Песенная традиция села Иловка Алексеевского района Белгородской области
Первое упоминание о селе Иловка относится к 1708 году, хотя, по предположениям местных краеведов, оно возникло значительно раньше, поскольку еще до строительства так называемой Белгородской черты в середине XVII века, которая на этой территории перекрыла татарскую дорогу — Кальмиусскую сакму — и закрыла путь разбойным нападениям кочевников, в иловском лесу могли оставаться незамеченными небольшие поселения. Служилое население городов-крепостей на Белгородской черте уже к началу XVIII превратилось в крестьян-однодворцев, так как необходимость в сторожевой службе к этому времени отпала.
Однодворцы основали не только Иловку, но и все ближайшие селения: Афанасьевку, Глуховку, Подсереднее. Эти села расположены близко друг от друга, все они в период образования относились к Воронежскому уезду, позднее — к Бирюченскому уезду Воронежской губернии, а в 1954 году в связи с административной реформой были переданы из Воронежской области в Белгородскую. Традиции, обряды, говор, песенный фольклор в этих селах очень близки. Их консолидации способствовал сохранившийся до настоящего времени обычай ходить друг к другу в гости на престольные дни (праздницы). В то же время в каждом селе есть свои отличия и в традиционном костюме, и в обрядовой системе, и в песенном репертуаре, и в исполнительской манере.
Выделенная зона объединена общим типом костюма. Наибольшим богатством отличается женский праздничный костюм. В Иловке, как и в соседних селах, в него входят понева (юбка) в клетку с богатой вышивкой по подолу и полотнищам нитями преимущественно красного цвета, белая конопляная рубаха с прямыми поликами (плечевыми вставками) и вышивкой геометрических орнаментов черными нитями в технике «счетная гладь», завеска (фартук) с таким же орнаментом, как на рубахе; подпояска (широкий кушак), сорока — составной головной убор с налобной шапочкой на твердой основе в форме копытца, декорированной «золотным шитьём»; грибатка — нагрудное украшение. Иловские местные отличия выявляются в декорировании рубах, часто украшенных кружевными вставками-ферботами, вышивке понев с вкраплениями синего и зеленого цветов, образующими полосы в три пальчика, и проч.
Традиционная музыкальная культура Иловки демонстрирует черты локального песенного стиля воронежско-белгородского пограничья: доминирующе положение протяжной широкораспевной песни, обилие хороводных (карагодных, по местной терминологии) песен с пляской пересек, приуроченность некоторых протяжных и хороводных песен к определенным календарным сезонам и праздникам, особые мелодико-фактурные типы хороводных и свадебных песен, высокий уровень импровизации исполнителей.
В певческой традиции села ярко проявляются и признаки южнорусского стиля: открытая яркая подача голоса; использование высоких регистров у мужчин и низких у женщин в совместном пении; влияние стилистики хороводно-плясовых песен, прослеживающееся в корпусе свадебных напевов; двухголосная фактура, в которой основная мелодия представлена гетерофонным пучком нижних голосов.
Песенная традиция села Иловка хорошо известна любителям фольклора, поскольку она представлена в фильмах, на CD дисках, в нотных публикациях и исследованиях, а местный фольклорный ансамбль выступал во многих городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Белгороде.
Открытие для фольклористики иловской песенной традиции состоялось в 1958 году, когда здесь побывала фольклорная экспедиция Московской государственной консерватории под руководством профессора А.В. Рудневой, а в составе группы был В.М. Щуров, впоследствии известнейший фольклорист. Некоторые записанные им в тот период песни были опубликованы в сборнике 1995 года «Песни Усердской стороны». Позже в селе побывали многие фольклористы, в том числе и зарубежные.
В 1950–1960-е годы, как вспоминает В.М. Щуров, в дни больших и малых праздников собирались «широкие улицы», где молодежь пела и плясала, а традиционные песни учили друг от друга. К тому же семьи оставались большими, и первый певческий опыт молодежь получала в семье. Изменение социальных условий жизни, появление телевизоров стало факторами разрушения и угасания коллективной народной памяти. Любители старинных песен стали собираться при клубе.
Песенная традиция сохраняется в селе благодаря местному фольклорному ансамблю, который был организован в 1988 году, а в 1998-м стал называться «Сударушка». Первым руководителем коллектива стала директор клуба Пелагея Федоровна Бугакова. С 1992 по 2005 его возглавляла Лидия Ивановна Кузнецова (1929–2006) — великолепный знаток старины, яркая исполнительница, обладающая качествами лидера. Л.И. Кузнецова и ее младшие сестры Анна Ивановна Рыжих (1931 г. р.) и Мария Ивановна Смехнова (1939 г. р.) составили ядро коллектива, поскольку еще в семье восприняли огромный репертуар старинных песен. Среди других опытных участников коллектива следует отметить Марию Федотовну Бугакову (1936 г. р.), Анну Григорьевну Бакланову (1936 г. р.), Наталью Семеновну Рыжих (1947 г. р.), Екатерину Дмитриевну Стручаеву (1941 г. р.). С 2005 года и до настоящего времени ансамблем руководит Е.Д. Стручаева.
В последние годы в коллектив пришли молодые певцы, а участница ансамбля Татьяна Ивановна Трапезникова организовала детский коллектив-спутник «Здравица», который учится у бабушек старинным песням. По-прежнему все главные события в селе отмечают вместе: иловцы, подсередненцы, афанасьевцы, глуховцы.
Все зафиксированные в Иловке песенные формы есть и в соседних селах. Однако сравнение публикаций ранних иловских записей с записями последних лет, когда сменилось уже не одно поколение поющих, показывает, что песенные образцы преимущественно сохранили свои музыкальные характеристики, тогда как в селах Посереднее и особенно в Афанасьевке изменения напевов очень заметны.
Крайне мало в иловской традиции календарно-обрядовых песенных форм. Единственная сохранившаяся до наших дней календарная песня — колядка «Ой, каледа, с-под лесом, лесом!», которая исполняется многоголосно. Мало и сезонно приуроченных песен, среди них можно отметить троицкую хороводную «Вселиственный мой венок».
Свадебный репертуар насчитывает чуть более 20 песен. Их сюжеты и ритмические формы во многом совпадают с песнями соседних сел. Например, «Затрубили трубушки рано по заре» (во время расплетания косы у невесты), «А что это за богатые за сваты» (при выкупе сундука), «Иванова матушка усю ночку не спала» (утром свадебного дня), «У голубя, у сизого золотая голова» (величальная молодым). Однако иловские напевы отличаются более рельефной мелодией, с одной стороны, и более простой многоголосной фактурой — с другой, часто это гетерофония с эпизодическим расслоением на два голоса.
В системе жанров центральное место занимает широкораспевная протяжная песня. По содержанию это лирические песни с социально-бытовой тематикой («Выходил наш император на парадное крыльцо»), семейно-бытовые («Не по охоте мальчик женился»), любовные («Вот сподкошена, сподвалена стала трава сохнуть»).
Протяжные песни исполняются в двухголосной фактуре, основную мелодию ведут нижние голоса гетерофонным пучком, а верхний подголосок, вьющийся вокруг квинты, всегда исполняет одна певица. При их исполнении каждая певица ритмически и мелодически варьирует основную мелодию. Мастерство импровизации накапливается достаточно медленно, но новые участники коллектива постепенно приобретают эти навыки.
Протяжные песни более позднего стилистического пласта имеют малораспевную форму и характеризуются другим типом многоголосия — двухголосием с подводкой, — где верхний голос является уже не подголоском, а носителем мелодии («Катенька-Катюша, купецкая дочь», «Чего, соловейка, смутен-невесел», «С поля милый да не рано»).
Как и в других селах воронежско-белгородского пограничья, в Иловке много плясовых (карагодных) песен, сопровождающихся энергичной пляской пересек: «В нас по улице удоль», «Как у нашего соседа», «Тут-то нам попити, еще погуляти», «У нас по мосту, мосточку». Пересеком называют пляску, во время которой пляшущие выбивают ногами разный ритмический рисунок, как бы «пересекая» друг друга. Большинство плясовых песен имеют так называемый алилёшный рефрен: «Ох, лёли, лёли, алилей лёли лёли». По темпу иловская пляска не столь быстрая, как в Афанасьевке, но и не такая медленная, как в Подсереднем.
Особо следует сказать об исполнительской манере. Иловское пение отличается от традиций соседних сел прежде всего звукоизвлечением: каждый звук как бы с силой выталкивается из гортани, но при этом слитность исполнения и напевность мелодии сохраняется.
Несмотря на предпринимаемые усилия по сохранению песенной традиции, старинный песенный репертуар всё же сокращается, поскольку, к сожалению, в концертной практике многие песни оказываются невостребованными и вызывают интерес исключительно у фольклористов-собирателей.