Михайло Ломоносов
Многосерийный фильм о выдающемся русском ученом, литераторе и просветителе начинается с отрочества Ломоносова. Сын рыбака с Белого моря, Михайло с юных лет ходил с отцом в плавание к Соловецким островам. Юноша проявлял искренний интерес к природным явлениям, жизни и традициям Севера. Общение с образованными представителями духовного сословия подпитывало в будущем гении тягу к знаниям. Но суровый отец и злая мачеха совсем не разделяли его страсти к книгам и наукам. Михайло покидает родной дом и, пристав к рыбному обозу, отправляется в Москву.
В девяти сериях и трех блоках — «От недр своих», «Врата учености» и «Во славу Отечества» — фильм повествует о жизни Ломоносова на фоне столетия, которое он значительно опередил сделанными открытиями, научными работами и теориями. Речь идет о годах учебы Ломоносова в Славяно-греко-латинской академии, где великовозрастному студенту «от сохи» приходилось не только терпеть насмешки балованных однокашников, но и бороться с косностью мышления преподавателей; о пребывании в Германии ради обучения инженерному делу и дерзновенных экспериментов в области химии и физики; о возвращении в Россию, основании Московского университета, противостоянии ретроградам из среды академиков и царедворцев, а также о личной жизни.
При первом же показе по телевидению картина Александра Прошкина вызвала неподдельный интерес всех поколений российских зрителей. Залогом успеха стали и сильные актерские работы (режиссер придал особое значение тому, чтобы лица на экране соответствовали типажам и эпохе), и то, что создатели постарались с исторической точностью воссоздать атмосферу XVIII века. Кроме того, публику привлек тот факт, что образ столь масштабной личности, как Ломоносов, вопреки советской традиции, в картине ничуть не напоминает парадный портрет или памятник. Самобытный, народный характер «русского Леонардо да Винчи» предстал живым, человечным, не застрахованным от минутного проявления слабости и от ошибок, неизбежных на пути познания мира. Он явил собой пример неутомимого исследователя, ратовавшего за доступность светского образования для всех сословий (пусть поначалу герою и пришлось выдавать себя за дворянина). По отзывам зрителей 80-х, это кино даже пробудило свежий интерес к учебе у современных школьников и студентов.
Трудно было не заразиться энтузиазмом молодого Ломоносова, когда он в фильме пытался постичь тайну древних соловецких лабиринтов или с риском для жизни проводил опыты с электричеством на крыше в грозу, под всполохами молний. Как и невозможно не восхищаться, узнавая, что именно Ломоносов заложил основы сегодняшнего представления о строении материи, состоящей из молекул и атомов, изобрел новые приборы, от телескопа для наблюдения за небесными телами до прообраза вертолета, что революционизировал производство цветного стекла и стал автором впечатляющих мозаичных панно. И вдобавок к тому оказался реформатором русского литературного языка и стихосложения.
Закадровый комментарий придает фильму энциклопедичности, но ничуть не напыщенности. Автор словно постигает жизнь своего героя вместе с аудиторией и протягивает ниточки от него к дальнейшей российской истории, обнаружив, к примеру, что жена декабриста Волконского приходилась Ломоносову правнучкой. Фильм открыл широкому зрителю несколько актерских имен, в частности, Виктора Степанова (Ломоносов в зрелые годы), которому роль в фильме принесла популярность. Немецкую жену русского ученого сыграла известная балерина Илзе Лиепа.