Певческая традиция села Камень Стародубского района Брянской области
Обрядовая и песенная культура села Камень обнаруживает сходство с традициями пограничных со Стародубским Клинцовского, Погарского и Унечского районов, для которых характерно доминирование в жанровой системе свадебных, хороводных и поздних лирических песен.
В селе зафиксированы свадебные, хороводные, лирические и календарные песни. Календарный цикл представлен здесь жанрами святочного периода — щедровками и песнями, сопровождавшими вождение козы, и масленичными песнями, исполнявшимися в пору гуляний на Масленицу.
Щедровки, звучавшие во время обходов дворов под старый Новый год, дифференцированы по адресатам: их пели парням (Видео 01), девушкам, замужним женщинам и хозяевам (Аудио 01–03). Щедровки представлены несколькими напевами. На один из них поются тексты, предназначенные для хлопцев и замужних женщин (ср. Видео 01 и Аудио 02). При этом было зафиксировано два текста, адресованных парням:
Пошли девóчки в лес па ягáдки. Саколя!
Саколя ясен, паничу красен, Иванька! *[1]
Ягад не набрали, в лесу заблудили.
— Маладой Иванька, выведи з лесу.
Дадим мы табе сто рублей грошей.
— Грошей не бяру, з лесу не вяду.
— Дадим мы табе красную панну.
— Панначку беру, из лесу вяду.
Паздаравляем мы з Новым годам!
Што ў рябцы-рябцы чеўночек плыве. Рай коня!
Рай коняченька, сам кавалерам Иванька! *
Тут и ў чеўночку сидить Иванька.
Сидить Иванька, стружечка стружа,
Стружечки стружа, с коникам тужа.
Стружечки стружа, в воду пуская,
— Плываитя, стружки, да маей дружки.
Паздаравляем мы с Новым годам!
Обряд вождения козы сопровождался в селе Камень песней «Ой да ты козухна» (Аудио 04):
Ой да ты козухна,
Ой да ты мамухна,
Разыйдися ты,
Развесялися ты.
Мерачка аўса,
Штоб каза сыта.
Местные масленичные песни представляют собой краткие музыкально-поэтические образцы (Аудио 05):
Масленица-щебетуха,
Пратянися ты хоть да Духа.
Масленица белая,
А хто не женился, пускай бегая-бегая.
Интересна масленичная песня «Заворковали голуби на заре» (Аудио 06), которая исполняется на один из свадебных напевов (Аудио 08).
Весной — с Пасхи до Вознесения — в селе Камень водили хороводы. Они имеют две хореографические формы: 1) круг в круге с периодической сменой направления движения (Видео 02); 2) движение рядами по улице. Хороводы-шествия получили в местной традиции название водить Луку (Аудио 07).
Жанр, который фиксируется сегодня наиболее массово в Стародубском районе, — это свадебные песни, занимающие значительное место ив репертуаре каменских певиц (Аудио 08, 09).
Лирические песни села Камень принадлежат к двум разностадиальным пластам. Бόльшую часть их корпуса составляет поздняя лирика (Аудио 10). Напевы этих песен разворачиваются в широком диапазоне, в их многоголосной фактуре выделяется басовая партия — басы — и регистрово контрастный сольный подголосок — подводка. Образцы раннетрадиционной лирики, зафиксированной в селе, имеют календарную приуроченность: это весенние (Видео 03, Аудио 11) и жнивные песни. Им свойствен узкий диапазон, для их многоголосной фактуры характерно расслоение на мелодизированный верхний и неподвижный нижний (бурдон) голоса. В них используется такой специфический исполнительский приём, как гукание — возглас в конце строфы. Об исполнении таких песен говорят петь навзгук (Видео 03, Аудио 07, 11).
Песни разных жанров в селе Камень отличаются по многоголосному складу. Свадебные, масленичные и весенние песни поются в бурдонной фактуре, щедровки и хороводные — в гетерофонной, а лирические песни позднего слоя звучат двухголосно.
Динамику изменения певческой культуры села Камень наглядно демонстрирует сравнение певческих коллективов, состоящих из песенниц разных поколений. В селе были проведены сеансы записи двух разных исполнительских составов. Костяк первого коллектива составляли певицы 1940–1950-х годов рождения, к которым иногда присоединялись и более молодые участницы. Во втором ансамбле тон задавали исполнительницы старшего поколения (1929 и 1930 г. р.).
Обращает на себя внимание различия в репертуаре этих ансамблей. Так, корпус хороводных песен, продемонстрированный первым составом, певица 1929 года рождения дополнила ещё одним музыкально-поэтическим текстом, исполнение которого было приурочено к Егорьеву дню («Что на Юрьевой росе дворянин коней пасе»). Кроме того, у разных составов заметно отличается многоголосная фактура весенних песен. Если певицы старшего поколения пели их в бурдонной фактуре, то более молодой коллектив — в гетерофонной. Наконец, певицы послевоенного поколения каких-то песен уже не знают, а какие-то поют не на те напевы, что старшие мастера. Показательно, что самая молодая исполнительница (1972 г. р.) может подпеть щедровки, хороводные, масленичные и ряд поздних лирических песен, но совсем не знает весенних и свадебных.
Один из немногих «живых» на сегодняшний день жанров — лирические песни поздней стилистики. В глазах певиц именно они обладают неоспоримой красотой, о них говорят: «Красивые песни!»
Сами исполнители конечно же осознают перемены, происходящие в жизни села, отмечают уход из активного бытования многих форм обрядовой и досуговой культуры. Вместе с тем некоторые из традиционных практик до сих пор сохраняются в селе, в первую очередь это зимние обходы дворов и вождение козы. Подтверждение тому — слова Прасковьи Яковлевны Жалейко, старейшей из певиц: «Вообще, у нас обряд весь старынный еще дяржúтся. Конечно, молодёжи не так, а что вот такие во, як мы были… да еще там у нас такие во ё».