Традиционные технологии деревянной резьбы в Селивановском районе Владимирской области
В иной стилистике, но тоже в русле местной традиции работают другие местные резчики: В.Г. и Ю.Г. Платоновы, А.Н. Ерастов из деревни Надеждино, А.А. Малков и А. Бакин из поселка Красная Горбатка, Ю.Е. Сергеев из деревни Кочергино и другие. Они оформляют пропильной резьбой наличники не только старых домов и домов перестроенных, с расширенными, необычными для этих мест окнами, но и каменных зданий общественного характера. Нельзя сказать, что сложная в деталях, фактурная деревянная резьба легко и хорошо воспринимается в сочетании со светлым или красным кирпичом, однако уровень ее исполнения, как правило, очень высок и тонировка (если она используется) выполнена всегда профессионально. Такой тип декоративной резьбы применялся прежде только в интерьере жилых домов, теперь же он оказался вынесенным наружу.
Из мастеров, живущих в самом центре Селивановского района, поселке Красная Горбатка, следует назвать С.Е. Осипова (1960 г. р.) и В.А. Иванова (1949 г. р.). Оба известны как столяры-мебельщики, хорошо владеющие техниками обработки и резьбы по дереву. С.Е. Осипов иногда выполняет довольно крупные заказы. К примеру, именно он создал иконостас в церкви Владимирской иконы Божьей Матери в селе Тучково. Иконостас очень простой, строгий, без излишних украшений, но отличается удачными пропорциями, согласованными с внутренним пространством храма, а главное — тщательностью и мастерством исполнения, чувством материала, который выглядит у мастера дорогим и красивым. Единственное украшение — это тонкие профилировки, которыми он пользуется постоянно и довольно удачно.
Мастерство С.Е. Осипова проявляется и в предметах мебели, и в оформлении филенчатых межкомнатных застекленных дверей в его собственной квартире. Интересно декоративное решение входной двери, где им использованы элементы мелкой пропильной резьбы, наложенной на темный фон контрастно выделенных вставок. О том, что этот мастер владеет еще и техникой глухой рельефной резьбы, свидетельствует оформление вешалки в прихожей дома. Узкая горизонтально положенная доска укреплена мастером на фигурной основе в виде крупных дубовых листьев, которые кажутся целой ветвью. Вместо крючков, — объемные темные желуди.
В.А. Иванов тоже делает добротную и красивую мебель, используя при этом очень традиционные формы. Особенно интересен сделанный им стол на точеных профилированных ножках с фигурно оформленной столешницей.
Хорошие мастера-мебельщики живут в деревне Надеждино. Это А.Н. Ерастов (1960 г. р.) и отец и сын В.Г. и С.В. Платоновы (соответственно 1955 и 1980 г. р.). А.Н. Ерастов и в своей домовой резьбе, и в предметах мебели отдает предпочтение не светлому, как многие другие резчики, а тонированному темному дереву. Он хорошо владеет основными техниками резьбы и широко использует токарные детали, иногда сочетает дерево и декоративные дополнения из плетеной лозы, что выглядит необычно и оригинально. Такое сочетание материалов он использовал, например, при изготовлении угловой полочки в своем доме и полочки у зеркала. В предметах традиционных форм он всегда применяет красивые токарные детали, которые и украшают, и подчеркивают надежность, устойчивость предмета. Это особенно наглядно проявляется в решении его столов — большого круглого и маленького с обычной прямоугольной столешницей, — где сразу обращают на себя внимание точеные фигурные ножки сложной конфигурации. Каждый его предмет имеет свой интересный образ и характер.
Отец и сын Платоновы заслуживают особого внимания не только потому, что они представляют два поколения здешних мастеров, но и потому, что создают вещи разнообразные и интересные в художественном отношении. Традиция не прерывается, оба мастера следуют ей, но каждый при этом проявляет свою индивидуальность, по-своему видит и чувствует форму и материал. В.Г. Платонов делает мебель, ориентируясь и на старинные крестьянские предметы, и на образцы позднеклассицистические, характерные для города и стиля ампир. В этой стилистике выполнены его стулья с красивыми фигурными спинками и резными ножками, и типичный для того времени изящный столик на точеной высокой ножке — подставка для лампы-вазы. Любопытно, что стоящая на столике лампа, также сделанная самим мастером, повторяет бронзовый оригинал, вероятно, увиденный им в усадьбе XIX века или в музее. Она, безусловно, является прекрасным образцом токарного мастерства работы В.Г. Платонова. В другой своей работе — в карнизах для штор — мастер использует элементы древней трехгранновыемчатой и накладной резьбы. Мотив листьев и звезд, выполненных в светлом дереве, выделяется на более темном фоне основы, и это выглядит очень декоративно.
С.В. Платонов увлекается другим видом резьбы — глухой рельефной, так называемой корабельной резьбой, навыки которой он получил от отца и в художественном училище во Владимире. Этот вид резьбы, как известно, был распространен в Гороховецком и Муромском районах. Вполне закономерно, что и селивановские мастера используют эту традицию. Молодой мастер любит сложные растительные орнаментальные построения, хорошо владеет рисунком и чувствует форму, работает свободно и легко. Он пользуется мягкими породами дерева, но выразительностью фактуры они напоминают у него более твердые и дорогие породы. Красива его резьба во фронтонном завершении межкомнатной двери, в оформлении столешницы и ножек большого журнального столика, в накладных пластинах, украшающих подлокотники большого кресла. Особенно тонкой и выразительной в орнаментах кажется его резьба в декоративных композициях на крышках шкатулок, сделанных по типу произведений XVII века. Пропильной резьбой младший Платонов тоже хорошо владеет, применяя ее в резных ажурных накладках с растительными мотивами, но главным его увлечением все-таки является рельефная резьба.
Резной декор интерьера дома Платоновых и резьба в наружном его оформлении дополняется очень интересными, крупными рельефными фигурами львов, укрепленными прямо на заборе со стороны улицы. Они были созданы Платоновым-старшим в технике корабельной резьбы и должны были исполнять роль защитников, стражей этого дома. Даже при первом взгляде на эти крупные эффектные изображения, выделенные еще и красной раскраской, без труда угадываются их истоки. Это и часто встречающиеся изображения львов в знаменитых гороховецких фризах, и еще более древние образы львов в белокаменной резьбе владимиро-суздальских соборов. Удивительно, что эти образы до сих пор остаются традиционными для этих территорий.
Среди селивановских мастеров-мебельщиков и резчиков следует назвать еще два имени. Это Д.И. Смирнов из поселка Волосатая (1932 г. р.) и С.В. Королев (1965 г. р.), приехавший из города Мурома. Д.И. Смирнов занимается в основном домовой пропильной резьбой, но делает и мебель, при этом следуя исключительно старой крестьянской традиции. Интересны в его доме угловая большая скамья для ведер и сделанный им по старинному образцу табурет с резными ножками, украшенными реберчатым рифлением. Еще более раннюю местную традицию оформления мебели претворяет С.В. Королев, изготовивший мебель для беседки в усадьбе Г.И. Бакаева в деревне Большое Угрюмово. В решении скамьи, например, он вместо ножек использует корневища. Решение, которым он в данном случае воспользовался, на самом деле имеет достаточно древнее происхождение и связана с культурами заокских и приокских земель еще в дославянский и раннеславянский периоды. Корневища для большей устойчивости и прочности применяли, например, для опор в постройках свайного типа. Для устойчивости и удобства использовали их и при изготовлении древних прялок и скамей. Свайного типа хозяйственные постройки конца XIX — начала XX века встречаются еще и сейчас в соседнем Муромском районе, откуда родом этот мастер.
Среди резчиков Селивановского района есть и такие, которые делают не только рельефные изображения, но и скульптуру. Из них прежде всего следует отметить мастера С.И. Агеева из села Дуброво. К числу его работ принадлежат резное Распятие, множество скульптурных масок и изображений животных. Маски, напоминающие знаменитые образы белокаменных владимиро-суздальских древних соборов, почитаемых и любимых на Владимирской земле, привлекают внимание многих резчиков, но у Агеева они стали излюбленными предметами, в которых претворяется его мастерство. Лики его старцев очень выразительны, индивидуальны и выполнены с большой искусностью. Дерево, его изобразительные возможности и фактуру, мастер чувствует очень хорошо. Иногда он оставляет дерево светлым, золотистым, иногда тонирует темным или подкрашивает так, что оно становится похожим на мореный дуб — материал, который в Нижегородье когда-то славился как очень дорогой, ценный для инкрустаций. Именно так Агеев тонирует фигуру Христа в созданном им Распятии. Подчеркнуто уплощенно воплощает он напряженное тело умирающего в страданиях Христа, акцентируя глубокими отверстиями места грубых гвоздей, вонзившихся в ладони вытянутых рук и сомкнутых ступней Спасителя. Сам крест мастер тонирует темно-коричневым и покрывает рельефной резьбой, создавая подобие тернового венца над скорбным ликом Христа. Крест как символ мук Спасителя и символ вечно возрождающейся жизни, бессмертия использовался мастером неоднократно в создаваемых им памятниках на местном кладбище. Но Распятие, сохраненное им среди работ, которые он, видимо, считал наиболее удавшимися, особенно выразительно, поражая своей экспрессией и глубиной.
Работой С.И. Агеева является и интересная композиция «Два герба». Это две доски с рельефными изображениями гербов старой и новой России, образующими вместе символическое целое. Вверху — возносящийся двуглавый орел как эмблема Российской империи, внизу — герб новой России с колосьями, перевитыми лентами и восходящим солнцем как эмблема Советского государства. Работа осталась незаконченной, однако она интересна по своему концептуальному замыслу.
Привлекают внимание и созданные С.И. Агеевым две придорожные скульптуры богатырей — крупные деревянные фигуры, поставленные на пути в село Тучково. Они напоминают и древних славянских идолов, и сказочные образы конца XIX — начала XX века, работы С.Т. Коненкова и С.Д. Эрьзи. Обе фигуры выполнены из цельного ствола дерева, обе — с очень выразительными головами воинов в древнерусских шлемах. Лица разные по выражению, с большими глазами, окладистой бородой и усами, с крупным полуоткрытым ртом, словно богатыри говорят что-то людям. Столбообразные, очень обобщенные фигуры покрыты четко выполненной резьбой: в одном случае трехгранновыемчатой, с использованием таких символов, как солярная розетта и крест, в другом — уплощенной рельефной. У одного из богатырей — опущенный вдоль тела меч и, как кажется, княжеские одежды, у второго — некое подобие круглого щита у груди с крупным солярным знаком посередине и тоже опущенный вниз меч. Нужно отдать должное мастерству скульптора, выполнившего эти фигуры. Они, конечно, проихводят сильное впечатление на всех тех, кто их увидел. Как древние русские воины выступают они охранителями и защитниками этой земли, напоминая о героическом прошлом русской государства.