Певческое искусство старообрядческого хора села Стрельниково Костромской области
Этнос: РусскиеКонфессия: Православие, старообрядчествоЯзык: русский
Старообрядческое село Стрельниково расположено в непосредственной близости от Костромы. Его облик и в наши дни определяют характерные для Русского Севера просторные и добротные дома, свидетельствующие о былой зажиточности своих хозяев. Первая большая молельня была построена в Стрельникове в 1885 году (по другим данным — в 1893 году) трудами прихожан — последователей белокриницкой иерархии [1]. В то время строительство старообрядческих храмов находилось под запретом, поэтому работали по ночам, скрывая материалы от царских властей. Основной вклад в строительство внес Феодор Васильевич Мухин.
В 1905 году вышел исторический Высочайший указ «Об укреплении начал веротерпимости», даровавший старообрядцам религиозную свободу. В связи с этим в 1906 году молельню удалось перестроить в церковь. Тогда же была официально зарегистрирована старообрядческая община во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Освящение Покровского храма состоялось 19 ноября 1907 года. Совершал его епископ Нижегородский и Костромской Иннокентий (Усов). По данным старообрядческого журнала «Церковь» 1910 года, в нем по праздникам собирались до 500 человек. Настоятелем прихода с 1906 по 1912 год служил отец Григорий Лакомкин. В 1912 году он овдовел, принял иноческий постриг с именем Геронтий и был рукоположен в сан епископа на Петроградско-Тверскую епархию.
В 1908 году по инициативе о. Григория и по ходатайству членов общины в Стрельникове открылось земское училище для детей местных старообрядцев, которое содержалось на средства земства. При училище была создана школа знаменного пения и церковного чтения с трехгодичным курсом обучения. Именно с открытия певческой школы началась история старообрядческого Стрельниковского хора.
В первый год пению обучалось 18 детей. К 1909 году было построено новое здание и количество учеников увеличилось до 30, а затем — до 40–45. Первыми учителями пения стали Василий Иосифович Егин и Василий Иванович Зыков. В 1907 году Егин, прихожанин Стрельниковского храма, обладавший прекрасным басом и талантом преподавателя, вместе со своим другом В.И. Зыковым был отправлен в Рогожскую общину в Москву для обучения церковному пению. Оба успешно освоили курс, получив звание учителя пения. К сожалению, учительствовать Егину пришлось всего лишь 3 года, в 1911 году в возрасте 22 лет он скончался от плеврита. За короткий срок своего служения Василий Иосифович сумел организовать слаженный и эффективный учебный процесс, подготовить себе смену и создать из учеников школы богослужебный хор.
Первый состав хора, в который входили и мальчики, и девочки, пел под управлением В.И. Егина уже на торжественном открытии училища 16 ноября 1908 года. В праздник Рождества Христова в 1909 году во время службы хор успешно исполнил «Отче наш», «Херувимскую» и другие песнопения. Тогда же было принято решение организовать женский хор. Спустя год учеников стрельниковской певческой школы стали специально приглашать для торжественных богослужений в окрестные приходы и в Кострому.
После В.И. Егина учителями пения стали братья Феодосий Иоакимович и Федор Иоакимович Гусевы. Федор Иоакимович по благословению о. Григория управлял правым клиросом до 70 лет. С 1913 года вместе с Гусевыми пение преподавала ученица В.И. Егина, одна из первых и лучших выпускниц школы Валентина Григорьевна Антонова. На протяжении многих лет Валентина Григорьевна была в Стрельникове бессменной учительницей церковного пения, продолжив свое дело и после закрытия школы в 1920-е годы. Она руководила левым клиросом, который еще во время существования школы стал полностью женским. В 1930-е Валентину Григорьевну арестовали, и около года она провела в тюрьме. После войны Валентина Григорьевна приняла иноческий постриг с именем Валерия. В советские годы обучение детей церковному пению и чтению было запрещено, поэтому молодежь занималась под руководством матушки Валерии тайно.
Стрельниковский храм никогда не закрывался. Несмотря на гонения, основная часть прихожан не отреклась от веры в Бога. Не прервалась и певческая традиция, в 1930–40-е годы культура церковного пения в Стрельникове процветала, регулярно проводились спевки. В это время, благодаря трудам матушки Валерии приход славился среди старообрядцев своим женским хором. В хрущевские годы в связи с ужесточением гонений на Церковь стало невозможным проводить спевки. В 1960-е и особенно в 1970-е годы стали уходить из жизни хорошо обученные певцы, а нового пополнения не было. Все это привело к некоторому упадку певческой культуры.
Важной стороной богослужебной деятельности хора на протяжении всей его истории были торжественные архиерейские богослужения. Из Стрельникова вышли два старообрядческих епископа — епископ Петроградский и Тверской Геронтий (Лакомкин) и епископ Клинцовский и Новозыбковский Иоасаф (Карпов, рукоположен в 1964 году). Неся служение в своих епархиях, они не забывали родной приход. В 1960–70-е годы общину часто посещал глава Старообрядческой церкви архиепископ Иосиф (Моржаков). 15-летний перерыв в этой практике был связан с избранием в 1971 году предстоятелем Церкви архиепископа Никодима (Латышева). Но в 1986 году, когда Старообрядческую церковь возглавил владыка Алимпий (Гусев), архиерейские богослужения в Стрельникове возобновились. Владыка Алимпий неоднократно совершал в приходе свое служение. Каждый из архиереев, приезжавших в Стрельниково, обязательно отмечал особые достоинства клиросного пения.
Стрельниковский хор всегда был только богослужебным. Лишь однажды его певцы поделились своим искусством вне храмовых стен. В 1984 году в Москве состоялось эпохальное событие: в первый и единственный раз за весь советский период старообрядческие певцы — участники Стрельниковского хора — выступили перед научной общественностью. Инициатором их приезда стал музыковед-медиевист Николай Григорьевич Денисов, который в 1981 году по совету старообрядческого священника о. Евгения Бобкова предпринял экспедицию в Стрельниковскую общину и заново открыл ее хор для отечественной медиевистики. Общение с носителями культуры позволило заявить об уникальности стрельниковской традиции в современной старообрядческой культуре в целом.
Группа певцов хора под руководством головщика правого клироса Ивана Алексеевича Сергеева была приглашена в Москву Фольклорной комиссией Союза композиторов РСФСР. Подробно история организации этой встречи и пребывания певцов в Москве описана в монографии Н.Г Денисова «Стрельниковский хор Костромской земли: традиции старообрядческого церковного пения». Здесь упомянем, что для светской власти определяющим стало обращение председателя Союза композиторов России Родиона Щедрина в Совет по делам религий при Совете Министров СССР с просьбой о разрешении приезда участников старообрядческого хора в Москву и их встречи с учеными Москвы, преподавателями и студентами музыкальных вузов. Председатель Совета В.А. Куроедов дал в ответ на это обращение положительную резолюцию. Благословил хор на поездку глава Старообрядческой церкви — архиепископ Никодим (Латышев).
3 октября состоялось выступление хора в Концертном зале Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (ныне — Российская академия музыки имени Гнесиных). В течение нескольких часов со сцены звучали песнопения разных жанров, стилей, распевов. В тот же день была организована встреча певчих с педагогами кафедры истории музыки, студентами историко-теоретико-композиторского факультета и сотрудниками Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания (ныне — Государственный институт искусствознания), а также с этномузыкологами и медиевистами из Лаборатории народной музыки ГМПИ.
4 октября в помещении Бюро пропаганды советской музыки состоялось научное заседание Фольклорной комиссии СК РСФСР, на котором присутствовали музыковеды, историки, археографы. Почетными гостями заседания были секретарь старообрядческой архиепископии, настоятель московского кафедрального Покровского собора на Рогожском кладбище, протоиерей Александр Берестнев, Председатель Московской Рогожской Старообрядческой общины А.Е. Масленников, Председатель Московской Старообрядческой Федосеевской Преображенской общины М.И. Чуванов. Перед началом выступления Н.Г. Денисов рассказал о Стрельниковской общине, школе, особенностях хора. Программа включала в себя богослужебные песнопения, фрагменты литургического чтения, духовные стихи. Каждому песнопению предшествовал комментарий. Слушатели были ошеломлены. По окончании выступления профессор Юрий Всеволодович Келдыш сказал: «У меня нет слов, чтобы выразить свое восхищение от услышанного!»
Музыковед-фольклорист Екатерина Анатольевна Дорохова, принимавшая самое активное участие в подготовке этой встречи, вспоминает: «В этот же раз старообрядцы пришли к нам сами, они открыто и щедро делились со слушателями музыкой, бережно хранимой и передаваемой из поколения в поколение в течение трех с лишним столетий… Кульминацией выступления Стрельниковского хора явилось исполнение Херувимской песни. Как известно, пение ее вне храма, вне Литургии не допускается, и таковое стало возможным лишь благодаря особому благословению протоиерея отца Александра Берестнева, секретаря Старообрядческой архиепископии. Зал замер, и в этой вдохновенной тишине прозвучало одно из самых святых для каждого православного христианина песнопений. В этом пении нам по-новому открывался смысл Божественного слова: «Всяку ныне житейскую отвержемъ печаль».
Утром того же дня была осуществлена многочасовая запись Стрельниковского хора на Всесоюзной фирме «Мелодия». Сделанные тогда фонограммы вошли в альбом пластинок, выпущенный Старообрядческой Церковью в год 1000-летия принятия христианства на Руси. Эти грамзаписи стали вторыми за всю историю старообрядчества, первым свое пение на пластинку записал в начале XX века Морозовский хор.
24 июля 1988 года женская группа Стрельниковского хора под управлением Н.Я. Сергеевой выступала на «Вечере духовных песнопений» в честь 1000-летия Крещения Руси и возведения в сан митрополита Московского и Всея Руси главы Русской православной старообрядческой церкви архиепископа Алимпия в кафедральном Покровском соборе на Рогожском кладбище в Москве. Этот концерт заложил основу вечеров духовного пения на Рогожском в праздник святых жен-мироносиц.
Среди лучших певцов Стрельниковского хора необходимо назвать выпускников певческой школы, которые пронесли свои знания и любовь к знаменному пению через всю жизнь: это головщик правого клироса Иван Алексеевич Сергеев, знаток церковного устава и знаменного пения Антонина Николаевна Задворнова, Анастасия Ивановна Чупракова, Леонид Николаевич Матвеев. Иван Алексеевич был руководителем хора с 1970 по 1989 год, когда его усилиями в Костроме открылся старообрядческий приход, в котором он и пел до своей кончины в 1990 году Антонина Николаевна Задворнова выполняя духовное завещание матушки Валерии, щедро делилась своим опытом, оставив после себя много учеников.
Стрельниковская певческая традиция — плод целенаправленной и кропотливой работы настоятеля прихода протоиерея Григория Лакомкина. Вместе со школой он фактически создал новую культуру, представлявшую собой синтез древних певческих традиций и лучших достижений хоровой культуры того времени. Для о. Григория это был единственный возможный путь существования старообрядческого церковного пения, без риска его превращения в музейную экзотику. Жизнь подтвердила правильность его выбора. Не подвергая критике пение стариков в местных молельных, будущий владыка Геронтий предпочел воспитать новое поколение учителей и певчих. Он приглашал в школу лучших певцов и головщиков, которые делились своим опытом и советами. Так, по благословению владыки в Стрельниково приезжал знаменитый петербургский протодиакон Харлампий Марков. Одной из главных задач при подготовке певчих было стремление к благородству исполнительской манеры. Именно она стала визитной карточкой стрельниковцев.
Исполнительский стиль Стрельниковского хора — это самобытная культура, созданная на основе певческих традиций Рогожского кладбища в Москве. Сами певцы считали звучание своего хора наиболее близким к манере белокриницких хоров северной столицы. В целом, стрельниковское пение служит образцом российской старообрядческой певческой традиции (по классификации Н.Г. Денисова). Прежде всего для него характерна почти академическая манера звукоизвлечения — результат работы по постановке голосов в стрельниковской школе. Пение хора отличается сдержанностью, плавностью, мягкостью, особой утонченностью. Голоса звучат слитно, ровно (выделяться из общего ансамбля в хоре всегда считалось грубой ошибкой), приглушенно, бархатно. Женский хор поет в характерной для Севера манере звукоизвлечения: высоко, резко. В смешанном составе женские голоса опираются на мощные мужские тембры. Общий темп исполнения песнопений медленный по сравнению с большинством приходов российской традиции. В пении используется специфический прием «выдержек»: некоторые фрагменты текста выделяются остановкой движения (ферматой), что создает дополнительные смысловые акценты. Результатом высокого профессионализма певчих является строгий унисон. Регистр пения высокий, дыхание цепное.
Одним из главных принципов стрельниковцев всегда были повышенное внимание к литургическому слову и как следствие — безупречная дикция. Распев одного слога всегда звучит плавно, согласные же на границе слогов четко отделены друг от друга. Исполнение песнопений глубоко осмысленно. Для участников хора пение — прежде всего молитва и служение Богу.
Руководство хором всегда осуществлялось указкой. Все певцы в совершенстве владели знаменной нотацией. Основными певческими источниками в общине в XX веке служили книги калашниковского издания[2]. Богослужебный репертуар исполнялся по книгам, на глас и по устной версии («напевке»). В него входили песнопения знаменного, демественного, столпового роспевов, иргизского напева.
К сожалению, в конце XX века в Стрельникове начался процесс угасания богослужебной певческой культуры.
[1] Белокриницкая иерархия, или белокриницкое согласие — условное наименование Русской православной старообрядческой Церкви (до 1988 г. — Древлеправославной Церкви Христовой), данное по названию села Белая Криница на Буковине (ныне Черновицкая обл. Украины), где в 1846 г. в полноте трех священных чинов старообрядцами была восстановлена церковная иерархия. См. об этом: Старообрядчество: лица, предметы, события и символы: Опыт энциклопедического словаря / Сост. С.Г. Вургафт, И.А. Ушаков. М., 1996. С. 44–47.
[2] Лазарь Филиппович Калашников — старообрядец белокриницкого согласия, книгоиздатель, знаток знаменного пения, редактор журнала «Церковное пение», автор статей и пособий «Азбука церковного знаменного пения», «Азбука демественного пения», «Октай и азбука церковного знаменного пения». В 1908 году издательство Л.Ф. Калашникова «Знаменное пение» начало массовый выпуск старообрядческих певческих печатных книг и учебных пособий, которые получили широкое распространение в старообрядчестве.
Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Смотрите также