Традиция лирических песен у вятских мари
Этнос: МарийцыКонфессия: Православие, частично – язычествоЯзык: Марийский язык, луго-восточный диалект
Вятские марийцы — одна из локальных групп луговых мари, проживающая за пределами Республики Марий Эл, на юго-востоке Кировской области. В ранних литературных источниках эта диалектная группа марийского народа, отличающаяся от других своими песнями, танцами, костюмами, известна под названием кировские мари. Основанием для выделения вятских мари в отдельную локальную группу послужили также особенности их говора (луго-восточный диалект марийского языка) и пения, характеризующегося специфическими вокальными техниками и многоголосием. Кировские мари разделены на несколько ареальных групп, живущих в компактно расположенных деревнях и селах.
Ядро песенной традиции вятских мари составляют лирические песни, распространенные на всей территории их проживания — в Кильмезском, Вятско-Полянском, Малмыжском, Уржумском, Лебяжском районах Кировской области. Они принадлежат к раннему историко-стилевому пласту и представлены «песнями о го́ре» (ойга́н му́ро), «песнями пожилых людей» (со́ҥго е́ҥын му́рышт), «праздничными песнями» (пайре́м му́ро), «длинными песенными мелодиями» (кужу́ му́ро сем), «короткими песенными мелодиями» (кӱ́чык му́ро сем), «плясовыми песенными мелодиями» (ку́штымо му́ро се́м). В настоящее время репертуар песенной лирики значительно пополнился. В разряд лирических песен, исполняемых в любых обстоятельствах, перешли покосные (шу́до со́лмо) и рекрутские (ре́крут му́ро) песни, утратившие свои первоначальные функции из-за того, что обряды, с которыми они были связаны, потеряли актуальность.
Экспедиционные наблюдения свидетельствуют, что в настоящее время лирические песни наиболее популярны и доминируют над всеми остальными жанрами в песенной традиции вятских мари. Они исполняются в различное время года: во время календарных и семейно-обрядовых праздников, обрядов гостевания и могут звучать как на улице, так и в помещении.
Универсальным для традиции вятских мари оказался праздничный напев, на который исполняются различные поэтические тексты.
Он распространен на всей территории проживания вятских мари. Помимо обрядов гостевания он звучит на свадьбах, поминках, во время семейных праздников. Приуроченность данного напева к различным обстоятельствам объясняется тем, что во всех обрядах, где исполняются песни на эту мелодию, присутствует элемент гостевания.
Лирические песни устойчиво сохранились среди представителей старшего и среднего поколения. В молодежной среде наибольшее распространение получили песни позднего историко-стилевого пласта — такма́к (частушки).
Сельские певцы часто обозначают лирические песни не как му́ро (песня), а термином му́ро се́м (песенная мелодия), на которую поются тексты разного содержания. Примечательно, что каждая деревня или группа близлежащих деревень имеет свой характерный напев, например, «Ро́й му́ро се́м» (песенная мелодия дер. Рой), «Кома́ ве́л се́м» (песенная мелодия стороны Кома). Народные исполнители осознают особенность каждой песни по напеву: они спокойно определяют, к какой деревне принадлежит тот или иной напев.
В настоящее время лирические песни бытуют как в женском, так и в мужском исполнении. Однако традиционной формой исполнения песенной лирики вятских мари является смешанное, коллективное ансамблевое пение. При совместном пении роль запевалы всегда отводится мужчине. Женщины «подхватывают» напев либо на этой же высоте, либо терцией выше. При сугубо женском исполнении лирических песен, функцию запевалы берет на себя певица с низким голосом, остальные либо дублируют ее, либо ведут верхнюю мелодическую линию. В обоих случаях возникает гетерофонный склад многоголосной фактуры, свойственный песенной традиции вятских мари.
Кроме ансамблевого музицирования, практикуется и сольное пение. По свидетельству информантов, «песни о го́ре» (ойга́н му́ро) и «песни пожилых людей» (то́сто е́ҥын му́рышт) исполняются только сольно.
Поэтические тексты лирических песен имеют строфическое строение, но в них отсутствует сюжетная канва. Каждая строфа — это самостоятельный завершенный текст. Строфы-картинки сменяют друг друга, и каждая из них, в сущности, представляет собой отдельную песню. Если тематика свадебных и рекрутских песен обусловлена ситуацией и обрядовым контекстом их исполнения, то «песни пожилых людей», молодежные, короткие и длинные песни могут иметь весьма разнообразное содержание. Средством объединения строф внутри одной лирической песни может выступать определенная тема, выбранная конкретным исполнителем, как в следующей рекрутской песне:
Только для того трава во дворе,
Чтоб посидеть да отдохнуть.
Только для того отцовский дом,
Чтоб родиться да вырасти.
Чтоб посидеть да отдохнуть.
Только для того отцовский дом,
Чтоб родиться да вырасти.
Только сегодня поём,
Только сегодня свистим,
Только сегодня делаем то,
На что потом не будет нашей воли.
Только сегодня свистим,
Только сегодня делаем то,
На что потом не будет нашей воли.
Однако чаще последовательность строф в лирических песнях диктуется свободной сменой мыслей. Очень часто поэтический текст песни состоит из нескольких строф, не связанных друг с другом по содержанию. Поэтическая композиция песни, таким образом, складывается из определенного набора кратких мотивов, которые «нанизываются» друг на друга:
Что случится, если споём?
Что случиться, если посвистим?
Если поговорим и посмеёмся,
Что, дружочек, случится?
Что случиться, если посвистим?
Если поговорим и посмеёмся,
Что, дружочек, случится?
И родилась не дурочкой,
И выросла не дурочкой.
Пить вино да задаваться
Меня дружочек научил.
И выросла не дурочкой.
Пить вино да задаваться
Меня дружочек научил.
В лирических песнях вятских мари на первый план выступают чувства поющего, вызванные тем или иным событием или действием. Так, песни о любви, несчастной доле исполняются всегда от первого лица. Местоимение «мы» в лирических песнях звучит в философских размышлениях о жизни. Местоимение «ты» используется при обращении к любимому или подруге:
Думала, поёт кто-то,
Это ветер дует.
Думала, моим станешь,
А ты другую любишь.
Это ветер дует.
Думала, моим станешь,
А ты другую любишь.
Поэтическая строфа лирических вятских песен обычно состоит из двух частей: в первой содержатся образы окружающей природы, а во второй — они сопоставляются с внутренними переживаниями и настроением поющего:
В стойле жеребёнок стоит,
Наверху Бог гремит.
Жеребёнок родился с гривой,
А я родилась несчастной.
Наверху Бог гремит.
Жеребёнок родился с гривой,
А я родилась несчастной.
В поэтических текстах песен наиболее распространены мотивы, связанные с размышлениями о жизненных ценностях, переживаниями, жалобами, тоской, одиночеством, с отсутствием взаимности, разлукой, попытками наладить отношения. Но некоторые поэтические тексты можно определить, как внеличностные: в них выражены общинное сознание и коллективный жизненный опыт:
Весело, когда весело
На лугах во время сенокоса.
На лугах во время сенокоса
Во время молодости.
На лугах во время сенокоса.
На лугах во время сенокоса
Во время молодости.
Особенность текстов молодежной лирики (песни такмак) — в их добром, смешливом и жизнерадостном содержании. Такмак сопровождает молодёжные гулянья, где царит атмосфера веселья и не обходится без плясок:
Ох, капуста, капуста
Тебе я листья оборву
Пока ты будешь оглядываться,
Друга твоего уведу.
Тебе я листья оборву
Пока ты будешь оглядываться,
Друга твоего уведу.
Доминирующая роль мелодии в лирических песнях вятских мари выражается в незакрепленности текстов за одним напевом, что является характерной особенностью лирических песен не только всей марийской традиции, но и других финно-угорских культур.
По сравнению с другими традициями луговых мари, которым свойственно коллективное унисонные пение, песенный музыкальный стиль вятских мари представляет собой особое явление. Он характеризуется специфическим тембром и звукоизвлечением, способами произнесения слов в пении, во многом обусловленными свойствами языкового диалекта, архаичными мелодическими формами, гетерофонной многоголосной фактурой, вокальной тесситурой (высотой звучания). Мастера (чаще это люди старшего возраста) хранят в своей памяти традицию исполнения лирических песен, выражающуюся в умении использовать голосовые регистры, варьировать напев, «утаивать» текст.
«Игра» со словом или «утаивание» части поэтического текста — одна из специфических особенностей исполнения лирических песен. «Умалчиваемыми», как правило, являются начальные слоги или слова первого и третьего стихов строфы. Масштабы этих «утаиваемых» частей могут варьироваться от одного слога до полустишия. Одним из существенных условий для возникновения такой формы исполнения является наличие аккомпанемента (гармошечного наигрыша), сопровождающего пение (видеопример 04). Благодаря инструментальному проигрышу сохраняются временные пропорции песенной строфы даже при отсутствии части пропеваемого текста. Лирические песни вятских мари — результат коллективного творчества, при котором каждый выполняет свои функции в соответствии с голосовыми возможностями. В силу этого подобную «игру со словом» можно объяснить и как вынужденную, обусловленную отсутствием запевалы с высоким голосом или неудобством высокой тесситуры для поющих.
Напевы лирических песен имеют довольно широкий диапазон (октава, нона, децима). Отличительная особенность звукорядов вятских лирических песен заключается в их нестабильности, проявляющейся в том, что во время исполнения песен некоторые звуки то появляются, то исчезают. Условно их можно назвать «блуждающими». Именно поэтому каждая строфа песни может иметь свою версию звукоряда с постоянной конечной опорой на нижнем тоне. Такая самостоятельность звукорядов — подтверждение тому, что каждая четырехстиховая строфа — это отдельная песня.
Для вятских песен характерны небольшие распевы слогов на двух-трех звуках, огласовка согласных звуков. Развитие мелодии подчиняется общему принципу нисходящего движения, который иногда проявляется в противопоставлении верхнего яруса мелодии нижнему. Начинаясь с вершины-источника, мелодия постепенно опускается к конечному нижнему звуку диапазона. При этом опорные звуки мелодических оборотов, следующих друг за другом, образуют интонационный «стержень» мелодии. На заключительном звуке напева, имеющем довольно долгую длительность, часто образуются сложные гетерофонные звукосочетания.
Лирические песни вятских мари выделяются и в ладовом отношении. В отличие от ангемитонных и гемитонных ладовых форм, характерных для песенных традиций сернурской, моркинской, медведевской локальных групп луговых мари, основу вятских песен составляют диатонические лады. Лишь незначительная часть напевов выдержана в ангемитонном «ключе». При использовании в одном напеве ангемитонных и диатонических мелодических формул возникают и «смешанные» ладовые образования.
Особый интерес представляет тембровое воплощение лирических песен вятских мари. Известно, что в музыкально-фольклорных традициях тембр является одной из самых устойчивых в историческом и этническом плане характеристик. При исполнении основного массива лирических песен вятские мари используют две тембрально-контрастные зоны — головной и грудной регистры. Во многих напевах звучанием головного регистра отмечены мелодические обороты, соответствующие первому стиху. Прием сопоставления регистров — один из самых характерных, часто употребляемых певцами, несмотря на то что мелодическая организация напевов позволяет исполнять их в одном регистре. Манера сопоставления регистров проявляется в типичной для традиции вятских мари фактуре коллективного пения. В некоторых строфах регистры четко разделены между собой и не имеют общих звуков, в других случаях один и тот же звук может передаваться красками как головного, так и грудного регистров. Контрастно-регистровыми могут представать не только нижний и верхний отрезки диапазона, но и отдельные звуки. При одновременном звучании головного и грудного регистров возникает своеобразное регистровое двухголосие (видеопример 03).
В настоящее время доминирующей в культуре вятских мари является традиция исполнения лирических песен в сопровождении инструмента, чаще всего гармони. При исполнении песен под гармошечный наигрыш наблюдается интересная особенность: певицы начинают петь не с начала строфы, а немного «запаздывая» (они могут вступать либо в середине первого слова, либо в середине стиха), из-за чего пропевание строфы поэтического текста занимает меньше времени, чем сам наигрыш, имеющий «квадратное» строение. Примечательно, что «утаивание» части стиха происходит только тогда, когда есть инструментальное сопровождение. Принцип вступления с запаздыванием имеет свое обозначение в народной терминологии — вара́ш ко́дын мура́ш (букв. «петь запаздывая»). Такое явление можно объяснить отсутствием, во-первых, инструментальных проигрышей между строфами, во время которых певица может передохнуть и «заготовить» текст следующей строфы, а во-вторых, отсутствием запевалы, который, озвучивая начальные слова, дает возможность перевести дух остальным певицам. Если же лирические песни поются без аккомпанемента, то все слова произносятся полностью.
Лирические песни вятских мари зафиксированы в традиционных формах бытования. Они не утратили своей актуальности и составляют важную часть современной жизни носителей культуры. Сегодня бытуют территориальные и семейные коллективы, которые бережно хранят и пропагандируют традицию исполнительства лирических песен вятских мари.
Необходимо отметить, что лирические песни активно бытуют и среди марийцев-переселенцев. Так, во время экспедиций в места компактного проживания диаспор вятских марийцев в Сегежском и Костомукшском районах Республики Карелии нам также удалось записать образцы лирических песен.
Находясь за пределами основной этнической территории, вятские мари не утратили национального самосознания. Об этом свидетельствует язык, бытующий не только среди людей старшего поколения, но даже среди молодёжи; музыка, звучащая на праздниках, гуляньях и входящая в репертуар местных фольклорных коллективов. Традиция исполнения лирических песен сохраняется благодаря деятельности фольклорных ансамблей: «Кӱльмӱ́ж мари́» («Кильмезские мари́»), «Мари́й се́м» («Марийские мелодии»), «Изи́ пама́ш» («Маленький родник»), «Ӱжара́» («заря»), «Ош пеле́дыш» («Белый цветок»), «Пеле́дыш» («Цветок»), действующих при районных этнокультурных центрах и домах культуры в местах компактного проживания вятских мари в Кировской области. Большая работа по пропаганде и развитию культуры вятских мари осуществляется региональными общественными организациями.
В июле 2015 года в рамках праздника «Вятский лапоть» была проведена научно-практическая конференция «Проблемы развития и сохранения традиционной культуры мари». Кроме представителей марийской интеллигенции на конференции выступили различные фольклорные коллективы. Видеоматериалы выступлений выложены в приложении.
Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.