Праздник Казанской иконы Божией Матери в селе Снопот Рогнединского района Брянской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, наречие – южнорусское
Село Снопот находится в устье реки Снопот, в месте ее впадения в Десну. В селе бытует легенда о том, что когда-то по Десне плыли кем-то выброшенные старые иконы, черные от копоти. Одна из икон пристала к берегу у села Снопот. Ее нашла женщина, которая стирала на Десне белье. Внезапно икона в ее руках обновилась — проявился лик Богоматери и младенца. Женщина принесла икону в село, односельчане восприняли ее явление как Божие благословение и построили церковь — сначала деревянную, потом каменную, — куда и поместили эту икону, которую стали почитать как чудотворную.
С тех пор «Казанская» стала престольным праздником в селе Снопот, отмечаемым 21 июля в день обретения Казанской иконы Божией Матери. Церковь была закрыта в 1937 г., а во время Великой Отечественной войны в 1942 г. взорвана по приказу советского командования, чтобы ее колокольня не служила ориентиром для немецкой артиллерии.  

Тем не менее престольный праздник отмечался в селе в течение всего советского периода. В этот день всегда служили молебен около святого колодца, совершали крестный ход к Десне, где также служили молебен, а потом купались в Десне, затем празднование продолжалось по домам местных жителей.

К празднику готовились заранее. За неделю убирали в домах,  перестирывали половики и занавески, белили печь. Специально на «Казанскую» в семьи приезжали дети и внуки.

В день праздника все поднимаются засветло. Все участвующие в празднике приносят с собой свою домашнюю икону (иногда несколько икон) и пустую посуду для освященной воды. Жители в основном пожилого возраста собираются в память о прибытии иконы по воде около местночтимого колодца около 8 утра. Заранее около него вкапывают небольшой столик для молебна. не всегда приезжает к 8 утра.

Моление начинают еще до приезда  священника из ближайшей церкви в пос. Рогнедино с тропаря Казанской иконе Божией Матери:

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: // Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Одна из самых уважаемых в селе женщин, у которой хранились все рукописные записи, относящиеся к празднику, читает акафист Казанской Божьей Матери. Далее пропевается молитва «Марие, Дево Чистая, Пресвятая Богородице, Радуйся Невесто Неневестная», в которой рефрен «Радуйся Невесто Неневестная» поется всеми участниками молебна. Все тропари, кондаки и акафисты во время праздника исполняются на местные напевы.

После водосвятного молебна приехавший батюшка черпает воду из колодца и разливает ее по сосудам всем молящимся. Эта освященная вода почиталась наравне с крещенской и использовалась от недугов и семейных тягот.

Далее совершается крестный ход к Десне с хоругвями и накрытым вышитым полотенцем большим деревенским крестом, которые несут впереди процессии. Ее нарядно одетые участники выстраиваются парами (в 1997 г. в крестном ходе участвовало более 200 человек), держа с двух сторон домашнюю икону. Первыми идут те, у кого домашними являются иконы Божией Матери Казанской. Участники крестного хода проходят под иконами и оказываются в конце процессии, которая постепенно продвигается к реке. Стараются пройти под иконами трижды — «во исцеление души и тела», «на доброе здоровье». На этом этапе к процессии присоединяется все больше и больше участников.

На берегу Десны совершается чин малого освящения воды, после чего все, кто принес иконы, окунают их в реку. В селе Снопот хранится большой деревянный крест. Рассказывают, что его спасли от уничтожения местные жители во время войны, когда немцы начали бомбить село. Крест хранится в доме Зои Васильевны Давыдовой, которая всегда выходит на праздник с этим крестом. После водосвятия крест окунают в реку и окропляют святой водой с него всех участников праздника. Женщины, мужчины, дети целуют крест, с благодарностью принимая благодать.

На праздник приезжает много людей, страдающих различными недугами и немощами. Считается, что если болят ноги, то по течению реки нужно пустить чулки, снятые с ног в праздник, если голова — бросить в реку платок. Вещи выбираются самые лучшие — это дар реке, в благодарность за который она унесет с собой болезнь. Многие умываются или купаются в реке «для очищения и здоровья».

По окончании крестного хода  его участники расходятся по домам, где вместе с родственниками, приехавшими на Казанскую, обедают. Во многих домах поют народные песни.

Празднование Казанской, пользующееся огромной популярностью у местных жителей, было зафиксировано 21 июля 1997 г. экспедицией ИМЛИ РАН. 

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна