Творческое наследие подмосковного старообрядческого Морозовского хора
Морозовский хор без преувеличения можно назвать феноменом старообрядческой певческой культуры. По своей масштабности деятельность этого коллектива не знает себе равных и по сей день. За полувековую историю хор прошел путь от небольшой группы певцов при домашней моленной до крупного певческого центра старообрядцев Белокриницкого согласия. С деятельности Морозовского хора начался в 1900-е годы подъем старообрядческого церковно-певческого искусства.
Зародился хор в 1850-х годах в подмосковном селе Глухово Богородского уезда Московской губернии (сейчас — район города Ногинска Московской области) при домашней моленной владельцев Богородско-Глуховской мануфактуры, знаменитых купцов-старообрядцев Морозовых (Захаровичей). Богородский уезд известен как регион традиционного расселения старообрядцев поповского и беспоповского (поморского) согласий. Юго-восточная часть уезда входила в состав легендарного певческого центра старообрядцев-поповцев — Гуслицы.
К рубежу XIX–XX веков под руководством своего первого головщика, потомственного гусляка, Ивана Аверьяновича Фортова (1842–1907) хор вырос в крупный богослужебный коллектив и приобрел известность в старообрядчестве. Он участвовал в богослужениях старообрядческих приходов с. Глухова, г. Богородска (ныне — г. Ногинск) и ряда общин Богородского уезда. Состав хора пополнялся из числа рабочих и служащих Богородско-Глуховской мануфактуры. В этот период за коллективом окончательно закрепилось название «Морозовский». Можно предположить, что в первые годы оно было связано с принадлежностью хора к Морозовской домашней моленной. Впоследствии же, благодаря значительной роли, которую сыграл в жизни коллектива владелец Богородско-Глуховской мануфактуры, купец, меценат, известный старообрядческий церковно-общественный деятель Арсений Иванович Морозов (1850-1932), это название стало прочно ассоциироваться с его именем и даже звучать как «Хор А.И. Морозова».
В 1900 году, впервые в старообрядческой певческой практике, по инициативе А.И. Морозова был организован женский хор, головщиком которого стал ученик И.А. Фортова Павел Васильевич Цветков (1881–1911). Около 1905–1906 годов при Морозовском хоре начала работать школа крюкового пения.
В 1907 году перед своей кончиной И.А. Фортов передал руководство всем хором П.В. Цветкову. На период его деятельности (1907–1911) приходится время расцвета коллектива. В связи с началом концертных выступлений, предпринятых морозовцами впервые в истории отечественной музыкальной культуры, значительно (до 300 человек!) увеличился состав певчих. Коллектив получил официальное название — «Хор любителей древнего церковного знаменного крюкового пения при фабрике Богородско-Гдуховской мануфактуры Захара Морозова». В народе же он до конца своего существования именовался «Морозовским».
В конце 1911 года, после смерти П.В. Цветкова, часть Морозовского хора была прикреплена к вновь построенному старообрядческому храму во имя св. пророка Захарии в г. Богородске. В это же время, при участии морозовских певчих и попечении Арсения Ивановича, там формируется свой церковный хор. В 1913 году стараниями А.И. Морозова и певцов-морозовцев начали действовать хор и певческая школа при новом храме Святой благоверной княгини Анны Кашинской в старообрядческой общине деревни Кузнецы Богородского уезда.
После 1917 года Морозовский хор распался, но часть певчих не прекращала своего служения до последних дней существования общины, предположительно до середины 1920-х годов.
Творческий облик коллектива всегда определяло гармоничное сочетание традиционного и новаторского. Сформировавшийся в новой социальной среде рабочих и служащих, в пореформенную эпоху, отмеченную подъемом в экономической, политической и общественной жизни России, Морозовский хор по сути своей явился выразителем художественных устремлений значительной части российского старообрядчества, объединяющей в своих рядах представителей буржуазии и интеллигенции. В его творчестве нашли отражение тенденции, наиболее ярко воплощенные в старообрядческой архитектуре и иконописи того времени. Так же, как и в этих сферах церковного искусства, в деятельности морозовцев древняя традиция получила своеобразное переосмысление и рассматривалась сквозь призму эстетических и философских взглядов начала XX столетия. Морозовский хор стал своего рода музыкальным воплощением «золотого века старообрядчества» [см. Библиографию №2].
Дошедшее до нас наследие коллектива по современным меркам невелико: первое в России и в истории знаменного пения полное печатное издание крюковых старообрядческих певческих книг «Круг церковного древнего знаменного пения», несколько десятков граммофонных записей, отзывы современников о пении хора, статьи П.В. Цветкова и А.И. Морозова, опубликованные в старообрядческой прессе, архивные документы. Основу перечисленного составляют плоды смелых начинаний А.И. Морозова и головщиков хора — И.А. Фортова и П.В. Цветкова. Столетие назад новаторские шаги морозовцев вызывали резкую критику современников, в наши дни ценность наследия хора неоспорима.
Шесть томов «Круга церковного древнего знаменного пения» вышли в свет под эгидой Императорского Общества любителей древней письменности в 1884–1885 годах. Издание было осуществлено по инициативе и на средства А.И. Морозова при поддержке и непосредственном участии двух замечательных российских ученых — профессора Московского университета, историка Геннадия Федоровича Карпова (родственника А.И. Морозова) и профессора Московской консерватории, протоиерея Димитрия Васильевича Разумовского. Рукопись «Круга» подготовил в 1883 году Иван Аверьянович Фортов. Из 1200 экземпляров издания 150 было пожертвовано Священному Синоду «для рассылки по Семинарским библиотекам». Специально подготовленный экземпляр А.И. Морозов и Г.Ф. Карпов лично преподнесли в дар российскому императору Александру III. Основная часть тиража была разослана Морозовым по старообрядческим общинам России. Эти книги получили название «Морозовские» или «Морозовский круг». В силу разных причин, в том числе и причастности к изданию представителей Синодальной Церкви, старообрядчество отнеслось к ним настороженно. Тем не менее в некоторых общинах, например, в поповских приходах Сибири, Морозовские книги стали основными певческими источниками. По свидетельству современников, редакция песнопений в «Круге» отразила морозовскую певческую традицию.
Несомненную ценность представляют граммофонные записи Морозовского хора. Сегодня это самый ранний источник, дающий представление о живом звучании образцов древнерусского церковно-певческого искусства. Пластинки были выпущены в 1907, 1909 и 1910 годах фирмами «Beka Grand» и «Gramophone» на средства Арсения Морозова и при поддержке известного старообрядческого деятеля, начетчика, полемиста Никифора Дмитриевича Зенина. Несмотря на голоса противников «славления Бога на бездушном предмете», пластинки быстро разошлись по всей России и часто использовались старообрядцами в качестве своего рода учебного пособия. Всего было зафиксировано более 40 песнопений разных жанров и роспевов (знаменного, путевого, демественного). Записи отражают эволюцию певческой манеры хора: первые (1907 год) сделаны под руководством И.А. Фортова, когда хор еще был исключительно богослужебным; последующие — под началом П.В. Цветкова в «концертный» период истории коллектива.
Главной же заслугой морозовцев перед отечественной музыкальной культурой, безусловно, можно считать их выход на концертную эстраду. Благодаря этому новаторскому шагу, вызвавшему бурную и неоднозначную реакцию в среде последователей старой веры, сокровища древнерусского певческого искусства впервые прозвучали со сцены в исполнении хранителей живой традиции — старообрядцев. Инициатива устройства первого концерта (25 марта 1908 года в Большом Зале Московской консерватории) принадлежала Московскому Братству Честнаго и Животворящаго Креста Господня. В старообрядческой прессе упоминается о 13 выступлениях коллектива. 9 из них было дано под руководством П.В. Цветкова: 7 в Москве (6 на сцене Большого зала Московской консерватории) и 2 в Санкт-Петербурге в Большом зале Петербургской Консерватории. Во время поездки в Петербург была организована встреча морозовцев с Придворной Певческой капеллой, в ходе которой состоялось их совместное выступление. Концертный репертуар хора включал песнопения столпового, знаменного, путевого, демественного, греческого, болгарского роспевов в разных редакциях, духовные стихи и псальмы.
Концерты принесли Морозовскому хору широкую известность по всей России. Рецензии на них писали видные деятели русской музыкальной культуры начала XX века: А.В. Никольский, Н.И. Компанейский, И.В. Липаев. Эти выступления положили начало новой традиции в старообрядческой певческой культуре — практике проведения «Духовных концертов» и «Вечеров духовных песнопений». Сейчас, спустя столетие, она переживает свое второе рождение.
Исполнительский стиль Морозовского хора, по классификации исследователя староообрядческого богослужебного пения Н.Г. Денисова, представляет собой локальный вариант «российской» певческой традиции [см. Библиографию №3]. Его отличает манера звукоизвлечения, близкая к академической, интонационная устойчивость, высокий регистр пения, подвижный темп, гибкое в ритмическом плане исполнение песнопений, безукоризненный ритмический, темповый и динамический ансамбль, тембровое единство, четкая дикция, особое внимание к смыслу литургического текста. На фонограммах отчетливо слышно, насколько свободно певцы, воспитанные в культуре знаменного пения, владеют присущими ей законами формообразования. Исполнители мыслят не отдельными звуками, а знаменами и их сочетаниями, целостными оборотами (попевками, лицами, фитами), более крупными разделами формы. Внутренняя структура песнопений отражается в их интерпретации.
К следам влияния светской музыкальной культуры можно отнести использование динамики, темпа, дыхания и тембра голоса как средств музыкальной выразительности; исполнение отдельных фрагментов песнопений solo, ансамблем певцов или одной хоровой партией; применение академической терминологии в классификации хоровых партий и голосов солистов (в документах и программах значатся басы, тенора, альты, дисканты, сопрано, контральто). Все перечисленные новшества были связаны с началом концертной деятельности. Возможно, руководитель хора П.В. Цветков старался адаптировать древнюю традицию к эстетическим нормам современной ему светской музыкальной культуры. Интересно, что применение не характерных для старообрядческой певческой практики исполнительских приемов, самым новаторским из которых была динамическая нюансировка, критики-старообрядцы считали одним из достоинств хора, показателем высокого певческого мастерства, выразительности и осмысленности пения. Ругали же П.В. Цветкова за использование камертона, пюпитра, дирижерских жестов. Событием, вызвавшим жаркие дискуссии на страницах старообрядческой прессы, было предпринятое молодым головщиком сознательное отступление от унисонного пения. На концерте 8 марта 1909 года в Большом зале Московской консерватории в стихире 4-го гласа на хвалитех в день Пятидесятницы «Преславная днесь» вместо унисона прозвучала терция. Расхождение голосов в терцию часто встречается в старообрядческой певческой практике на проходящих звуках песнопений, но обычно носит случайный характер и в общинах с высоким певческим уровнем расценивается как серьезный недостаток. Здесь же двухголосие прозвучало на опорном звуке, что было воспринято как попытка гармонизации. Несмотря на ряд публикаций в прессе, в которых П.В. Цветков оправдывал свой смелый шаг, этот случай отступления от канонического унисона оказался единственным в концертной практике коллектива.
В целом интерпретация песнопений Морозовским хором не выходит за рамки старообрядческой певческой традиции. Перечисленные нововведения не затрагивают свойственных старообрядческой певческой культуре общих типологических черт. Следует помнить, что основной функцией хора была не концертная, а богослужебная практика, в рамках которой мгновенные и радикальные стилистические изменения невозможны.
Лучшим свидетельством высокой певческой культуры морозовцев служит письмо, опубликованное в 1907 году, еще до начала концертных выступлений хора, в журнале «Старообрядец». Автор его — прославленный русский хоровой дирижер Александр Васильевич Свешников, тогда еще студент, начинающий хормейстер в Глухове. Вот его впечатления от Пасхального богослужения в глуховском старообрядческом храме Св. Николы: «Пели [пасхальный канон — И.Д.] на четыре клироса: 2 мужских и 2 женских, и все время чередовались, но вот, по окончании канона, сошлись вместе петь Пасху и мужской и женский хор. Это, действительно, было пение; как грянул сразу соединенный хор, должно человек 100 или больше (но, наверное, не знаю): “И разыдутся врази его”, “Пасха священная нам дни показася”. Вот это, действительно, хор, мощь, сила, и какая стройность! Было очень могуче, торжественно. Да, я много бывал в Ваших моленных, но такого хора, т. е. двух хоров не слыхал нигде еще… Вот, действительно, это торжество церковное. Дай Бог, чтобы еще больше процветали его [А.И. Морозова — И.Д.] хора» [см. Библиографию №4].
В XX веке продолжателем морозовской певческой школы стал хор Новосибирской старообрядческой общины Русской Православной Старообрядческой Церкви. Начало этой традиции в Сибири было положено солисткой женского Морозовского хора Антониной Савватьевной Архиповой. В 1910 году она приехала в г. Новониколаевск (ныне г. Новосибирск) по просьбе Новониколаевской старообрядческой общины (в Новониколаевске находился филиал Богородско-Глуховской мануфактуры). Архипова воспитала несколько поколений певцов в городах Новониколаевске и Барнауле.
В 2010-е годы началось возрождение «морозовского пения» в приходах Новосибирской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви. Часть богослужебного репертуара поется «по-морозовски» в Барнаульской, Томской, Новокузнецкой общинах.
В 2014 году Хором певчих старообрядческих приходов Сибири была подготовлена программа, посвященная творческому наследию Морозовского хора. В нее вошли песнопения из репертуара коллектива. Интерпретация одного из них (1-й кафизмы «Блажен муж» знаменного роспева) была точно реконструирована по фонограмме Морозовского хора. Программа впервые была исполнена 2 мая 2014 года в рамках Старообрядческого фестиваля «Распевы Святой Руси» (Московский международный дом музыки), была повторена на «Вечере Духовных песнопений» в Неделю Святых Жен-Мироносиц в Покровском кафедральном соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви (4 мая 2014 года, г. Москва), на «Концерте церковных песнопений» (16 июня 2014 года, г. Санкт-Петербург, дворец Белосельских-Белозерских) и на «Вечере Духовных песнопений» в г. Новосибирске (19 сентября 2014 года).