16+

Спартак

1970
134 мин
СССР
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя

Языком хореографии рассказана версия исторических событий, потрясших устои древнего Рима.

Согласно либретто Н. Волкова, отредактированного Ю. Григоровичем, победителем возвращается в Рим полководец-патриций Красс. Участь пленных — стать рабами, в том числе гладиаторами, участниками кровавых битв на цирковых аренах, развлекающими жестокосердную знать.

Среди пленных мужественный и гордый Спартак, остро переживающий потерю свободы. Но еще трагичнее для него разлука с любимой Фригией. Став невольниками, они разделены, и теперь Фригия, которая тоже тоскует по Спартаку, находится в услужении у Красса. Новая рабыня привлекает внимание хозяина, но это совсем не нравится его наложнице — куртизанке Эгине, которая пытается распалить страсть Красса. В результате разнузданной оргии озверевший Красс приказывает устроить слепой бой гладиаторов. Когда с оставшегося в живых бойца снимают шлем без прорезей для глаз, становится ясно, что победу одержал Спартак. Для него убийство товарища — последняя капля. Спартак решается на восстание и призывает друзей-гладиаторов присоединиться к нему…

Первая постановка балета «Спартак» состоялась 27 декабря 1956 г. на сцене Ленинградского академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (в настоящее время — Мариинский театр). Балетмейстер-постановщик Л.В. Якобсон.

В Большом театре балет впервые был поставлен 11 марта 1958 года хореографом И.А. Моисеевым.

В редакции Ю. Григоровича премьера «Спартака» состоялась 9 апреля 1968 (художник С.Б. Вирсаладзе, дирижёр Г.Н. Рождественский). В 1970 году постановка балета «Спартак» в редакции Ю. Григоровича была отмечена Ленинской премией СССР.

«…Может быть, и есть балеты более интересные, более захватывающие, более эмоциональные. Но чтобы один балет соединял в себе все эти черты — трудно поверить, до того захватывает дыхание замечательный, неостанавливающийся танец — самое мощное оружие Большого.

Постановка Григоровича — адское пламя, проходящее через все настроение балета без единой передышки», — писала газета «Дейли мэйл».

С постановки Григоровича словно зародилась иная балетная цивилизация. Балетмейстер на редкость органично сочетал традиции и новаторство. Его танцевальная лексика обрела полифоническое звучание. «Спартак» — это спектакль о высоких человеческих страстях. Он создан масштабно, крупными мазками, на основе сквозной режиссуры. Герои переводят действие из одной сцены в другую. Форма спектакля удивительна и поистине гениальна, она поражает именно пониманием современного зрительского восприятия. Между зрителем, балетмейстером и исполнителями возникает незримая, но прочная связь.

В музыке Хачатуряна балетмейстер почерпнул подлинный героический пафос темы и образности, обнажив в своем «Спартаке» глубинные драматургические контрасты партитуры.

«Спартак» — балет героический, мужской. Он пышет энергией и витальной силой, доступной далеко не каждой труппе, а в идеале — лишь труппе Большого театра. Не случайно спектакль заставил говорить о новаторстве Григоровича, его смелых поисках в области обновления хореографической лексики, а также о поразительных сценических находках. Возникла совершенно иная роль кордебалета, расширились пределы мужского танца.

Характерный танец соединился с эстетикой чистой классики, изобретательно-изощренными предстали танцевальные композиции и дуэты.

Впервые два героя-антипода стали равновеликими. Они затанцевали.

Легендой стал главный герой в исполнении Владимира Васильева. Виртуозный танцовщик, он раскрылся здесь как философ, постигающий смысл и цену героического деяния. Оставаясь совершенным в своей пластической выразительности, артист вышел в иные драматические сферы.

Второй легендой стал Красс Мариса Лиепы. Его хищные прыжки и тяжелая поступь, попирающая землю и человеческие судьбы, сменялись исступлением развращенного и пресыщенного диктатора.

Контрастными стали и два антагонистичных женских образа. Нину Тимофееву называли лучшей Эгиной. Она прочувствовала психологию образа циничной куртизанки, которая по существу правила Римом. В агрессивной упругости ее прыжков, повелительных жестах, откровенных позах читался характер властный и бесстыдный. Технически выверенный танец нес этот отпечаток распутной и эгоистичной соблазнительницы. Устоять перед напором ее танца было практически невозможно. В роли Эгины раскрылся большой драматический дар балерины.

Когда в «Спартаке» танцевали Екатерина Максимова и Владимир Васильев, возникала тема «девочка и герой», «лирика и сила». Большеглазая, миниатюрная, пропорционально сложенная и подвижная Максимова в роли Фригии оттеняла мужественность партера. Эстетическая новизна партии, содержавшая множество сложных элементов и акробатических поддержек, оказалась органичной для Максимовой. Сочетав античную природу пластики с остросовременной техникой, балерина показала Фригию «во плоти» — любящую, преданную, страдающую и сострадающую.

Настоящая запись представляет спектакль, снятый на пленку в 1970 году с премьерным составом исполнителей.

Режиссер: Юрий Григорович
В ролях: Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Марис Лиепа, Нина Тимофеева

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна