Традиция лирических песен города Ельня Ельнинского района Смоленской области
Город Ельня — одно из древнейших поселений Смоленской области, его первое упоминание относится к 1150 году. С 1776 года Ельня — уездный город Смоленского наместничества. В настоящее время Ельня — не только исторический объект, но и один из ярких очагов традиционной народной музыкальной культуры.
Хранителями ельнинской песенной традиции являются участники замечательного аутентичного фольклорного ансамбля, состоящего из местных жителей старшего поколения — семи женщин в возрасте от 62 до 85 лет и одного мужчины, Николая Павловича Синюхина 1930 года рождения. Его участие в коллективе вызывает особый интерес, так как до сих пор собиратели фольклора справедливо отмечали преимущественно женский характер смоленской песенной традиции, в том числе лирической. Следует отметить, что Н.П. Синюхин отнюдь не является лидером в ансамбле, ему трудно проявить свою исполнительскую инициативу в самодостаточном женском звукомире местного музыкально-поэтического фольклора. В лирических песнях он дублирует линию верхнего голоса октавой ниже.
Чаще всего лирические песни звучали на открытом воздухе: в поле, на лугу, на улице. Их могли петь и на ходу, например, по дороге на сенокос. При этом вокальная манера отличалась предельной громкостью: пели на всю головý, зычно. Таким образом «вырабатывался» тембр, рассчитанный на звучание в широком пространстве.
Такие качества звукомира женской фольклорной традиции как коллективное пение на природе, предельно громкий звук, «формульность» слогового ритма, относительная ограниченность «словаря» мелодических оборотов образуют легко узнаваемые черты традиционной смоленской лирической песни. Стилевое единство женских лирических песен убедительно проявляется у ельнинских певиц на классическом для местной фольклорной традиции, простом и мудром песенном материале.
В местном стиле главенствует принцип повторности. Сходство разных по тексту произведений обнаруживается в первую очередь в узкообъемности звукорядов, как правило, не превышающих квинты. Небольшая часть песен, например, «Голубь голубочек» и «Растошнешенько мому животочку», имеют квартовую природу, что роднит их с местными обрядовыми песнями. Напевы большинства лирических песен имеют квинтовый объем: «У колодезя, у глубокого», «На горе бела березынька стояла», «У нас у поле три дорожки торны», «Брови мои черненькие», «Надоело мне надоскучило» и «Вечерняя зорюшка закатилася». Во время звукозаписи, проходившей в помещении, все песни звучали в относительно низком регистре — от си-бемоль малой октавы до соль первой октавы. Пение на такой высоте звучало мягко, легко и не предельно громко. Но думается, что в открытом пространстве, на природе увеличение громкости повлекло бы и повышение певческого регистра примерно на терцию.
Унисонное многоголосие с элементами гетерофонии преимущественно в заключительных разделах напевов, ограниченное количество мелодических оборотов, весьма похожих друг на друга, отсутствие широких внутрислоговых распевов, соединение каждого напева не с одним, а с целой группой поэтических текстов — вот основные признаки ельнинских лирических песен, образующих основу, «ядро» местного вокального репертуара.
На этом фоне обособлено выглядят песни широкого звукового объема: «Хмельна была беседушка», «Лучина моя лучинушка березовая», «Зародилась буйна ягода». Все они значительно отличаются от основной группы местных лирических песен и имеют не столько местный, ельнинский, сколько общерусский характер, свойственный многим локальным традициям.
Песня «Зародилась буйна ягода» по своему мелодическому строению явно «чужеродная» для ельнинской традиции. Но она больше других подходит для сольного и дуэтного исполнения. В сольном пении Николая Павловича Синюхина можно отметить мягкое мужское вибрато, манеру близкую к академическому пению. А в его совместном исполнении этой же песни с замечательной 85-летней запевалой коллектива Марией Ефремовной Косенковой красиво и чисто интонируются параллельные сексты в «перевернутом» двухголосии, где линию верхнего голоса ведет мужчина в более низком регистре, а «втóра» звучит наверху у женщины.
Всем распевам коллектива свойственно умелое интонационное варьирование, «игра» тембровыми и ладовыми красками, умение выстроить композицию масштабных многострофных песен и мягко выделить кульминацию напева, как правило, совпадающую с точкой «золотого сечения» в пределах строфы.
Обращают на себя внимание и такие черты местной певческой традиции, как еще большее затягивание долгих верхних звуков в начальных фразах напева («На горе бела березынька стояла», «У колодезя у глубокого», «Голубь голубочек», «Бровки мои черненькие», «Растошнешенько мому животочку»), свободные переходы к речитативному дроблению, исполнению почти «говорком» в срединных разделах напевов, а затем вновь — к плавному ведению мелодии в заключительных фразах.
В настоящее время ельнинские лирические песни вызывают большой интерес у многих молодежных самодеятельных фольклорных ансамблей, активно включающих их в свой репертуар.