда девушки опускали босые ноги. Чаще такие гадания проводились в овине. Тактильные гадания могли быть и разновидностью гаданий, основанных на прин­ципе «вопрос—ответ», только словесная форма ответа заменялась мануальной. Считалось, что некий демонический персонаж на просьбу девушки дотронется до нее и по этому прикосновению она узнает финансовое состояние мужа. Если до девушки дотронутся мохнатой лапой, то муж будет богатым, а если гладкой — бедный.

Довольно большая группа гаданий была связана с определением направления, от­куда следовало ждать сватов. Самым распространенным было гадание с валенком. Его бросали через голову и смотрели в какую сторону указывает носок обуви. Считалось, что именно в этом направлении находится дом будущего мужа.

Существовал и другой способ гадания, когда девушки раскачивали и опрокидывали гнет. Направление, в котором он падал, и считалось стороной, откуда ждать жениха.

Разнообразны были и гадания с домашней птицей, в основном с курицей. Вариаций ритуальных действий с ней необычайно много. Самым распространенным является следующее: гадающие идут в курятник, в темноте берут курицу, приносят ее в дом и ставят перед ней зерно, воду, хлеб, табак, зеркало, а иногда какие-либо другие вещи. По тому, какой предмет курица клюнет первым, судят о характере будущего мужа, достатке в семье, самой возможности замужества, а иногда об урожае в наступившем году.

Иногда считалось, что надо поймать петуха, а не курицу. В то же время верили, что если поймаешь петуха, то выйдешь замуж за вдовца. Считалось, что если девушка не поймала курицу, то она не выйдет замуж.

Гадания по принципу «сделано — не сделано» основаны на том, что участник обряда должен совершить некое действие. В случае его неудачного выполнения судьба гадающего сложится неблагоприятно. Так, например, чтобы определить возможность замужества в наступившем году, девушки пытались перебросить валенок через крышу. Важно было успешно справиться с этой задачей. Существовало и еще одно гадание подобного типа. Девушка должна была в темноте схватить за рога корову. Если ей это удавалось, то она могла рассчитывать на скорое замужество. К этой же группе гаданий относятся гадания с солонкой, которую сначала прятали, а затем искали в сугробе. Найденная солонка предвещала скорое замужество. Еще одно гадание этой группы заключалось в том, чтобы девушка, двигаясь спиной, села в поставленную во дворе ступу.

Самым популярным гаданием, основанным на принципе «раньше–позже», было гадание с нитками. Каждая из участниц привязывала свою нитку к матице и поджигала ее. Считалось, что та, у которой нитка сгорала первой, должна была первой выйти замуж.

Другим типом гаданий данной группы можно считать гадания, целью которых было быстрее, чем подруги, дойти спиной до конца улицы.

Со святочными гаданиями связан такой элемент ритуального поведения молодежи, как мистификация результатов гадания. Пока девушки гадали, парни или взрослые мужчины могли сымитировать результат обрядового действия, выполнив функцию представителей «иного» мира.

Помимо гаданий о женихе, в систему святочных гаданий входили и гадания о судьбе на будущий год. На Крещенье хозяйки пекли пре­сное печенье в форме крестиков, которое использовали для гаданий о судьбе в наступившем году. В них запекали монетку и зернышко. Считалось, что тот, кому доставалась монетка, будет весь год счастливым. Тот же, кому доставалось зерно, должен был начинать первым все работы в году.

Система гаданий в Гороховецком районе хорошо сохранилась. До настоящего времени многие виды гаданий активно функционируют и активно используются как форма молодежных развлечений, хотя они и продолжают сохранять свою календарную приуроченность. Ряд гаданий сохранились лишь в памяти исполнителей, которые отмечают, что в настоящее время гадают преимущественно под Старый новый год, в то время как еще в 60-тые годы ХХ века гадания занимали весь период от Рождества до Крещения.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Рассказ Т.А. Кругловой из с. Денисово Гороховецкого р-на Владимирской обл. о гадании с нитками
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна