Святочные хороводы в Глинковском районе Смоленской области
По имеющимся экспедиционным материалам невозможно установить, существовал ли в Глинковском районе определённый сценарий проведения вечеринок. Можно предположить, что исполняемые на них хороводы, танцы и игры достаточно свободно чередовались.
В посёлке Глинка, деревнях Марьино и Белый Холм зимние хороводы образуют достаточно развёрнутый цикл. Среди них можно выделить следующие разновидности:
- хороводы с разыгрыванием сюжета песни, в том числе с выбором пары (Видео 01, 02);
- хороводы без разыгрывания сюжета (Видео 03).
В Глинковском районе традиционными для хороводных песен являются следующие обозначения: святковские, святóчные, колядные. В народной терминологии отразились особенности хореографии некоторых из них: например, песни, под которые ходили по кругу, назывались круговыми; песни с разыгрыванием сюжета называли с примерами.
Судя по имеющимся материалам и содержащимся в них исполнительским комментариям, участники большинства хороводов двигались по кругу («ходили в круг», «по кругу ходили», «кругом ходили»), периодически делая остановки и меняя направление движения. Они могли притопывать и приплясывать как во время движения, так и при остановках. По кругу двигались и по одному, друг за другом, и парами: «Становились в круг по двое, парами, и приплясывали». Ходили, как правило, в довольно быстром темпе, «в такт» песне. Однако известны примеры, когда при том же скором темпе исполнения участники хоровода двигались крайне медленно.
Большая часть глинковских хороводов связана с выбором пары (нескольких пар), что описывается в текстах песен:
В нашем округе есть три молыйца,
Ай рай, ты мой рай, рай зялёный, выбирай![1]
Они шли-пройшли, становилися*[2],
Становилися-соклонилися,
Соклонилися против девушек своих,
Против девушек своих, они брали их за руку.
(Глинковский р-н, Белый Холм)
Хороводные песни с выбором пары зачастую заканчивались поцелуем. По сути, они выполняли функцию «припевания» парней и девушек друг к другу.
Очевидно, что глинковские зимние хороводы имеют брачную направленность, что не случайно. В святочный период повсеместно проходили массовые сватовства, а в следующий за ним мясоед игрались свадьбы. Вечеринки, на которые могла приезжать молодёжь из других деревень, часто служили местом выбора невест. Эту ситуацию воспроизводят тексты хороводных песен:
Ходил-гулял казаченька в девичьем кругу,
Ой лёли лёли лялёшуньки, в девичьем кругу*.
Искал-пытал казаченька невесту себе.
— Ой высмотрю, что увижу, возьму за себя.
Хорошия-пригожая пойдёт за мене.
(Глинковский р-н, Марьино)
В текстах многих глинковских хороводных песен разрабатываются мотивы, так или иначе связанные с замужеством и изменением родственных отношений. В их сюжетах традиционно задействованы молодка и её новые родственники — свекровь, свёкор и муж. Часто эти тексты композиционно оформлены по принципу трёхкратного повторения ситуации, которую разыгрывают участники хоровода:
Пойду-пойду, младёшенька, на улку гуляти,
Ой ли лялёшеньки, на улку гуляти*.
Позабыла, младёшенька, свёкора спроситься.
Я й назад ворочуся — свёкора спрошуся.
— Ай свёкрушка, мой батюшка, пусти погуляти!
Не такой же мой свекрушка, что добрые люди:
Не пускает младёшеньку на улку гуляти.
Пойду-пойду, младёшенька, на улку гуляти,
Позабыла, младёшенька, свекрухи спроситься.
Я й назад ворочуся — свекрови спрошуся.
— Ай сверушка, моя матушка, пусти погуляти!
Не такая ж моя свекрушка, что добрые люди:
Не пускает младёшеньку на улку гуляти.
Пойду-пойду, младёшенька, на улку гуляти,
Позабыла, младёшенька, ў милого спроситься.
Я й назад ворочуся — ў милого спрошуся.
— Ай миленький, хорошенький, пусти погуляти!
Вот такоей мой миленький, что добрые люди:
Ён пускает младёшеньку на улку гуляти.
(Глинковский р-н, Марьино)
Особенно много хороводных песен с примерами в репертуаре марьинских певиц (Аудио 01–03).
Особенностью поэтических текстов большей части глинковских хороводных песен является наличие в них рефрена. Наиболее распространены асемантические рефрены (типа «Ой лёли лёли лялёшуньки»), реже встречаются достаточно развёрнутые, смыслонесущие рефрены: «В саду мята, рожь не жата, некошёная трава», «Хлеб тестен, картошка сыра, без начинки пироги», «Шуба рвана, без кармана, без подбору сапоги» и «Ой сад-виноград, зялёныя роща. Ай, кто виноват: жена или тёща?».
Поются хороводные песни Глинковского района Смоленщины довольно громко и энергично, преимущественно в гетерофонной фактуре.
Наряду с широко распространенными хороводными песнями («Как по морю», «Со цветком я хожу», «В карагоде были мы»), глинковский репертуар включает в себя образцы, представляющие местную традицию. Особо следует отметить записанную в Марьино хороводную песню «Пойду по лавкам» (Аудио 04), ритмика которой типична для смоленских календарных жанров.
Глинковский район Смоленской области славится своими песенницами. Особое исполнительское мастерство и обширный репертуар отличает фольклорные коллективы посёлка Глинка, деревень Белый Холм и Марьино. Хороводные песни они поют задорно, лихо, с «иханьем», хлопая в ладоши и приплясывая во время исполнения. Ансамблем «Венчик» из посёлка Глинка руководит Роза Михайловна Медведева, инициатива же его создания исходила от самой старшей среди певиц — Евдокии Ивановны Прудниковой (1915 г. р.). В ноябре 1996 года в сеансе видеозаписи принимало участие 14 исполнителей (10 женщин, 4 мужчины). «Венчик» — давно сформировавшийся коллектив, участники которого регулярно поют вместе и постоянно выступают на районных и областных сценах.
Не менее «спетыми» являются ансамбли деревень Марьино и Белый Холм. Первый из них, насчитывающий более 10 человек, отличает творческий подход к репертуару. Так, по признанию самой старшей из марьинских песенниц — Екатерины Ефимовны Горбуновой (1914 г. р.), одна из их хороводных песен — «У-в Марьине да на улице» — представляет собой переделку известной песни «Как по морю». Глинковцам и марьинцам по численности, но не по мастерству уступает коллектив из деревни Белый Холм, объединяющий 5 исполнительниц, самой старшей из которых является Мария Фёдоровна Гращенкова (1919 г. р.).
Участники этих фольклорных ансамблей хорошо знают друг друга и часто встречаются на различных культурно-массовых мероприятиях. В ноябре 1996 года в Глинковском районе Смоленщины С.Н. Старостиным, автором и ведущим популярной телепередачи «За околицей», производились съёмки, в очередной раз объединившие замечательных глинковских песенниц.