Праздник Казанской иконы Божией Матери в селе Снопот Рогнединского района Брянской области
Тем не менее престольный праздник отмечался в селе в течение всего советского периода. В этот день всегда служили молебен около святого колодца, совершали крестный ход к Десне, где также служили молебен, а потом купались в Десне, затем празднование продолжалось по домам местных жителей.
К празднику готовились заранее. За неделю убирали в домах, перестирывали половики и занавески, белили печь. Специально на «Казанскую» в семьи приезжали дети и внуки.
В день праздника все поднимаются засветло. Все участвующие в празднике приносят с собой свою домашнюю икону (иногда несколько икон) и пустую посуду для освященной воды. Жители в основном пожилого возраста собираются в память о прибытии иконы по воде около местночтимого колодца около 8 утра. Заранее около него вкапывают небольшой столик для молебна. не всегда приезжает к 8 утра.
Моление начинают еще до приезда священника из ближайшей церкви в пос. Рогнедино с тропаря Казанской иконе Божией Матери:
Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: // Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.
Одна из самых уважаемых в селе женщин, у которой хранились все рукописные записи, относящиеся к празднику, читает акафист Казанской Божьей Матери. Далее пропевается молитва «Марие, Дево Чистая, Пресвятая Богородице, Радуйся Невесто Неневестная», в которой рефрен «Радуйся Невесто Неневестная» поется всеми участниками молебна. Все тропари, кондаки и акафисты во время праздника исполняются на местные напевы.
После водосвятного молебна приехавший батюшка черпает воду из колодца и разливает ее по сосудам всем молящимся. Эта освященная вода почиталась наравне с крещенской и использовалась от недугов и семейных тягот.
Далее совершается крестный ход к Десне с хоругвями и накрытым вышитым полотенцем большим деревенским крестом, которые несут впереди процессии. Ее нарядно одетые участники выстраиваются парами (в 1997 г. в крестном ходе участвовало более 200 человек), держа с двух сторон домашнюю икону. Первыми идут те, у кого домашними являются иконы Божией Матери Казанской. Участники крестного хода проходят под иконами и оказываются в конце процессии, которая постепенно продвигается к реке. Стараются пройти под иконами трижды — «во исцеление души и тела», «на доброе здоровье». На этом этапе к процессии присоединяется все больше и больше участников.
На берегу Десны совершается чин малого освящения воды, после чего все, кто принес иконы, окунают их в реку. В селе Снопот хранится большой деревянный крест. Рассказывают, что его спасли от уничтожения местные жители во время войны, когда немцы начали бомбить село. Крест хранится в доме Зои Васильевны Давыдовой, которая всегда выходит на праздник с этим крестом. После водосвятия крест окунают в реку и окропляют святой водой с него всех участников праздника. Женщины, мужчины, дети целуют крест, с благодарностью принимая благодать.
На праздник приезжает много людей, страдающих различными недугами и немощами. Считается, что если болят ноги, то по течению реки нужно пустить чулки, снятые с ног в праздник, если голова — бросить в реку платок. Вещи выбираются самые лучшие — это дар реке, в благодарность за который она унесет с собой болезнь. Многие умываются или купаются в реке «для очищения и здоровья».
По окончании крестного хода его участники расходятся по домам, где вместе с родственниками, приехавшими на Казанскую, обедают. Во многих домах поют народные песни.
Празднование Казанской, пользующееся огромной популярностью у местных жителей, было зафиксировано 21 июля 1997 г. экспедицией ИМЛИ РАН.