Певческая традиция села Камень Стародубского района Брянской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский
Среди городов Брянского края Стародуб в документах прошлого упоминается раньше других. Впервые о нём говорится в «Поучении» Владимир Мономаха 1080 года, а об осаде Стародубской крепости в 1096 году свидетельствует Лаврентьевская летопись. Стародуб долгое время находился на юго-западной окраине русского государства и служил защите его границ.
В Стародубье зафиксирована достаточно хорошая сохранность корневых пластов традиционной культуры, комплекса обрядовых практик и аутентичного фольклора. Чрезвычайно показательна в этом отношении традиция одного из обследованных населённых пунктов района — села Камень. Оно расположено в 10 километрах на юго-запад от районного центра.

Обрядовая и песенная культура села Камень обнаруживает сходство с традициями пограничных со Стародубским Клинцовского, Погарского и Унечского районов, для которых характерно доминирование в жанровой системе свадебных, хороводных и поздних лирических песен.

В селе зафиксированы свадебные, хороводные, лирические и календарные песни. Календарный цикл представлен здесь жанрами святочного периода — щедровками и песнями, сопровождавшими вождение козы, и масленичными песнями, исполнявшимися в пору гуляний на Масленицу.

Щедровки, звучавшие во время обходов дворов под старый Новый год, дифференцированы по адресатам:  их пели парням (Видео 01), девушкам, замужним женщинам и хозяевам (Аудио 01–03). Щедровки представлены несколькими напевами. На один из них поются тексты, предназначенные для хлопцев и замужних женщин (ср. Видео 01 и Аудио 02). При этом было зафиксировано два текста, адресованных парням:

Пошли девóчки в лес па ягáдки. Саколя!

Саколя ясен, паничу красен, Иванька! *[1]

Ягад не набрали, в лесу заблудили.

— Маладой Иванька, выведи з лесу.

Дадим мы табе сто рублей грошей.

— Грошей не бяру, з лесу не вяду.

— Дадим мы табе красную панну.

— Панначку беру, из лесу вяду.               

Паздаравляем мы з Новым годам!

 

Што ў рябцы-рябцы чеўночек плыве. Рай коня!               

Рай коняченька, сам кавалерам Иванька! *

Тут и ў чеўночку сидить Иванька.

Сидить Иванька, стружечка стружа,

Стружечки стружа, с коникам тужа.

Стружечки стружа, в воду пуская,

— Плываитя, стружки, да маей дружки.

Паздаравляем мы с Новым годам!

 

Обряд вождения козы сопровождался в селе Камень песней «Ой да ты козухна» (Аудио 04):

Ой да ты козухна,

Ой да ты мамухна,

Разыйдися ты,

Развесялися ты.

Мерачка аўса,

Штоб каза сыта.

 

Местные масленичные песни представляют собой краткие музыкально-поэтические образцы (Аудио 05):

 

Масленица-щебетуха,

Пратянися ты хоть да Духа. 

 

Масленица белая,  

А хто не женился, пускай бегая-бегая.

Интересна масленичная песня «Заворковали голуби на заре» (Аудио 06), которая исполняется на один из свадебных напевов (Аудио 08).

Весной — с Пасхи до Вознесения — в селе Камень водили хороводы. Они имеют две хореографические формы: 1) круг в круге с периодической сменой направления движения (Видео 02); 2) движение рядами по улице. Хороводы-шествия получили в местной традиции название водить Луку (Аудио 07).

Жанр, который фиксируется сегодня наиболее массово в Стародубском районе, — это свадебные песни, занимающие значительное место ив репертуаре каменских певиц (Аудио 08, 09).

Лирические песни села Камень принадлежат к двум разностадиальным пластам. Бόльшую часть их корпуса составляет поздняя лирика (Аудио 10). Напевы этих песен разворачиваются в широком диапазоне, в их многоголосной фактуре выделяется басовая партия — басы — и регистрово контрастный сольный подголосок — подводка. Образцы раннетрадиционной лирики, зафиксированной в селе, имеют календарную приуроченность: это весенние (Видео 03, Аудио 11) и жнивные песни. Им свойствен узкий диапазон, для их многоголосной фактуры характерно расслоение на мелодизированный верхний и неподвижный нижний (бурдон) голоса. В них используется такой специфический исполнительский приём, как гукание — возглас в конце строфы. Об исполнении таких песен говорят петь навзгук (Видео 03, Аудио 07, 11).

Песни разных жанров в селе Камень отличаются по многоголосному складу. Свадебные, масленичные и весенние песни поются в бурдонной фактуре, щедровки и хороводные — в гетерофонной, а  лирические песни позднего слоя звучат двухголосно.

Динамику изменения певческой культуры села Камень наглядно демонстрирует сравнение певческих коллективов, состоящих из песенниц разных поколений. В селе были проведены сеансы записи двух разных исполнительских составов. Костяк первого коллектива составляли певицы 1940–1950-х годов рождения, к которым иногда присоединялись и более молодые участницы. Во втором ансамбле тон задавали исполнительницы старшего поколения (1929 и 1930 г. р.).

Обращает на себя внимание различия в репертуаре этих ансамблей. Так, корпус хороводных песен, продемонстрированный первым составом, певица 1929 года рождения дополнила ещё одним музыкально-поэтическим текстом, исполнение которого было приурочено к Егорьеву дню («Что на Юрьевой росе дворянин коней пасе»). Кроме того,  у разных составов заметно отличается многоголосная фактура весенних песен. Если певицы старшего поколения пели их в бурдонной фактуре, то более молодой коллектив — в гетерофонной. Наконец, певицы послевоенного поколения каких-то песен уже не знают, а какие-то поют не на те напевы, что старшие мастера. Показательно, что самая молодая исполнительница (1972 г. р.) может подпеть щедровки,  хороводные, масленичные и ряд поздних лирических песен, но совсем не знает весенних и свадебных.

Один из немногих «живых» на сегодняшний день жанров — лирические песни поздней стилистики. В глазах певиц именно они обладают неоспоримой красотой, о них говорят: «Красивые песни!»

Сами исполнители конечно же осознают перемены, происходящие в жизни села, отмечают уход из активного бытования многих форм обрядовой и досуговой культуры. Вместе с тем некоторые из традиционных практик до сих пор сохраняются в селе, в первую очередь это зимние обходы дворов и вождение козы. Подтверждение тому — слова Прасковьи Яковлевны Жалейко, старейшей из певиц: «Вообще, у нас обряд весь старынный еще дяржúтся. Конечно, молодёжи не так, а что вот такие во, як мы были… да еще там у нас такие во ё».



[1] Знак * означает аналогичное строение первой и последующих строф.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Щедровка хозяину «Ой дома-дома» в исполнении жительниц с. Камень Стародубского р-на Брянской обл.
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна