Заговоры и народные молитвы в традиционной культуре Гороховецкого района Владимирской области
Этнос: РусскиеКонфессия: Православие, старообрядчествоЯзык: русский, восточные среднерусские окающие говоры, Владимирско-Поволжская группа
Хранителями традиции заговоров могли быть не только профессиональные знахари — обычные люди также владели определенным минимумом знаний в этой сфере (необходимых для простейших лечебных приемов или хозяйственных ситуаций). Люди и сегодня прибегают к помощи заговоров в повседневной жизни. Это различные области хозяйства (работа в огороде, уход за скотом), любовные заговоры, лечение болезней. Значительное место в репертуаре местных жителей занимают обереги-молитвы.
Большинство современных заговорных текстов отличается краткостью: есть лишь молитвенное вступление, одна-две центральные формулы, завершающая формула «зааминивания». Иногда магические действия сопровождаются одной лаконичной формулой. Следует отметить постепенное оскудение набора традиционных образов-символов, составляющих смысловую основу заговорных текстов. Владимирско-нижегородское пограничье никогда не считалось исследователями территорией, богатой заговорно-заклинательными текстами, и в конце XX века положение не изменилось. Ситуация осложняется тем, что начиная с 1990-х годов в местную традицию стали активно проникать тексты, заимствованные из массовых популярных изданий заговоров. Тексты, записанные экспедицией ГРЦРФ в Гороховецком районе, сообщены в основном не специалистами-знахарями, а обычными людей. Знание простейших лечебных заговоров: от кровотечения, от зубной боли, ломоты в костях, рожи, грыжи, ячменя, детских болезней — по сей день считается необходимым.
Значительное место в репертуаре гороховецких жителей занимают так называемые народные молитвы. Они тесно связаны с заговорными текстами и по форме, и по своему назначению. Народное отношение к заговорам всегда отличалось от церковного: заговоры, как правило, именовали молитвами; отдельные канонические формулы («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас»; «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас», «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и во веки веков», «Подай, Господи») включались в тексты заговоров как один из обязательных элементов их композиции; некоторые заговоры и обереги, по сути, имитировали канонические молитвенные тексты. Часто магические действия сопровождались текстами таких известных молитв, как Иисусова молитва, Трисвятое, Живые в помощи, Да воскреснет Бог. Однако наибольший авторитет в этом плане снискала молитва «Богородице, Дево, радуйся»: ею сопровождается традиционное лечение бородавок, умывание ребенка от сглаза. Многие жители Гороховецкого района большое значение придают именно таким формам магической практики. В их тетрадях немало текстов-молитв, в том числе с популярным мотивом «святые на страже». Среди этих же записей обнаружены тексты апокрифического сказания «Сон Богородицы», широко распространенного как в Нижегородской, так и в прилегающих к ней районах Владимирской области. Обычно этот сюжет, оформленный в виде сказания или духовного стиха, воспринимается как оберег. Однако, как свидетельствуют местные жители, они чаще используют его в качестве душеполезного чтения.
Тексты, записанные на рубеже XX–XXI веков в Гороховецком крае, показывают, как местная заговорно-заклинательная традиция тяготеет к примирению материального и духовного, внешнего и внутреннего миров человека, находясь в постоянном взаимодействии с двумя весьма различными по смысловому наполнению пластами этнической культуры — народной медициной и народной религиозностью.
Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.