Весенние хороводные «люлеишные» песни хутора Яминского Алексеевского района Волгоградской области
Как известно, жанры земледельческого календарного цикла у донских казаков представлены фрагментарно. О наличие целостной системы годовых праздников и связанных с ними обрядовых практик судить сложно. Записи, сделанные в течении XX и в начале XXI веков, позволяют говорить о существовании таких ритуальных комплексов как святочный, пасхальный, троицкий и покровский. Можно предположить, что в хуторе Яминский пасхальный и троицкий циклы объединялись гуляниями с «люлеишными» песнями, которые начинали «играть» на Красную горку, а заканчивали на Троицу. Красную горку в хуторе называют «люлейка». Таким образом, местные весенние хороводные песни берут на себя функцию обозначения весеннего сезона, и их можно отнести к календарным троицким хороводам, которые в русских западных традициях оформляют троицко-купальский обрядовый комплекс.
«Люлейками» или «люлеишными» в хуторе Яминский называют песни с рефреном (припевом) «ой, люли, люли», однако народные исполнители употребляют и иные термины: «Как под грушею» («тяговая»), «Красные девочки танцы заводили» («круговая»), «Как под яблонькой» («люлеишная»), «Собирались девки в гурьбу» («карагодная»), «Кавалерик молодой» (игровая хороводная). Однако песни объединяются не только терминологически, но и функционально. Местные жители указывают на продуцирующую функцию этих музыкально-поэтических текстов: «как люлейку споешь, так и дождик пойдет» (Н.В. Дудкина, экспедиция 2014 года). Поэтические тексты песен наполнены брачными мотивами и семантикой плодородия.
«Собирались девки в гурьбу,
Люли, люли, девки в гурьбу.
Посеяли девки лён,
Посеямши — палоли,
Белы ручки кололи.
Одна девка не полит
Белы ручки не колит.
Откель взялся конь ярской,
Секеть камень копытом.
В этом камне огню нет —
В моем муже правды нет.
Чужой жене — сапожки,
Своей жене — лаптюшки
Чужой жене приказал:
«Носи, жена, не жалей!»
Своей жене приказал:
«Носи, жена, береги
По праздничкам годовым,
По субботам рядовым».
Можно предположить, что изначально некоторые из этих песен были обращены к молодоженам первого года. Занимая определенную позицию в календаре, «люлейки» образуют целое действо, оформляя весенние хороводные гуляния, которые информанты также называют — «люлейкой».
Структура хороводных гуляний была выявлена по результатам фольклорно-этнографических экспедиций разных лет (1970, 1973, 1980, 2013, 2014 годов). Данные зафиксированные в экспедициях РАМ им. Гнесиных 2013 и Государственного республиканского центра русского фольклора 2014 годов позволили уточнить этнографическую информацию об обрядовых действиях. Судя по ранним экспедиционным материалам «люлейки» были принадлежностью не только Красной горки. Вполне вероятно, что гуляния начинались на Красную горку и совершались в воскресные дни до Троицы. Еще в записях 70-х годов информанты утверждают, что на Троицу «провожая люлейку, девушки бросали в воду венки и играли до трех раз песню «Ой, тонет, не тонет мой венок» [1].
«Люлейка» — гуляния на Красную горку — начиналась после обеда, как сгонят скотину. Жители собирались группами на двух противоположных сторонах хутора. Накрывали столы, пели песни. Затем с «люлейками» двигались в центр хутора и накрывали общий стол на дороге. «Шли с песнями бабы, в основном вдовушки» (Л.В. Сидорова, экспедиция 2014 года). Можно предположить, что, продвигаясь с хороводными песнями в центр хутора, участники действа совершали ритуальный обход дворов, на что косвенно указывали информанты в экспедиции 2013 года. Данный тип обрядовой практики зафиксирован в западных традициях, откуда мог распространится южнее на Дон.
На общий стол приносили вино, мед, закуску, складывались «по рублю» (Л.В. Сидорова, экспедиция 2014 года). «Круг» стола начинали «играть» (в местной традиции вместо слова «петь» чаще используют понятие «играть», «разыгрывать» песню) «люлеишные» песни (Н.В. Дудкина, экспедиция 2014 года). Шли по кругу в одну сторону, затем по сигналу одной из исполнительниц меняли направление движения. По данным 70-х годов участники карагодов двигались «рука об руку» [1], тогда как современные информанты утверждают, что за руки в карагоде не держались, а двигались по кругу слегка притоптывая. В карагодах участвовали только взрослые мужчины и женщины. Дети и молодежь стояли рядом широким кругом. После исполнения всех «люлеишных» песен, начинали играть «Кавалерик молодой».
«Кавалерик молодой, собой бравый-удалой,
Ой, люли, ой, да люли, собой бравый-удалой.
Собой бравый-удалой, под ним коник вороной.
Ой, люли, ой, да люли, под ним коник вороной.
Под ним коник вороной, весь уборик золотой.
Ой, люли, ой, да люли, весь уборик золотой.
Весь уборик золотой, черна шляпа со пером.
Ой, люли, ой, да люли, черна шляпа со пером.
Черна шляпа со пером, честь он барышне отдал.
Ой, люли, ой, да люли, честь он барышне отдал.
Вы пожалуйте, подружки, на квартиру на мою.
Ой, люли, ой, да люли, на квартиру на мою.
На моей-то на квартире ровно нету никого.
Ой, люли, ой, да люли, ровно нету никого.
Первая и вторая ты, третья верная слуга.
Ой, люли, ой, да люли, третья верная слуга.
Мою верную слугу за наливочкой пошлем.
Ой, люли, ой, да люли, за наливочкой пошлем.
Все напитки разопьем, поцелуемся пойдем.
Ой, люли, ой, да люли, поцелуемся пойдем.
Поцелую я вас до семнадцати раз.
Ой, люли, ой, да люли, до семнадцати раз».
Игровой хоровод «Кавалерик молодой» начинался с движения участников вокруг стола: 1-й куплет — по солнцу, 2-й куплет — против солнца. На словах «черна шляпа со пером» парень одевал шляпу на девушку и брал ее под руку, остальные участники останавливались, образуя большой круг. Пара «молодых» продолжала ходить вокруг стола. На словах «поцелую я вас до семнадцати раз» молодые целовали друг друга. Далее песня начиналась с начала.
После хороводных песен гуляния продолжались пением и танцами под гармонь, балалайку, бубен. «Играли» песни до вечера, «пока коз идти собирать» (Н.В. Дудкина, экспедиция 2014 года). Затем жители с одного края хутора провожали с песнями «другую сторону» (Н.В. Дудкина, экспедиция 2014 года). По рассказам жителей хутора «яйца у нас никогда не катали… дети, молодые девчата — невесты, все стояли вокруг и слухали это…» (Н.В. Дудкина, экспедиция 2014 года).
С музыкальной точки зрения напевы «люлеек» сильно отличаются от других бытовавших здесь песенных жанров. Поются «люлейки» только женщинами громко, напряженным тембром в характерной для календарного обрядового фольклора гетерофонной (вариантной) фактуре. «Люлеишные песни не голосятся (т.е. поются без верхнего голоса — «голосника»), они как хороводные все равно» (Л.В. Сидорова, экспедиция 2014 года).
По данным, полученным в экспедициях 2013 и 2014 годов «люлейку» в соседних населенных пунктах не праздновали: «во всем Алексеевском районе это было только у нас» (Н.В. Дудкина, экспедиция 2014 года). Последний раз праздник «люлейка» отмечался в хуторе Яминский в 2011 году.