Традиция духовных стихов у духоборов Целинского района Ростовской области
Основу репертуара внебогослужебной певческой культуры духоборов составляют духовные стихи и песни («стихи» и «стишки»). Названные жанры складывались в разное время: музыкально-поэтические тексты стихов принадлежат пласту русской народной религиозной культуры, развивавшемуся с XV века (покаянные стихи). «Стишками», а иногда «духовными песнями» именуются религиозные тексты преимущественно авторского происхождения, исполняемые на песенные и романсные напевы (народные или авторские). Для самих носителей традиции различие между стихами и «стишками» представляется не вполне ясно. Отдельные стихи в духоборской традиции называют «пасаломчиками».
География бытования этих жанров определяется расселением духоборов, проживающих в настоящее время в двух областях России (Ростовской и Тульской), Азербайджане, Грузии, Канаде. Репертуар стихов и духовных песен, распространенных в различных территориальных группах духоборов сходен.
На протяжении всего XX века статус стихов и духовных песен в традиции постепенно менялся. Духовные стихи и песни становились обязательной частью как религиозных, так и традиционных народных обрядов и праздников. Духовные стихи заняли в певческой традиции особое место, поскольку некоторые из них вошли в обряд «поклонения» и по своей функции приравниваются к псалмам, замещая их, то есть исполняются «за псалом».
Духовные стихи в отношении стадиально-стилевой дифференциации можно подразделить на две группы. Первую образуют стихи старшего пласта, относящиеся преимущественно к XVII–XVIII веку. Вторую группу составляют стихи более позднего происхождения, тексты и напевы которых созданы в XIX–XX вв. Образцы, входящие в эти группы отличаются по типу стихосложения и стилистике напевов.
«Стишки» или духовные песни также могут быть подразделены на две группы, прежде всего, по признаку происхождения поэтического текста. К первой отнесены переработанные тексты русской и зарубежной классической поэзии: «Жизнь, зачем же собой обольщаешь меня?» А.В. Кольцова; «Друг мой, брат мой» С.Я. Надсона (1881 год); «О, как был он счастлив» Р. Николя; «Чему бы жизнь нас не учила» Ф.И. Тютчева (1870 год) и др. Ко второй — созданные духоборскими поэтами и предводителями: «Живет человек и не знает» Л.П. Воробьёвой (1970-е годы); «Пойдем под Сионскую гору» П.В. Господнего (1919 год) и др. Как отмечал В.Д. Бонч-Бруевич, они находятся «в постоянном процессе творчества»: «Стишки охотно распеваются молодежью на южнорусские степные мотивы, и нередко приходилось слышать, что появился новый „стишок“» (см. Библиографию №2, с. 4).
С детства начиная перенимать от «нянюшек» небольшие тексты псалмов и стихов, духоборец осваивал и их музыкальное наполнение. Участие в религиозных обрядах (воскресных и праздничных молениях) и праздниках способствовало практическому освоению традиции и закреплению ранее разученных песнопений. Такой вид трансмиссии был характерен еще для 50–60-х годов XX века.
Стихи, также как и псалмы, раньше исполняли в основном представители старшего поколения, «стишки» — молодежь. Такое разделение репертуара засвидетельствовано Л.А. Сулержицким и В.Д. Бонч-Бруевичем, которые сопровождали переселение духоборов в Канаду в конце XIX — начале XX века. В настоящее время и стихи, и духовные песни исполняются, в основном, старшим поколением (70–80 лет). Тем не менее, некоторые представители «молодого поколения» (35–50 лет) продолжают интересоваться своей традицией и в процессе пения используют современные носители информации (например, электронную версию текстов).
Вплоть до конца XX века все духовные песнопения исполнялись смешанными певческими группами. После 1990-х годов мужская традиция религиозного пения практически прекратила свое существование, что в значительной мере повлияло на структуру многоголосия. Также изменилось и число участников обряда «поклонения», который к началу XXI века в праздничные дни отправляет не более десяти человек, в то время как 70–80-е годы численность присутствующих регулировалась объемом помещения и возможностями принимающей стороны.
Экспедициями последних лет выявлены певческие ансамбли, образованные по принципу родства (семейные — в селе Хлебодарном) и соседства (в хуторах Петровке, Тамбовке), состоящие из трех–восьми человек. В начале XXI века появилась практика объединения исполнителей из соседних хуторов, например для отпевания умершего во время погребального обряда, в связи с отсутствием достаточного числа певцов в обоих населенных пунктах.
И стихи, и духовные песни могут исполняться как в обрядовом, так и во внеобрядовом контексте. В 70–80-х годов все стихи старшего пласта пелись, а в настоящее время большая их часть перешла в читаемые. В свою очередь, читаемые и распеваемые стихи стали заменять жанр псалмов в обряде «поклонения». Духовные песни по-прежнему исполняются после завершения ритуальной части во время совместной трапезы.
Стихи и духовные песни звучат также и в погребальном обряде. Певчие — (раньше — мужчины и женщины, в наши дни — только женщины) читают молитвы, поют псалмы и стихи на протяжении всего обряда. Состав обязательных для похорон поющихся и читающихся текстов в настоящее время отличается даже в близлежащих населенных пунктах, но есть и общие, в которых комментируются обрядовые действия. Например, «стишок» «Колокольчик далёко» поют перед выносом гроба из дома, а «Выхожу один я на дорогу» — со двора. Во время прощания на подворье звучат «похоронные» стихи и «стишки»: «Боже, Боже, я страдаю», «Вечерний звон», «Горько плакал великий могучий Христос», «Как скучно на сердце порой», «Любезные дети, будьте вы умны», «Напрасно думают народы», «Последний денек миновался», «Сами мы не знаем, люди нам не скажут», «Трубный звук». Во время движения траурной процессии поют «стишок» «Куда идешь ты, странник, с посохом в руке?», на кладбище — «Не унывай душа моя». В основном, закрепление той или иной духовной песни за определенным моментом обусловлено содержанием поэтического текста.
Основная часть стихов составляет общий с традициями других православных христиан репертуар. Большинство текстов является развитием библейских сюжетов. Многочисленные их публикации имеются в собраниях духовных стихов, например, в сборнике П.А. Бессонова «Калеки перехожие»: «Высоко звезда восходила» (Рождество Христово); «Сатана на престоле воскреснет» (Страшный суд); «Чистая дева Мария» (Страсти Христовы) и др. Также среди опубликованных в этом собрании есть тексты стихов «Кабы знал, я, человек», «На белом свете человече как трава растет», «Народился наш Спаситель», «Сотворил Господь человека малолеточка», «Ходили жены мироносицы». В старинных стихах, как например, в стихе о Голубиной книге («Царь Давыд Осеевич») в вопросно-ответной форме с образом Христа соотносится строение мироздания.
Такая форма стиха встречается и в некоторых других текстах, например, «Человек, человек, а ты Божий раб»:
Человек, человек, а ты Божий раб,
На земле ты живёшь, не осудишьси,
Во своих грехах, не спокаешьси.
Ты взойди, человек, на Сион-гору,
Ты взгляни, человек, да вниз под землю:
Чем эта земля вознасеяна,
Чем эта земля вознаполнена,
Чем эта земля разукрашена?
Вознасеяна правдой,
Вознаполнена любовью,
Разукрашена людьми праведными.
Для репертуара стихов старшего пласта характерна форма организации текста, именуемая «молитвословным стихом», при которой в его членении основная роль принадлежит речевому такту — группе слов, объединенных логическим ударением. По такому образцу преобразуются духоборами и силлабические вирши:
Высоко звезда восходила,
Мати Мария Христа спородила.
Народился Бог, всем Богам Бог,
Народился царь, всем царям царь.
Ирод царь возмущаться стал.
Христос нес дары — венцы золотые,
Всем старцам, всем младенцам и всем удовам.
А вы вдовы не плачьте, не рыдайте,
Ваши младенцы у Христа под крылышком живут.
«Стишки», также как стихи старшего пласта, прямо или косвенно связаны с христианским вероучением, повествуют о вечной жизни после смерти и призывают, с одной стороны — к смирению, с другой — к борьбе за веру:
Ты не плачь что часто очень больно нам,
Пусть во всем примером будет Ной,
Ведь дорога наша неокольная,
Путь к отчизне нас ведет прямой.
(«Ночь темна, но наше солнце светится»)
Нам страдать здесь осталось немного,
Мы готовы к последней борьбе.
Скоро кончится путь наш суровый
И возьмет нас Спаситель к себе.
(«Не тоскуй ты душа дорогая»).
Часть представленных в нашей коллекции «стишков» издавалась с указанием авторства слов и музыки в нотных сборниках составленных И.С. Прохановым, таких как «Гусли», «Новые напевы». Среди опубликованных в них музыкально-поэтических текстов есть и духовные песни из репертуара духоборов: «Гора Сион, гора святая», «Господь, пребудь ты с нами», «Как скучно на сердце порой», «Мы все войдем в отцовский дом», «Неба своды, жизнь темнеет», «Отчизна моя в небесах», «Ручьем святая кровь течет», «Ты куда идешь, скажи мне, странник», «Я нашел себе спасенье», «Я новое небо и землю увижу»; «Дорогие минуты нам бог даровал», «Учитель с учениками выходит из храма». При совпадении текстов «стишков» духоборов с изданными образцами их напевы нередко вполне оригинальны.
Различие поэтической и музыкальной стилистики стихов и «стишков» (духовных песен) позволяет дифференцировать жанры и выявить их особенности. Приближенные по звучанию к «псалмопению» напевы стихов, напоминают их и по характерной особой манере исполнения. В то же время в структуре напева наблюдаются существенные отличия. Сравнение современных звукозаписей псалмов и стихов с выполненными в 70–80-е годы, позволяет выявить произошедшие в строении напевов изменения. В таких стихах как «Высоко звезда восходила», «Царь Давыд Осеевич», «Человек, человек, а ты Божий раб» каждый отдельный стих воплощен в протяженном распеве («взводе»), приравниваемом строфе. Однако, он в среднем вдвое короче «взвода» псалма. Другие стихи имеют строфическую организацию с вопросно-ответным соотношением предложений (например, «Кабы знал, я, человек», «Сами мы не знаем»).
Тенденция к трансформации певческой формы стихов «за псалом» обнаруживает ту же направленность, что характерна для псалмов. Прежде всего, укрупняется единица распевания текста. Если в ранних записях, выполненных на Кавказе и в Ростовской области, единицей распевания служил слог, а взвод мог складываться из распева одного-двух слов, то в записях второго десятилетия XXI века единицей распева являются слоговые группы, состоящие из 4–6 слогов, а взвод нередко включает две–три и более таких групп.
Стихи старшего пласта («за псалом»), входящие в обряд «поклонения», в отношении фактуры могут быть охарактеризованы как функционально одноголосные, с вариантным расслоением основного голоса. При наличии мужской партии возможно дублирование напева октавой ниже. При этом информанты называют такое пение «разноголосьем», не подразумевая под этим разделение на самостоятельные голосовые партии, а совместное пение двух, трех и более человек.
В интонационном отношении «стишки» опираются на песенную культуру города или сочинения известных русских композиторов в жанре песни или романса. Так, «Последний денек миновался» поется на мелодию народной песни «Уж ты, сад, ты мой сад»; «Ночь темна, но наше солнце светится» звучит с напевом городской песни «Ночь темна, лови минуты»; в духоборском гимне «Вы жертвою пали» в преобразованном виде воспроизводится соответствующий народный напев; «Выхожу один я на дорогу» основывается на одноименном романсе А. Варламова в обработке Ф. Козлова, «Учитель с учениками выходит из храма» исполняется на политекстовый напев псальмы и т. д.
Каждый музыкальный образец духоборского пения начинается небольшим сольным запевом, не всегда структурно оформленным (т. е. не обязательно представляющим собой самостоятельную ритмосинтаксическую единицу в виде попевки). В стихах старшего пласта запевала распевает в основном от одного до трех слов; в духовных и народных песнях полустишие, а иногда весь первый стих («Родная роща опустела», «Как скучно на сердце порой», «Мы все войдем в отцовский дом»).
Устойчивыми признаками этой жанровой разновидности являются силлаботоническое (стопное) стихосложение, ритмика, определяемая строением стихотворной строки и композиция напева, обусловленная структурой поэтической строфы. Основные версии музыкально-поэтической формы — строфическая и двухчастная куплетная (с припевом). Строфические композиции чаще четырехчастные, двухчастные, реже трехчастные. Характерным атрибутом духовных песен является двухголосие с второй или с подводкой. При этом для напевов «стишков» характерна стилистическая неоднородность и многовариантность.
В отличие от народных песен, которые могут исполняться сольно или небольшими семейными ансамблями, религиозные песнопения пелись в собраниях при стечении значительного числа его участников, образующих хор. Сведения о хоровом исполнении духоборами религиозных песнопений приведены уже в первых научных изданиях О.М. Новицкого, В.Д. Бонч-Бруевича, Н.Г. Высоцкого.
Большинство стихов и духовных песен в записях 70–80-х годов исполняются смешанными ансамблями, поэтому в них и более широкий диапазон. В экспедициях 2012–2013 годов в хут. Петровке, Тамбовке и с. Хлебодарном записи были выполнены от однородных женских ансамблей. При этом заметно отличие в фактуре стихов и духовных песен, записанных через несколько десятков лет. Оно обусловливается тем, что в женских ансамблях нет октавного «басового» удвоения основного мелодического голоса.
Манера исполнения духовных стихов и песен также не одинакова. Приближенные к «псалмопению» стихи исполняются в спокойном темпе, певцы используют своеобразные приемы «перебрасывания» голоса на терцию, сексту. При исполнении духовных песен манера пения другая — более открытая, близка той, в которой поют народные песни.
В настоящее время основную часть репертуара составляют духовные песни. Данный пласт традиции постоянно изменяется и дополняется новыми образцами. Сохраняет свое бытование и часть духовных стихов, благодаря их вхождению в религиозный обряд «поклонения» и погребальный.