5 главных экспонатов выставки «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали»
В Выставочном зале Успенской звонницы и Выставочном зале Патриаршего дворца Музеев Московского Кремля прошла выставка «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали». Экспозиция объединила около 400 произведений, которые создали отечественные ювелирные фирмы в ХIХ — начале ХХ века. Теперь все желающие могут познакомиться с работами русских ювелиров не выходя из дома: организаторы создали виртуальные экскурсии. А специально для портала «Культура.РФ» кураторы выставки рассказали о ее пяти ключевых экспонатах.
Экскурсия по выставке «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали». Часть первая
Экскурсия по выставке «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали». Часть вторая
Пасхальное яйцо «Московский Кремль»
Над этим пасхальным яйцом мастера фирмы Карла Фаберже работали в 1904–1906 годах по заказу императора Николая II: оно предназначалось в подарок императрице Александре Федоровне.
«Московский Кремль» — это не точная копия древней крепости, а ювелирная фантазия на тему ее колоритных башен и храмов. Яйцо выполнено в виде Успенского собора и увенчано сверкающим золотым куполом. В одном из арочных окон собора видна часть интерьера: иконостас, передние столпы и царские места. Внутри яйца скрыт музыкальный механизм, который проигрывает пасхальные гимны.
Ковш
В экспозиции представлен ковш работы Федора Рюкерта. Под его приподнятым заостренным носиком в округлом фигурном клейме расположена эмалевая миниатюра по мотивам картины Бориса Зворыкина «Князь Пожарский в битве под Москвой». На миниатюре можно увидеть подпись самого Рюкерта — это настоящая ювелирная редкость: художник редко подписывал свои работы.
Кошелек
«Носи не теряй, денежки сберегай» — так гласит надпись на серебряном кошельке, который в 1876 году создали мастера фирмы Павла Овчинникова. Ювелиры часто вдохновлялись русскими средневековыми серебряными изделиями. И, создавая предметы в русском стиле, часто декорировали свои произведения надписями, в частности пословицами и поговорками, шрифт которых подражал древнерусскому уставу.
Кубок
Одно из самых ранних произведений мастерской Федора Рюкерта для выставки предоставил лондонский Музей Виктории и Альберта. Поверхность кубка украшают изображения трех птиц Сирин: распахнувшая крылья, с лирой в руках и сжимающая свиток с письменами. Кубок венчает литой золоченый двуглавый орел.
Бокал
На выставке представлено несколько произведений московского филиала фирмы Карла Фаберже, украшенных жемчугом, которые вдохновлены традиционной русской вышивкой. Так, этот бокал украшен широкой полосой матовой красно-кирпичной эмали, на которой укреплены жемчужные стебли с завитками и половинки звездочек с пятью лучами. Под фризом можно увидеть четыре высоких каста с круглыми сапфирами-кабошонами.
Подробнее о выставке читайте на сайте Музеев Московского Кремля.
Смотрите также