Творческое наследие фольклорного ансамбля «Дубравушка» из села Глуховка Алексеевского района Белгородской области
Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: русский, южно-русское наречие
Этнографический фольклорный ансамбль «Дубравушка» села Глуховка Алексеевского района Белгородской области — один из самых выдающихся творческих коллективов области, который в 2013 году отметил свое 30-летие.
Село Глуховка Алексеевского района находится на востоке Белгородской области. Первое упоминание о нем относятся к 1708 году. Село основано поселенцами-однодворцами, а также служилыми людьми с так называемой Белгородской черты, сооруженной в первой половине ХVII века. Ранее Глуховка входила в состав Бирюченского уезда Воронежской губернии, который в 1928 году был переименован в Алексеевский район, а с 1954 года перешел во вновь образованную Белгородскую область. В XIX веке через село проходила почтовая дорога Бирюч-Острогожск.
В 1801 году население Глуховки насчитывало 468 жителей, а в 1859 году их количество достигло 772 человек. В наше время в селе проживает около более 900 человек.
Исполнительский стиль села Глуховка относится к южнорусской песенной культуре и входит в ядро локальной фольклорной традиции воронежско-белгородского пограничья. Для местного певческого стиля характерны такие черты, как красочное многоголосие, открытая подача звука с насыщенной вибрацией, богатство тембральных красок, высокий уровень вокального исполнительского мастерства. Ярким признаком фольклорной традиции этих земель является также энергичная пляска — пересек в карагодных песнях.
Этнографический фольклорный ансамбль «Дубравушка» села Глуховка Алексеевского района — один из ярких представителей этой самобытной песенной культуры. Многие участники ныне действующего коллектива пришли в него еще в 1983 году, когда он был создан по инициативе директора сельского Дома культуры Николая Алексеевича Веретенникова. Это Вера Петровна Ляхова, которая уже более 25 лет является руководителем коллектива, Наталья Петровна Порохня, Мария Васильевна Валуйских, Наталья Митрофановна Позднякова, Зоя Семеновна Мазур. Все участники — уроженцы Алексеевского района, и исполняемые ими песни переняты от старшего поколения народных певцов. Важно отметить, что село Глуховка находится в окружении «поющих» сел, названия которых широко известны любителям традиционной музыкальной культуры — Афанасьевка, Подсереднее, Иловка, Казацкое, Репенка. Эту традицию иногда именуют усёрдской (по названию некогда существовавшего города-крепости на Белгородской черте).
Во всех селах алексеевского «песенного куста» всегда существовала высокая культура общинного и семейного пения: с самого детства пели на праздницах (так называют престольные дни, в Глуховке это Михайлов день, 21 ноября), а также на свадьбах и гуляньях, на которые было принято надевать традиционные костюмы: поневы (домотканые юбки в клетку) с вышивкой ковровым настилом по подолу и полотнищам шерстяными нитями ярко-красного цвета; рубахи, сшитые из выбеленного конопляного полотна и расшитые черными нитками в технике счетная гладь геометрическими орнаментами; завески (передники); подпояски (кушаки). Ценились рубахи и завески, сшитые из покупной ткани малинового оттенка (атласа или шелка) и украшенные тесьмой, так как на их изготовление тратились деньги. Особую торжественность женскому костюму придавали головные уборы — сороки и нагрудные украшения — грибатки, вышитые золотой нитью. Техника возобновления женского головного убора и грибаток до сих пор живет в селе. Девушки носили черные сарафаны из шерстяной домотканины трапециевидного кроя. В наше время во многих домах глуховцев можно увидеть свадебные фотографии, сделанные в 70-е годы XX века, где жених и невеста запечатлены в фольклорных костюмах. Обязательное Переодевание в старинный костюм на второй день свадьбы считалось в Глуховке обязательным вплоть до середины 1970-х годов.
На праздницы местные жители собирались уличными артелями к так называемому пятачку. Пока шли — стягивали протяжные песни, а когда играли плясовые, то били пересек — одновременно два или три разных ритма, которые исполнители выбивали ногами. Именно на таких праздниках песельницы села Глуховка с детства впитывали звучание песен от старшего поколения.
В селе Глуховка записаны образцы всех песенных жанров, характерных для традиции воронежско-белгородского пограничья. В равном количестве представлены протяжные и свадебные песни (в основном величальные — «У утушки, у серенькой короткие ножки», «У голубя, у сизого золотая голова»). Большинство песен свадебного цикла не имеет строгой приуроченности к конкретным обрядовым действиям. Исключение составляют песни, сопровождающие обряд повивания (изменения причёски молодухи и надевания на неё женского головного убора): «Затрубили трубушки», «Ой, на хате зелье». В целом свадебный репертуар в настоящее время сохраняется лишь частично в силу того, что сам старинный обряд утратил свою актуальность. Хороводные и плясовые песни села в основном приурочены к гуляниям и обрядовым действиям троицкой недели.
Календарные песни в репертуаре ансамбля сохранились лишь единично, что по-видимому связано с утратой мифологического сознания и изменения самого земледельческого труда. Это зимние поздравительные песни «Ой, калёда! С-под лесом, лесом» (под Рождество) и «Авсень» (под старый Новый год).
Особую ценность и для местных знатоков песенного искусства, и для учёных представляют протяжные песни, для которых характерны словообрывы, структурные вставки, повторы отдельных слов, ритмическая и мелодическая орнаментация, выделенные запевы, повторяющие заключительные разделы предыдущих строф. В сравнении со звучанием протяжных песен близлежащих сел (Афанасьевка, Иловка, Подсереднее), «глуховское» исполнение отличается вокальной культурой, приближенной в своей основе к хоровой (недаром сельские ансамбли в этих краях долгое время назывались хорами). И хотя фактура музыкальной ткани «глуховского» репертуара протяжных песен тяготеет к «вертикальному» гармоническому многоголосию, она выделяется особой протяжностью звука, слитностью, кантиленностью, большим объемом музыкальных фраз, для пропевания которых требуется использование широкого певческого дыхания. Примером может служить местная песня «У вершине».
«Эх, да вот (ы) как у на. а-ё-с (ы) было, ох (ы), у верши…
Ох, вершиня… да, е-е-ё-хы, ох (ы), хо… хорошо…а-о-ли,
Хорошо там (ы) бы…ло, ох (ы), там да было…»
Ох, вершиня… да, е-е-ё-хы, ох (ы), хо… хорошо…а-о-ли,
Хорошо там (ы) бы…ло, ох (ы), там да было…»
Другой популярный жанр — плясовые и хороводные песни, которые здесь называют карагодными. Среди них особую известность приобрели песни «Я взойду, взойду, на круту гору», «Ой, полно-полно, тебе миленький гулять». А уж «глуховскую» «Федору» («У наших воротьев») знают и «играют», пожалуй, на всех фольклорных праздниках России.
Отличительная особенность местных карагодных песен заключается в их напевах, которые, как правило, представляют собой чередование двух созвучий (чаще всего — трезвучий) и исполняются с пляской — пересеком. В результате всевозможных ритмических вариаций рождается своеобразный аккомпанемент, сопровождающий и дополняющий музыкальную ткань плясовой песни.
Необходимо отметить отличительные особенности исполнительского вокального искусства глуховских певцов: мягкость исполнения, спетость голосов, чувство ансамбля, взаимозаменяемость. Связано это, прежде всего, с тем, что основной состав коллектива сохранился со времени его основания до настоящего времени. Однако, к сожалению, в звучании современного ансамбля произошли изменения, вызванные агрессией массовой и эстрадной культуры, навязываемой радио и телевидением. Значительно сократился набор специфических вокальных приемов, несколько изменилась манера исполнения. Но, несмотря на это, в коллективе живы традиционные интонации, сохраняется местный репертуар, костюм, речь…
Значимость фольклорного ансамбля «Дубравушка» села Глуховка Алексеевского района Белгородской области в деле сохранения традиционной культуры России несомненна. На протяжении многих лет коллектив использует различные формы бытования фольклорной традиции — от бытовых до сценических. Он востребован и пользуется постоянным интересом со стороны исследователей и популяризаторов народной традиционной культуры, которые постоянно приглашают ансамбль для участия в различных творческих программах. В творческом активе глуховских певиц — неоднократное участие в фольклорных фестивалях, проходящих на Воронежской земле, — «На Троицу» (с. Хохол, с. Новая Усмань), «На Казанскую», Рождественском фольклорном фестивале «У нас празднички, да все Святочки!» (Воронеж); осуществление цифровых стационарных записей, выпуск компакт-дисков, куда вошли 9 песен села: «Хороша наша деревня» (2006), «Звени, звени, подсолнечная песня» (2013) и др.
Коллективу присвоено почетное звание народного (2001), он стал лауреатом многочисленных всероссийских смотров и конкурсов. На его базе существует детский фольклорный ансамбль, с которым занимаются певицы старшего поколения, тем самым обеспечивается преемственность местной песенной культуры. Наше время, к сожалению, не дает гарантии, что дети, с которыми проводится такая важная работа, останутся в селе, но то, что они навсегда сохранят в своей памяти и сердце любовь к своей малой родине благодаря традиционной песне, благодаря общению с настоящими носителями культуры народной — несомненно!
О любви глуховских уроженцев к своему селу можно судить по некоторым фактам его истории. Во время Великой Отечественной войны в сельский деревянный храм, построенный в XIX веке во имя архангела Михаила, попал оружейный снаряд, и здание было сильно повреждено. Немецкие оккупанты, стоявшие в селе, разобрали его. Спустя десятилетия глуховцы, уехавшие по разным причинам из села, но в душах и сердцах хранящие верность памяти своих предков, собрали денежные средства и дали начало восстановлению храма, который был заново построен и освящен в 2012 году.
Песни села Глуховка звучат в исполнении многочисленных фольклорных коллективов страны, они включены в учебные программы музыкальных колледжей, училищ и вузов.
Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.