Семен Михайловский: «В искусстве нет места искусственности»
На Санкт-Петербургском международном культурном форуме ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (Санкт-Петербургская Академия художеств) Семен Михайловский является руководителем секции «Изобразительное искусство» и, как комиссар Павильона России на Венецианской биеннале, представит концепцию выставки 2018 года. Семен Ильич — о работе форума, отношении к российскому искусству за рубежом и миссии современного художника в эксклюзивном интервью порталу «Культура.РФ».
— Семен Ильич, что такое культурный форум и что происходит на секции изобразительного искусства?
— В отличие от экономического или юридического форума, культурный форум не место принятия решений, имеющих практическую пользу. Поэтому вначале, когда форум существовал как локальная инициатива, многие относились к нему скептически.
Когда к работе подключилось Правительство РФ, статус мероприятия поднялся на определенный уровень. Личное участие, контакты известных деятелей российской культуры с мировым сообществом помогают привлечь режиссеров, музыкантов, писателей, актеров, руководителей крупнейших музеев мира.
Важным шагом вперед я считаю расширение мероприятий: вначале это были лишь три дня в ноябре. К примеру, под эгидой форума пройдет выставка молодых художников России и Японии в Манеже. Ведь следующий год объявлен годом культурного сотрудничества с Японией.
Нам важно привлечь иностранных экспертов: в этом году будут эксперты из восьми стран. Ждем делегацию из Токио, Университета искусств Мусасино для подписания договора о сотрудничестве; из Шанхайского университета искусств, руководителей Королевской академии художеств Копенгагена и Римской академии художеств, Школы изящных искусств в Карраре и Института искусств в Глазго.
— Что будет на симпозиуме «Искусство и революция»? Почему эта тема столь важна сегодня?
— Дискуссия, которую мы начнем 15 ноября в Манеже, посвящена столетию Революции. Мы будем в первую очередь обсуждать выставки, организованные за рубежом и в России.
Евгения Петрова любезно согласилась рассказать о подготовке двух выставок в Русском музее. Марина Лошак также готовит презентацию ГМИИ имени А.С. Пушкина. Ну и, конечно, мы ждем Михаила Пиотровского. Это будет широкая дискуссия, посвященная не только Октябрьской революции, но и революциях в искусстве. Мы говорим о вождях и кураторах, их мотивации. Будут и художники, например исследующий марксистские тексты Дмитрий Гутов. Обязательно объявим тему выставки в Павильоне России на Венецианской биеннале — 2018.
— Можете уже сейчас немного приоткрыть завесу тайны? Что это будет за тема?
— Тема не неожиданная, но значительная. Она точно не будет посвящена одному архитектору или проектному бюро — будут экспонироваться разные проекты, объединенные общим сюжетом.
— Какая атмосфера царит на биеннале, будь то архитектурная или художественная?
— Там замечательное неангажированное сообщество. Наши соседи по Джардини Биеннале — Павильон Японии, и, что симптоматично, у нас нет территориальных споров. С одной стороны — Павильон Японии, с другой — Павильон Венесуэлы. Напротив — Павильон Скандинавии. Мы часто встречаемся, стараемся помочь друг другу. В это году у нас была отличная английская pr-компания. К слову, американский Forbes включил Павильон России в список must see. Никакого давления ни со стороны нашего государства, ни притеснений со стороны хозяев итальянцев, которые с симпатией относятся к русским, я не ощущаю. Я чувствую большую заинтересованность в сотрудничестве на самых разных уровнях. Хотя павильон всегда отличается от других.
Французы отметили, что, хотя у нас разные сюжеты, это не мешает диалогу. Недавно я присутствовал на презентации эрмитажного каталога итальянской скульптуры в Палаццо дожей. Там была академическая аудитория, очень позитивно настроенная.
Вообще Россией за рубежом очень интересуются, в особенности русской культурой, причем не только ее наследием, но и сегодняшним днем.
— Что увидит обыкновенный посетитель биеннале, зайдя в российский павильон?
— Хорошая выставка не лоскутное одеяло — она должна быть цельная, с понятным содержательным и эмоциональным посылом. У экспозиции должна быть ясная траектория, вызывающая переживания. По правде говоря, тема павильона в следующем году прямо отсылает к нашей обширной географии. Но в ней будет и очень личное, человеческое измерение. Представляя страну на биеннале, важно добиться того, чтобы тема — неважно какая — была понятна и близка каждому.
— Говоря о присутствии на выставке современных проектов, вы все же думаете о перспективных направлениях?
— Весь XX век прошел для нас в катаклизмах. Конечно, все пытаются уловить тенденции, соответствовать мировым трендам. Если раньше искусство шло от отрицания, то сейчас оно интегрировано в историю.
— Какие сегодня есть возможности у молодых архитекторов и художников? Могут ли они рассчитывать на помощь государства?
— На фасаде Академии со старых времен, с екатерининской эпохи, сохранилась надпись — «свободным художествам», но это не о независимости художника.
— Что же им тогда остается?
— Художник должен смотреть и видеть, видеть и чувствовать, чувствовать и думать. Талант от Бога, задача — проявить талант, сохранить индивидуальность, отстаивать свое видение, а не шататься влево-вправо.
— Насколько художник должен передавать дух времени?
— Художник отражает эпоху, но находится в другом измерении. Он генетически связан с прошлым, но предвидит будущее, этим отличаясь от обывателя. Художник выделяется тем, что видит больше иногда по-другому и открывает нам то, что мы не видим. Благодаря ему мир становится интереснее, глубже.
Беседовала Людмила Котлярова