Артист, писатель, каторжанин
Актером заполярного театра Георгий Жженов оказался поневоле. Его первый актерский успех выпал на сложное время — в период ссылки.
Молодой петербуржец с Ленфильма попал в ссылку — по ложному обвинению в шпионаже. «Моя жизнь — биография Советской власти», — говорил известный актер. Убийство Сергея Кирова разделило его жизнь на «до» увлечения цирком и «после». В Ленинградский эстрадно-цирковой техникум Георгий поступал по документам старшего брата Бориса. Обман раскрылся, но уже спустя год Георгий Жженов и Жорж Смирнов — «2-ЖОРЖ-2» — на арене шапито с каскадным номером «Китайский стол». В цирке артиста заметили ленфильмовцы и пригласили на роль тракториста Пашки Ветрова в фильме «Ошибка героя». Практически сразу — еще четыре фильма и…время «Большого террора»…
В 1936 году семью Жженовых выслали в Казахстан из-за ложного обвинения брата Жженова в «антисоветской деятельности». Георгий Жженов в ссылку ехать отказался, но повод его туда отправить все же нашелся.
Дорожное знакомство Жженова с американцем, ехавшим во Владивосток, изменило всю жизнь. В 1938 году молодого актера отправили на Колыму. И лишь после семи лет золотых приисков, работы диспетчером и шофером — досрочно освободили.
До сцены Театра им. Ленсовета был почти год работы на сцене театра Магаданского. И «актерские хождения»: Свердловская киностудия, драмтеатр в Павловске-на-Оке, ссылка в Норильск и работа в местном театре.
В норильском клубе Жженов освоил фотографию и первым в городе стал делать цветные снимки: он фотографировал ребят в местном детском саду.
Лишь в 38 лет Георгий Жженов был полностью реабилитирован. Сначала он поехал в Ленинград — в театр имени Ленсовета, затем — в Москву, в театр имени Моссовета.
«…Он начинал в Чапаеве и Комсомольске, чеканил шаг в строю жизнеутверждающего советского кино тридцатых, когда судьба обрушила его в то, что именуется конченой жизнью. Эту конченую жизнь он прошел без поблажек из конца в конец, за которым последовало начало. Вряд ли кто-то заслужил больше, чем он, почетный приз «Честь и достоинство». Но так же несомненно, что в сочетании биографии человеческой и актерской есть некий неразрешимый парадокс: как после колымского ада получалось у него столь убедительно играть верных солдат империи? Очевидно, что Г. Ж. сумел пережить свой лагерный опыт как опыт прежде всего экзистенциальный, научивший видеть добро и зло в каждом герое, различать индивидуальную волю и власть обстоятельств, играть не человека, а судьбу…»
Михаил Трофименков. «Новейшая история отечественного кино». 1986—2000
Одна из самых заметных ролей — роль Михаила Тульева в картине «Ошибка резидента». Фильм оказался настолько успешным, что было снято продолжение: четыре истории растянулись на 20 лет.
За эту работу актер получил премию КГБ. И в качестве признания неформального, как вспоминал сам актер, «кто-то из анонимных доброжелателей, видимо, сотрудников КГБ, прислал два личных дела моих следователей, моих палачей».
Фильмы по теме
Пережитое просилось на бумагу, и Жженов стал писать. Более десяти книг воспоминаний о заполярном Норильске, о Колыме, о страшной лагерной жизни. Георгий Жженов даже сожалел, что ответ писательству не самое главное место в жизни.
Но уже невозможно представить советский кинематограф без обаятельного и улыбчивого инспектора ГАИ в «Берегись автомобиля», без пилота ТУ-154 в картине «Экипаж», без графа Тульева — таксиста Зарокова, которому сопереживали, наверное, все женщины Советского Союза.
«.Ощущение абсолютной подлинности выхваченного из повседневной жизни составляла ауру зрелого Жженова 60-х годов. Вспомним, хотя бы, его гаишника в «Берегись автомобиля». Когда Рязанова спрашивали: «Вы что, настоящего снимали?». Вот эта подлинность очевидно была результатом страшных десятилетий, которые он потом описал. И главное, что личность, очень творческую индивидуальность Жженова. Люди с этой судьбой вернувшись или быстро погибали или жили очень долго. Человек, который понял, главное, что он вынес, пройдя через все преграды, что в России надо жить долго…»
Е. Марголит « Энциклопедия отечественного кино»
Георгий Жженов создал за свою творческую жизнь почти двести образов — на сцене и на экране. Только негодяев играть отказывался: «Я слишком много повидал их в жизни».
Смотрите также