В Москве открылась выставка пионера русской фотографии Ивана Барщевского

С 25 мая по 5 сентября в Большом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича (Московский государственный объединенный музей-заповедник) проходит выставка «Иван Федорович Барщевский. Фотограф русской старины». Художественно-биографический проект включает в себя мемориальные предметы и старинные фотоаппараты из коллекции Политехнического музея, редкие документы и снимки самого Барщевского.
Иван Барщевский родился 16 апреля 1851 года в Лужском уезде Петербургской губернии, провел детство в деревне. В 17 лет он отправился на заработки в Петербург, получил работу в мастерской Царскосельской железной дороги, но через два года был вынужден уволиться из-за производственной травмы. В поисках новой работы Барщевский случайно зашел в ателье придворного фотографа Карла Бергамаско, где получил должность ретушера.
Специалисты выделяют ростовский период как знаковый в творчестве фотографа. В 1887 году Барщевский с женой Елизаветой Васильевной прибыл в Ростов Великий. Красота и величие древних сооружений поразили фотохудожника, и он начал снимать старинные, уже сильно ветшающие храмы, чтобы запечатлеть их для потомков. Так Барщевский первым в российской истории стал создавать документально-художественную фотографическую летопись памятников архитектуры.
Делая снимки в разных уголках страны, он издавал их в альбомах, и с 1884 по 1896 год выпустил около 50 фотокниг. Деятельность Барщевского отмечали многие специалисты: он получал награды от Русского технического общества, Археологического общества, Министерства финансов. Фотограф стал действительным членом Императорских и ученых обществ: Географического, Археологического, архивных комиссий, поощрения художеств, естественно-исторического, распространения технических знаний.
К обширным знаниям и богатому опыту Барщевского постоянно обращались знаменитые ученые. Его снимки использовали в научной работе архитектор Владимир Суслов, искусствовед Николай Султанов, историки и археологи Алексей и Прасковья Уваровы, художник и реставратор Игорь Грабарь.
Важным этапом в жизни Барщевского стал смоленский период, который начался со знакомства с Марией Тенишевой — крупным меценатом, собирательницей древностей, создательницей музея «Русская старина». По поручению Тенишевой фотограф искал и приобретал предметы церковного обихода и изделия народных мастеров, работал в Талашкинских художественных мастерских, составлял опись собранных княгиней изделий.
В последние годы жизни Иван Федорович работал в музее «Коломенское». Несмотря на почтенный возраст — 82 года, он вместе с учеными активно исследовал и фотографировал памятники архитектуры, а также занимался реставрацией коллекций керамики, слюды, металла.

Смотрите также

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна