Гнесинка. Горячая десятка
27 февраля 1895 года в дверь, на которой висела табличка «Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных», постучала первая ученица. С тех пор этот день считается днем рождения Гнесинки. Благодаря энтузиазму пяти сестер и брата, посвятивших себя педагогике, популярность гнесинской школы росла.
Со временем училище не только обрело государственный статус, но и превратилось в конгломерат учебных заведений, включающий в себя все три ступени музыкального образования — начальную, среднюю и высшую. Елена Фабиановна Гнесина возглавляла созданные ею учебные заведения (последним из них стал институт — ныне Российская академия музыки) в общей сложности 72 года, неизменно относясь к ученикам как к членам собственной семьи. Неслучайно каждый, кто окончил Гнесинку, всегда ощущает особую связь со своей альма-матер и другими ее воспитанниками. В разные годы учебные заведения, носящие имя Гнесиных, окончили известные композиторы, дирижеры и исполнители. Вот десять знаменитых имен, которые дала миру гнесинская школа.
Арам Хачатурян (1903–1978)
Автор балета «Спартак», «Танца с саблями», вальса из музыки к драме Лермонтова «Маскарад» и других известных сочинений профессионально учиться музыке начал лишь в 19 лет. В Гнесинском училище, куда принимали и детей, и взрослых, его взялись обучать игре на виолончели, а затем зачислили в только что созданный Михаилом Гнесиным, учеником Римского-Корсакова, класс композиции. Произведения, которые Арам писал уже к концу второго года занятий, были так ярки, что «становился вопрос о возможности их обнародования». Спустя два десятилетия Арам Ильич сам стал профессором композиции. Многие годы он преподавал в Московской консерватории и Гнесинском институте, дав путевку в жизнь целой плеяде известных российских композиторов.
Тихон Хренников (1913–2007)
Решающую роль в судьбе Тихона Хренникова сыграл все тот же Михаил Гнесин. Окончив школу в родном Ельце, юноша написал известному педагогу письмо, спрашивая, выйдет ли из него композитор? Михаил Фабианович прислал теплый ответ и посоветовал поступать в Гнесинский техникум. С него-то и началась карьера Тихона Хренникова — музыкально-общественного деятеля, первого секретаря Союза композиторов СССР (эту должность Тихон Николаевич занимал с 1948 по 1991 год), профессора, автора опер, балетов и десятков шлягеров, в числе которых песни из кинофильмов «Свинарка и пастух», «Гусарская баллада», «Верные друзья» и другие. Уже будучи маститым композитором, Хренников писал: «Можно с уверенностью сказать, что две семьи — Рубинштейны и Гнесины — определили развитие музыкальной культуры, музыкального образования в России…»
Микаэл Таривердиев (1931–1996)
Микаэла Таривердиева, написавшего четыре балета, четыре оперы, органные и камерные опусы, в России все знают как автора оригинальных саундтреков к лентам «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы» и еще целого ряда фильмов. Полтора года проучившись в Ереванской консерватории, Таривердиев поступил в Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. На вступительном экзамене он получил оценку «5+». Атмосферой вуза молодой музыкант был очарован. «Отношение ко мне совершенно изумительное, буквально на руках носят», — писал он отцу. Микаэл Таривердиев стал одним из первых учеников Арама Хачатуряна и, если можно так сказать, творческим внуком Михаила Фабиановича Гнесина.
Людмила Зыкина (1929–2009)
«Королева русской песни» Людмила Зыкина, чей голос у россиян неразрывно связан с бескрайними степными просторами, белыми березками и разливами Волги-матушки, была одной из самых титулованных и востребованных певиц советской эстрады. Тем не менее уже в зрелом возрасте, на пике карьеры, исполнительница решила получить высшее образование: ей хотелось не только петь самой, но и передавать искусство народной песни молодому поколению. В 1977 году Людмила Георгиевна окончила Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Позднее наравне с концертной деятельностью она вела и педагогическую работу — разумеется, в стенах родной Гнесинки.
Владимир Федосеев (р. 1932)
Выдающийся российский дирижер с мировым именем, вот уже 42 года возглавляющий один из лучших российских оркестров — Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского, Владимир Федосеев начинал свой творческий путь как баянист. По классу баяна он и окончил Гнесинский институт в 1957 году, а затем руководил оркестром народных инструментов. По словам маэстро, ярлык «народника», музыканта как бы второго сорта, многие годы отравлял ему жизнь в дирижерской профессии, но о первой специальности он никогда не жалел: «В народной музыке все есть, все взращивалось в ней. Идти, минуя ее, неправильно. Так что это мое богатство, моя правильная линия».
Иосиф Кобзон (1937–2018)
Лирико-драматический баритон и благородная исполнительская манера Иосифа Кобзона сформировались еще в 70-е годы и являлись его фирменным, узнаваемым с первых же нот стилем. Многие годы оставался неизменным и его репертуар, вершинами которого были песни «Мгновения», «День Победы», «Поклонимся великим тем годам». Уже являясь лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады и участником самой популярной в Советском Союзе телепрограммы «Песня года», он завершил образование в Гнесинском институте по классу академического вокала. С 1984-го он и сам стал преподавать в Гнесинке эстрадный вокал. В числе его выпускников — Ирина Отиева и Валерия.
Давид Тухманов (р. 1940)
Композитор Давид Тухманов связан с гнесинской музыкально-образовательной системой с детских лет. В Гнесинской школе-десятилетке он учился по классу фортепиано. Участие в судьбе талантливого мальчика тогда принимала Елена Фабиановна Гнесина, поощрявшая его стремление сочинять музыку. По окончании школы он поступил на композиторское отделение Гнесинского института, который окончил в 1963 году. Тогда же Тухманов начал работать в жанре эстрадной песни — как официально-патриотической направленности («Родина моя», «Мой адрес — Советский Союз», «День Победы»), так и лирического характера («Соловьиная роща», «Эти глаза напротив»). А его концептуальный альбом «По волне моей памяти» стал классикой русского рок-арта.
Александр Градский (1949–2021)
Певец, композитор и незаменимый наставник молодых исполнителей в телепроекте «Голос», Александр Градский окончил факультет сольного пения Гнесинского института, а затем совершенствовал вокальное мастерство в Консерватории. Академическая выучка стала фирменным знаком одного из первых советских рок-певцов и позволила ему исполнять самый разнообразный репертуар, в том числе и классику (в Большом театре он спел партию Звездочета в постановке оперы «Сказка о золотом петушке» Римского-Корсакова). С Гнесинкой певец не расставался многие годы: Александр Борисович Градский преподавал в училище, а потом в институте.
Любовь Казарновская (р. 1956)
Оперная дива, покорившая ведущие театры мира, в школьные годы и не думала о вокальной карьере. Она собиралась стать филологом, но неожиданно для всех подала документы в Гнесинский институт и поступила на факультет актеров музыкального театра. В том, что ей предназначено быть оперной певицей, она убедилась именно здесь. Академическое образование молодая исполнительница завершила в Московской консерватории, но о милой сердцу Гнесинке всегда вспоминала и вспоминает с ностальгией — ведь с ней были связаны первые успехи, разочарования и надежды.
Евгений Кисин (р. 1971)
«Моцарт XX века». Этим эпитетом юного Женю Кисина наградили журналисты и восторженные поклонники. Вундеркинд с феноменальными способностями начал выступать очень рано и в 14 лет уже разъезжал с концертными турне. К 19 годам он достиг вершин музыкального Олимпа и сегодня является одним из самых самобытных и востребованных пианистов современности. А учиться музыке он начал в Гнесинской школе-десятилетке у Анны Павловны Кантор, которая на всю жизнь осталась его единственным педагогом. И хотя из России Евгений Кисин уехал еще в начале 90-х, Гнесинку музыкант не забыл. Когда в 2006 году затянувшаяся реставрация здания школы грозила обернуться рейдерским захватом, Кисин подписал письмо президенту РФ в ее защиту. Результатом стало распоряжение завершить ремонт в кратчайшие сроки.
Автор: Елена Чишковская
Смотрите также