Песенное наследие фольклорного ансамбля села Старый Кривец Новозыбковского района Брянской области
Ансамбль «Калинушка» Старокривецкого Дома культуры известен далеко за пределами села. Ни один народный праздник в Новозыбковском районе не обходится без его участия. Организованный в системе клубной самодеятельности, этот ансамбль по сути стал средоточием традиционной культуры села, поддерживая ее проявления, сохранившиеся в живом бытовании и осуществляя деятельность по возрождению уже утраченных обычаев и укоренению их в современной жизни Старого Кривца.
Коллектив, получивший в 2014 году звание народного, был образован в 1973 году на базе местного Дома культуры. Первоначально в его состав входило семь молодых женщин — любительниц пения. Руководил коллективом приезжающий районный специалист, репертуар составляли современные городские песни в сопровождении баяна. Свою «фольклорную биографию» ансамбль отсчитывает с начала 1980-х годах, когда он остался без руководителя и концертмейстера. Одна из певиц, Валентина Никандровна Шмухлярова предложила остальным участницам «Калинушки» петь без сопровождения — те песни, которые они слышали от своих мам и бабушек. Таким образом, ансамбль неожиданно приобрел большой репертуар, который пополняется и по сей день. В.Н. Шмухлярова стала во главе коллектива, сумев организовать не только исполнительскую, но и собирательскую деятельность. Новые песни певицы выучивали от своих пожилых родственниц и соседок, в том числе, из окрестных деревень. Каждая концертная поездка по Новозыбковскому району также приносила новый песенный материал.
На протяжении почти четырех десятилетий состав ансамбля менялся незначительно, пополняясь более молодыми участницами — им сегодня немного за 40. Основу коллектива составляют певицы, средний возраст которых около 60-ти лет — Валентина Никандровна Шмухлярова, Олимпиада Васильевна Ковалева, Наталья Ивановна Пушная, Валентина Николаевна Мишанкова, Раиса Николаевна Юрченко. Стоит отметить, что среди участниц «Калинушки» нет ни одной уроженки Старого Кривца. Все они переселились сюда в разное время: несколько человек — из соседних деревень, другие — из более дальних (около 50 км), двое — из отдаленных сибирских регионов. Своеобразная «пестрота» состава и репертуара ансамбля отражает социальную историю села Старый Кривец. В течение многих лет оно постоянно пополнялось новыми приезжающими жителями: после Великой Отечественной войны этому способствовало укрупнение сел, в 1990-е годы — внутри- и межрайонные переселения жителей тех деревень, которые пострадали от радиации в результате Чернобыльской катастрофы. Каждая певица принесла в ансамбль песни своей родины, за исключением сибирячек, исполнявших прежде только современную городскую лирику. Таким образом, в коллективе сформировалась особая песенная традиция, с одной стороны, компилятивная, а с другой — целостная, поскольку основу ее составляют песни достаточно близких сел и единая исполнительская манера.
Репертуар ансамбля «Калинушка» формируется, в основном, из трех источников. Один из них — это песни родины руководителя коллектива, В.Н. Шмухляровой. Она родилась и выросла в деревне Старая Кисловка Суражского района Брянской области (около 60 км к северо-востоку от Старого Кривца). Почти все песни ее родного села, исполняемые «Калинушкой» — свадебные; помимо этого, на основании воспоминаний В.Н. Шмухляровой воссоздан в деталях традиционный свадебный обряд.
Другой источник музыкального материала — песенная традиция села Большие Щербиничи Злынковского района Брянщины (около 40 км к юго-западу от Старого Кривца), уроженкой которого является Наталья Ивановна Пушная. Наблюдательная и пытливая, обладающая прекрасной памятью и мощным красивым голосом, Наталья Ивановна помнит множество песен различных жанров (календарные, свадебные, карагодные, лирические, а также частушки). Из них в репертуар ансамбля вошли в основном лирические; остальные Н.И. Пушная исполняет сольно.
Деревня Старая Кисловка и село Большие Щербиничи находятся на значительном расстоянии друг от друга и принадлежат различным локальным традициям. Это хорошо прослеживается на примере обрядовых песен, напевы которых имеют ограниченные ареалы. При этом исполнительницам могут быть известны одни и те же поэтические тексты. Фальшь, возникающая при попытках спеть подобные песни, приводит к их выпадению из репертуара ансамбля, хотя есть исключения. Так, в свадебной песне «Не жарка гарить лучина» исполнительницы воспроизводят два разных напева, очевидно не совпадающих по ладоинтонационному строю.
Третья составляющая традиционной части в репертуаре «Калинушки» — это песни окрестностей Старого Кривца. Некоторые из них принесла в коллектив Н.И. Пушная: она выучила их в соседней деревне Скоробогатая Слобода, где проживала на протяжении нескольких лет. Часть песен напета О.В. Ковалевой, уроженкой близлежащей деревни Дягель, еще несколько — молодыми участницами коллектива, чьи родители живут в деревне Малый Кривец. Не смотря на близкое соседство со съезжим Старым Кривцом, Малый Кривец остался в стороне от переселенческих тенденций и долгое время сохранял свою самобытную культуру, в том числе, песни. Ряд песен руководитель ансамбля услышала от Анастасии Андриановны Попковой, старейшей жительницы села, переселившейся сюда в 1970-х годах из ликвидированной деревни Отрадное (8 км от Старого Кривца). Анастасия Андриановна сохранила в памяти местные обряды и праздники, а также обрядовые песни, исполняемые ныне ее более молодыми односельчанками.
Нужно отметить, что определенную часть репертуара «Калинушки» составляют песни 2-й половины XX века, услышанные певицами по радио. Их источником в ансамбле являются в основном исполнительницы-сибирячки — Нина Александровна Козлова и Любовь Никифоровна Прилуцкая. Будучи обладательницами сильных звонких голосов, они в этих песнях солируют, при этом кардинально меняют усвоенную ими местную манеру пения на современную.
В ансамбль «Калинушка» входят на сегодня 11 участниц, имеющих в коллективе голосовую специализацию. Четыре исполнительницы — В.Н. Мишанкова, Н.А. Козлова, Л.Н. Прилуцкая и А.С. Зуева всегда ведут мелодическую линию верхнего голоса — подводят. Остальные певицы поют нижнюю голосовую партию. В обрядовых песнях она звучит почти всегда в унисон, тогда как в лирических делится на две относительно самостоятельных линии. Низы в таких случаях поют обладательницы крепких голосов — О.В. Ковалева, В.Н. Шмухлярова и Н.И. Пушная. Двое последних являются запевалами большинства песен; гукальница — обладательница высокого голоса В.Н. Мишанкова.
Своеобразие современной песенной культуры села Старый Кривец заключается в том, что отсутствие живой музыкальной традиции в быту компенсируется интенсивной певческой деятельностью ансамбля, в том числе, публичной. Коллектив несколько раз в неделю собирается на репетиции и регулярно выступает в родном селе, жители которого имеют возможность услышать песни, давно вышедшие из обихода. Помимо этого, ансамбль осуществляет сценические и уличные реконструкции традиционных обрядов, вовлекая в них большое число односельчан. Так, в течение многих лет в Старом Кривце проводится «Стрела» — народное гулянье, основанное на известном в этих местах праздновании Вознесения. Певицы облачаются в костюмы, и почти каждая надевает под сшитую на заказ юбку старинную вышитую рубаху, доставшуюся от матери или бабушки.